Презентация по логопедии на тему: Роль самостоятельной работы с учебной литературой в развитии познавательной активности учащихся специальных (коррекционных) классов.
Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках Одной из главных задач современной школы является формирование у учащихся СкК в достаточной мере активной и самостоятельной мыслительной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависят динамика развития обучающихся.Очень часто, готовясь к уроку, учитель прилагает максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Не надеясь на то, что ученики могут высказать собственное суждение, соотнести это новое с собственным опытом, учитель часто преподносит материал в готовых решениях. Такое обучение приводит к запоминанию учащимися учебного материала, но развития мышления при этом не происходит. За учащимися закрепляется позиция ведомых, которая исключает инициативу, активность в познавательной деятельности. Поэтому необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, как это часто практикуется в коррекционных классах, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, самостоятельно работать и использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность. Одним из средств повышения активности и самостоятельности учебной деятельности младших школьников является использование при выполнении учебных заданий элементов программированного обучения. По мнению ряда авторов (Т.М.Лифанова, Е.Д. Худенко, В.Г. Печерский), в пользу применения этого метода свидетельствуют такие моменты, как возможность получения учеником информации о том, правильно или неправильно он выполнил задание (наличие обратной связи), сочетание коллективных форм работы с индивидуальной работой каждого ученика, развитие самоконтроля, самостоятельности. При этом имеется возможность быстро выявить затруднения школьников, своевременно оказать им помощь. К заданиям можно отнести различные карты с выбором ответов. Так, например, при закреплении темы "Сезонные изменения в природе" может быть дано задание заполнить карту, где ученик из ряда предложенных ответов должен выбрать правильные. Номер ответов вписывается в рамку для ответов. В итоге на карте получается цифровой ряд. Затем, учитель сравнивает свой цифровой ряд и тот, который получился у ученика. Или учащиеся сами могут проверить себя. Для этого с обратной стороны карты педагог пишет правильный цифровой ряд.Использование программированных заданий в учебном процессе способствует не только развитию процессов мышления, но и позволяет преодолеть механическое усвоение знаний, активизировать познавательную деятельность, повысить самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля.
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которую они выполняют без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его наблюдением и руководством, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия школьников. В учебном процессе с учащимися СкК возможны следующие виды самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой; работа с раздаточным материалом; наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и выводы из них; выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с проведением экскурсий в природу и на производство. Содержание самостоятельной работы на каждом этапе должно быть посильным для школьников. Самостоятельная работа учащихся с учебной литературой. Воспитать у школьников любовь и уважение к книге, научить их самостоятельно работать с ней — одна из важнейших задач учебных предметов в школе. Формирование у учащихся умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой является частью проблемы развития у школьников умения самостоятельно приобретать и углублять знания. За время обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с книгой:-выделить главное в тексте ;пользоваться рисунками, таблицами и графиками;составлять план (конспект) прочитанного;излагать прочитанное своими словами, логично, последовательно, дополнять материал, имеющийся в учебнике, сведениями, полученными из других источников;пользоваться оглавлением, предметным и именным указателями; работать с каталогом, составлять библиографию по интересующему вопросу.
В ряде случаев проверку результатов самостоятельной работы с учебником можно провести при помощи письменных ответов. Важную роль в обучении приемам самостоятельной работы с книгой играет заключительная беседа, в которой учитель помогает учащимся вскрыть имеющиеся у них недостатки в работе с литературой и показывает наиболее рациональные ее приемы.
Домашняя самостоятельная работа учащихся. Домашняя самостоятельная работа учащихся — один из необходимых элементов учебного процесса. При правильной организации она способствует закреплению и углублению знаний, полученных на уроке. Необходимость домашней самостоятельной работы диктуется и рядом других факторов. Одни быстро усваивают изучаемый материал, другим требуется больше времени на его осмысливание и запоминание. Дома школьники имеют возможность работать каждый в своем темпе.При организации домашней работы учащихся нужно иметь в виду следующее:1. Домашние задания нельзя сводить только к «заучиванию учебника». Нужно больше использовать задания творческого характера. Это повышает интерес учащихся к выполнению домашних заданий и вообще к предмету.2. Не следует домашние задания давать в самом конце урока, и тем более после звонка, без объяснения приемов их выполнения. В результате ученики могут тратить много времени на выполнение задания и иногда безрезультатно. Это порождает у них неверие в свои силы, снижает интерес к предмету.3. При определении содержания и объема домашней работы нужно учитывать индивидуальные особенности школьников. Во всех случаях необходим должный контроль за выполнением домашних заданий. Работа с учебной и дополнительной литературой может иметь целью:-повторение пройденного на уроке материала; изучение нового материала, который в доступной форме изложен в учебнике и к сознательному усвоению которого учащиеся СкК хорошо подготовлены;-расширение и углубление знаний, полученных на уроке.Наряду с изучением литературы домашние задания могут включать наблюдения и опыты, сбор материала.Иногда полезно давать домашние задания в двух-трех вариантах на выбор учащихся, особенно если это задание творческого характера. Наряду с заданиями, общими для всего класса, следует систематически давать индивидуальные задания с учетом подготовки и интересов ученика Несмотря на важность самостоятельной работы при ее организации нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала. Нужно разумно сочетать в обучении изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. Это требует высокого мастерства, которым должен овладеть каждый учитель. Итак, самостоятельная работа повышает уровень самоорганизации обучающихся, развивает творческое мышление, учит правильно работать с литературой, улучшает взаимопонимание и взаимопомощь обучающихся внутри группы, способствует становлению личности человека, а значит, и подготовке квалифицированного специалиста при условии сформированности у обучающихся таких качеств, как упорство в достижении цели, настойчивость, ответственность, самодисциплина.