Программа курса «Исследовательская проектная деятельность при изучении химии» для 8-9 классов


Программа курса
«Исследовательская проектная деятельность
при изучении химии»
Автор – И.В. Малиновская
МОУ «Средняя образовательная школа № 73»
г. Архангельска.

Пояснительная записка.


Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, нормализацию учебной нагрузки учащихся и ее индивидуализацию.
Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал, - задача сегодняшнего дня.
Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно-ориентированного подхода. Задача учителя в процессе личностно-ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой - ориентировать на интеграцию фактических знаний для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Через элективный курс, возможно, организовать работу учащихся над учебными проектами. В ходе этой работы учащиеся могут расширять способы работы с источниками информации, повышать свою самостоятельность, формировать ключевые компоненты проектной деятельности: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации, моделирование, проектирование.
Проектирование позволит формировать личностные качества учащихся, в первую очередь – умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.
Освоив технологию проектного метода в рамках элективного курса,
учащиеся в дальнейшем смогут самостоятельно его использовать при самообразовании не только по химии, но и по другим предметам.






Цель курса: Создать условия для освоения учащимися проектного метода изучения химии.

Задачи:
Знакомство с технологией проектной деятельности, основными этапами работы над проектом.
Формирование интереса к изучению химии и проведения химического эксперимента.
Расширение кругозора учащихся за счет работы с дополнительными источниками информации.
Ориентация учащихся на интеграцию, применение и приобретение новых знаний, путем самообразования.
Формирование у учащихся таких личностных качеств, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор деятельности для достижения поставленных целей и умение анализировать ее результаты.

Форма итогового контроля – написание и защита учащимися проекта по выбранной теме.
Темы проектов:
Паспорт химического элемента.
Профессия фармацевт.
Металлы в искусстве.
Вещества в моем доме.
Домашняя аптечка.
Обыкновенное чудо (домашние эксперименты).
Стекла – хамелеоны.
Сравнительный анализ питьевой воды из различных источников.
Реклама: достоверность с позиции химика.
Ингибиторы и катализаторы.

Планируемые результаты:
Овладеть умениями проектной деятельности.
Повысить уровень знаний и умений по химии по темам, которым будут соответствовать составляемые учащимися проекты.
Работа над проектами, а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов поможет осознать учащимся, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мысли, принимать решения, самореализоваться.
Осознать собственные возможности в выборе естественнонаучного профиля обучения, определив свои склонности и интересы к изучению химии в ходе работы над проектами.
Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 8-9 х классов общеобразовательных школ, ориентирует на выбор профиля обучения, предусматривает освоение исследовательских форм познавательной деятельности и знакомство с рядом профессий в ходе работы над проектами. Курс рассчитан на 34 часа (22 часа отводится на практическую работу учащихся)
Содержание программы.
Тема 1. (6 часов)
Метод проектов
Проект как замысел и способ достижения цели.
Проект. Проектирование. Основные требования к проекту (наличие значимой проблемы, практическая или теоретическая значимость полученных результатов, возможность самостоятельной деятельности учащихся, наличие этапов работы, использование исследовательских методов). Последовательность работы над проектом: выявление проблем по обсуждаемой тематике; выдвижение гипотез; обсуждение методов проверки выдвинутых гипотез, возможных источников информации и формы предоставления результатов; поиск фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; защита проекта; выдвижение новых проблем. Классификации проектов по доминирующему методу и виду деятельности; по признаку предметно содержательной области; по количеству участников проекта; по продолжительности проекта. Условия успешности проектной деятельности.
Планирование и организация деятельности над исследовательским проектом. Структура исследовательского проекта. Аргументация актуальности темы исследования. Факторы, определяющие актуальность: значимость проблемы, необходимость разрешения проблемы, недостаточная изученность отдельных ее аспектов, потребность в новых данных и новых методах, потребность практики. Определение проблемы исследования, его предмета и объекта. Выдвижение гипотез, как научно обоснованных предположений. Вариативность гипотез одного исследования. Изменение гипотезы в ходе работы над проектом. Пути решения поставленных проблем: формулировка цели, как показателя будущих результатов, и обозначение задач - шагов для достижения поставленной цели в соответствии с выдвинутой гипотезой исследования. Определение методов исследования. Эмпирические методы исследования, основанные на опыте работы: наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, эксперимент. Теоретические методы исследования: историко – генетический, моделирование, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, аналогия.
Составление плана проведения эксперимента. Выбор и поиск возможных источников информации. Обсуждение и фиксирование результатов, исследования. Формулировка выводов. Оформление результатов исследования.


