Проектная деятельность учащихся при изучении математики
Проектная деятельность учащихся при изучении математики.
Учитель математики МБОУ СОШ № 1 г. Минеральные Воды Фадеева Н.О.
Введение
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Формирование этих качеств возлагается на образование, и в первую очередь, на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Предусматривается достижение школой следующих учебных и воспитательных задач:
- развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся;
- выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
- воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности;
- помощь в профессиональной ориентации;
- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
10% от того, что они читают;
26% от того, что они слышат;
30% от того, что они видят;
50% от того, что они видят и слышат;
70% от того, что они обсуждают с другими;
80% от того, что основано на личном опыте;
90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
95% от того, чему они обучаются сами.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:
1. Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области учебных дисциплин, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
2. Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли организовать свои потребности в общении с группами одноклассников, учителей; приобрели навыки индивидуальной работы и сотрудничества в коллективе.
3. Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
Проектная деятельность внедрялась в наше образование уже в тридцатые годы прошлого века, однако этот опыт не дал положительных результатов. Причин несколько: - теоретически проблема не была исследована в достаточной мере; - неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы; - новшество, спущенное сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое и важное для образования учащихся.
Осмысление и применение метода проектов в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой технологии в педагогике, которая позволит эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно ориентироваться в выборе профессии и жить творческой жизнью.
Под методом проектов понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной учебно-познавательной задачи, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Важно не смешивать понятия "проект" - как результат деятельности и "проект" как метод познания. Метод проектов предусматривает наличие проблемы, требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме. Может быть использован как на одном уроке, так и в серии уроков и во внеурочной деятельности.
Использованием учителем метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной учебно - познавательной деятельности(УПД).
Содержание мотивированной УПД.
Компоненты деятельности
Установки и действия педагога
1. Цель
- совместные действия с детьми по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
2. Мотив
- опора на внутренние мотивы
3. Средства
- совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели
4. Действия
- вариативность действий, выбор действия в соответствии с возможностями школьника
5. Результат
- достижение учащимися лично значимого результата; в центре внимания учителя - внутренние позитивные изменения в личности школьника
б. Оценка
- обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата
Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект - подлинно научное исследование. Он требует работы по определенному алгоритму:
- постановка проблемы;
- формулировка гипотезы;
- планирование действий;
- сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;
- подготовка и написание обобщения (альбома, отчета и т.д.);
- защита, презентация проекта.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, игры, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Прикладной проект. В этом проекте с самого начала четко обозначается результат деятельности его участников:
- проект математического закона или свода правил;
- модель какого-то объекта, процесса доказательства теоремы;
- конструкторский проект и т.д.
Структура учебного проекта
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Проект - это «пять П».
1. Наличие проблемы. Нет проблемы - нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного- двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях. Для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов создаются крупные проекты, которые выполняются во внеурочной деятельности(кружки, факультативы, элективные курсы).
Долгосрочный проект может быть связан с какой-либо темой по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
Примерами могут служить проекты моих учеников по темам:
1. «Практическое применение