Формы предоставления результатов исследования. Устный отчет. Письменный отчет в тезисах или докладах. Журналистский отчет – резюме для публикации в прессе. Презентация. Отличие учебного проекта от коллективно подготовленного материала с предоставлением наглядного материала.
Тема 2. (5 часов)
Составление исследовательского проекта «Курение как фактор загрязнения воздуха».
Тема 3. (23 часа)
Составление исследовательских проектов в группах по предложенным темам.
Паспорт химического элемента.
Профессия фармацевт.
Металлы в искусстве.
Вещества в моем доме.
Домашняя аптечка.
Обыкновенное чудо (домашние эксперименты).
Стекла – хамелеоны.
Сравнительный анализ питьевой воды из различных источников.
Реклама: достоверность с позиции химика.
Ингибиторы и катализаторы.
Защита зачетных проектов.
Рефлексия. Самооценка учащимися своей работы над проектами. Проявление интересов и склонностей в изучении химии. Естественнонаучный профиль Возможность поступления в учебные заведения после окончания классов с естественнонаучным профилем обучения.



Тематическое планирование.





Тема
Краткое содержание.
Кол - во
часов
Методы обучения (система действий учителя, организующая учебную деятельность).

1.
Метод проектов

6 часов


1.1
Проект как замысел и способ достижения цели.
Проект. Проектирование. Погружение в проблему. Последовательность работы над проектом. Классификации проектов: по доминирующему методу и виду деятельности; по признаку предметно содержательной области; по количеству участников проекта; по продолжительности проекта. Условия успешности проектной деятельности.




2 часа
Учебная дискуссия.
Представление различных проектов по предложенной классификации.

1.2
Планирование и организация работы над исследовательским проектом.
Планирование и организация деятельности. Структура исследовательского проекта. Аргументация актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Анализ полученных данных, описание результатов, формулировка выводов. Определение проблем на дальнейшую перспективу исследования.
2 часа
Беседа (проблемно – диалогический метод).
Представление исследовательских проектов.

1.3
Формы предоставления результатов исследования.
Формы представления результатов исследования: устный отчет, письменный отчет в тезисах, докладах, журналистский отчет – резюме для публикации в прессе. Отличие учебного проекта от коллективно подготовленного материала с предоставлением наглядного материала.
2 часа
Лекция с элементами беседы.
Представление результатов проектов, используя различные формы для их презентации.

2.
Составление проекта «Курение как фактор загрязнения воздуха».

5 часов


2.1
Мозговой штурм со шляпами.



Погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, знакомство с темой и проблемой курения людей и проблемой загрязнения воздуха. Формулировка цели и задач для реализации в ходе работы над проектом. Составление плана работы над проектом. Определение источников информации, способов ее сбора, методов исследования и предоставления формы отчета.
2 часа




Деловая игра.

2.2.
Разработка проектов «Курение как фактор загрязнения атмосферного воздуха» в группах.

Подготовительный этап: подготовка рабочего места группы и химического оборудования;
Основной этап: обмен информацией, работа в группе; распределение собранного материала; самостоятельная работа, проведение эксперимента; общие выводы по полученным результатам;
Заключительный этап: консультации по сбору и обработке материала; составление и оформление доклада.





2 часа
Работа в группах.
Групповые консультации

2.3
Презентация проектов «Курение как фактор загрязнения атмосферного воздуха».
Подготовительный этап: подготовка материалов, оборудования к показу работ; формирование состава жюри;
Основной этап: демонстрация творческих разработок по группам; ответы на вопросы; обсуждение, оценка актуальности; выступление членов жюри;
Заключительный этап: оценивание работы учащихся и подведение итогов. Рефлексия деятельности учащихся.

1 час
Защита проектов


3.

Составление проектов в группах по предложенным темам



23 часа


3.1

Разработка исследовательских проектов.
Темы проектов представлены в пояснительной записке.
4 часа
Индивидуальная работа.

3.2
Изучение теоретического материала по выбранной теме.

4 часа
Индивидуальная работа в библиотеке и в компьютерном кабинете.

3.3
Выполнение экспериментальной части исследовательского проекта

5 часов
Практическая работа.

3.4
Написание исследовательского проекта.

5 часов
Индивидуальная работа. Консультирование.

3.5
Презентация зачетных проектов.

3 часа
Защита проектов.

3.6
Круглый стол «Мои достижения сегодня – правильный выбор профессии завтра».
Рефлексия. Самооценка учащимися своей работы над проектами. Проявление интересов и склонностей учащихся к изучению химии в ходе работы над проектами. Возможность поступления в учебные заведения после окончания классов с естественнонаучным профилем обучения.

2 часа
Учебная дискуссия.


Приложения.

Проект «Курение как фактор загрязнения атмосферного воздуха»

Аннотация

Учебный проект «Курение как фактор загрязнения атмосферного воздуха» разрабатывается на элективном курсе по теме «Проектная деятельность при изучении химии» в течение 3 часов учебного времени. Работа над проектом позволяет развивать у его участников специальные (химические) и общеучебные умения. Учащиеся выбирают нужную часть информации в ее большом потоке. Планируют химический эксперимент и проводят его, по ходу дела разрешая возникающие затруднения. Производится обработка, анализ результатов и их осмысление
Практическая значимость проекта состоит:
в формировании здорового образа жизни;
в выработке рекомендаций по предотвращению проблем, связанных с отравлением токсичными веществами, которые входят в состав табачного дыма;
в возможности показать учащимся практическое применение знаний, полученных на уроках химии для проведения исследования состава табачного дыма;
в развитии творческого мышления школьников, в умении приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к чужому мнению.


Занятие №1

Мозговой штурм со шляпами.

Цель: Создать условия для освоения коллективного метода работы над проектом «мозгового штурма».
Подготовительный этап:
формирование мини групп, при наполняемости группы 12 человек,
возможно создать мини группы по 3-4 человека.
распределение обязанностей, выбор лидеров групп.
Основной этап:
формулировка проблемы исследования: табачный дым и мы.
Далее работа над проектом ведется с использованием метода
«Шесть шляп».
Пробовали ли вы когда-нибудь одновременно жонглировать двумя мячами правой рукой и разворачивать шоколадный батончик левой, держа на голове при этом толстенную книгу? Это было бы весьма непросто. Браться сразу за несколько дел - сложное и неблагодарное занятие.
А именно это и предстоит сделать, работая над проектом. Размышляя над проблемой, придется выполнять сразу несколько операций: анализировать факты, обосновывать имеющиеся возражения (данный процесс будет невозможен без эмоций), выдвинуть новую идею – и все это делать одновременно. Неудивительно, что все это часто заводит в тупик. Шесть шляп – это методика, предлагающая выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Не следует пытаться сделать все сразу, необходимо надевать мысленно по одной шляпе. Всего имеется шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определенный тип мышления.
Белая шляпа - факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация нам необходима?
Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Черная шляпа – осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Соответствует ли это действительности? Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли идея?
Желтая шляпа – преимущество, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зеленая шляпа - исследования, предложения, новые идеи. Возможные альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существует ли альтернативные идеи?
Синяя шляпа – контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного щага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.
Шляпы в данном случае помогают использовать людям различные типы мышления.
выбор творческого названия проекта, начать можно с красной шляпы, что чувствуют ребята, как они сами относятся к курению. Затем можно предложить надеть черную шляпу, т.о. включить здравый смысл.
обсуждение источников информации, в данном случае поможет белая шляпа.
обсуждение предстоящих исследований можно провести в зеленой шляпе, затем примерить желтую шляпу для того, чтобы просчитать практическое применение работы над данным проектом.
Заключительный этап:
обсуждение индивидуальных планов работы учащихся можно провести в синей шляпе


Занятие № 2

Разработка проектов
«Курение как фактор загрязнения атмосферного воздуха» в группах.

Цель: Организовать поиск информации и проведение эксперимента учащимися.
Первое занятие учитель работает со всеми группами вместе, при этом разрабатывается так называемая канва проекта. Проговариваются возможные названия проекта. Ставится цель исследования, задачи, определяется объект и предмет исследования.
Второе занятие строится как консультационное для мини - групп, обсуждение ведется в каждой группе отдельно. Учитель работает как консультант по возникающим вопросам. Руководит в каждой группе лидер, которого выбрали ребята на первом занятии. При этом уже он предлагает надеть ту или иную шляпу в зависимости от ситуации.
Подготовительный этап:
подготовка рабочего места группы и химического оборудования;
Основной этап;
обмен информацией, работа в группе;
распределение собранного материала;
самостоятельная работа, проведение эксперимента;
общие выводы по полученным результатам;
Заключительный этап:
консультации по сбору и обработке материала;
составление и оформление доклада.



Занятие № 3

Презентация проектов
«Курение как фактор загрязнения атмосферного воздуха».

Цель: Оказать помощь учащимся логически связно выстраивать сообщения, вырабатывать стройную манеру изложения, кратко излагать свои мысли.
Подготовительный этап:
подготовка материалов, оборудования к показу работ;
формирование состава жюри;
Основной этап:
демонстрация творческих разработок по группам;
ответы на вопросы;
обсуждение, оценка актуальности
выступление членов жюри;
Заключительный этап:
оценивание работы учащихся и подведение итогов.
рефлексия деятельности учащихся.
Алгоритм защиты проекта

1. Постановка проблемы, ее актуальность.
2. Высказывание гипотезы, аргументация ее изложения.
3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.
4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.
5. Ответы на вопросы других групп.

Рефлексивная оценка проектной деятельности.
1. Рефлексивная оценка решения поставленной проблемы. Насколько успешно решена проблема? В зависимости от типа проекта: если изделие, то насколько оно удачно; если проект информационный, то насколько полно собрана информация и в какой мере удовлетворяет она потребность, обозначенную при формулировке проблемы и т.д. Насколько представленное проектное решение может быть улучшено?
2. Рефлексивная оценка школьником самого себя в процессе проектирования. Насколько я был успешен в процессе проектирования? Ответ на этот вопрос должен отражать ряд моментов, связанных с этапами проектирования, например: значимость и четкость формулировки проблемы; аргументация положения гипотезы, планирование и проведение исследования (если проект исследовательский); успешность применения творческих методов проектирования (если проект творческий); широта спектра первоначальных идей; достаточность проработки выбранной идеи и т.д.
Оценивание проекта.

Оценка проекта должна быть интегрированной. Она складывается из оценок этапов выполнения проекта (от формулировки проблемы до получения результата) и результатов проекта.












Тезаурус.

Проект – это замысел, план; разработанный план сооружения, механизма: предварительный текст какого – либо документа.
Проектирование – деятельность, промысливание того, что должно быть. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой – ориентировать на интеграцию фактических знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Учебный проект – задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Мозговой штурм – коллективное генерирование идеи в очень сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди большого числа идей может оказаться несколько удачных.
Главное условие: коллектив должен быть небольшой; каждый участник «штурма» по очереди выдвигает идей в очень быстром темпе; всякая критика запрещена; процесс записывается на магнитофон, потом анализируется.
Классификация проектов (Е.С. Полат).

По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
исследовательские,
творческие,
ролево – игровые,
информационные,
практико ориентированные;
По признаку предметно – содержательной области:
монопроекты,
межпредметные проекты;
По характеру контактов:
внутренние или региональные,
международные;
По количеству участников проекта:
личностные,
парные,
групповые;
По продолжительности проекта:
краткосрочные,
средней продолжительности,
долгосрочные.


Классификация проектов (Саймон Хайнес)

Проекты сообщения, или исследовательские проекты.
Проекты интервью.
Проект – производство.
Проект ролевые – игры и драматические игры.


Список литературы:

1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей родителей, - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999.
2. Аликберова Л., Степин Б.Д. Книга для домашнего чтения.- М.: Химия, 1995.
3. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить. Пер. с англ. – Мн.: ООО «Попурри», 2005.
4. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных: Основы химии и занимательные опыты. – Л.: Химия, 1987.
5. Кузнецова Л.М. Химия. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Мнемозина, 2003.
6. Петрова Д.В., Тургенева М. В. Потребляй, но проверяй. – г. Отрадный. 2006.
7. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
8. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии – Ростов н /Д:
Феникс, 2007.
9. Смирнов Ю.И.Занимательные рассказы о химии.- СПб.: ИКФ «Мим - Экспресс», 1995.





13PAGE 15


13PAGE 141415




15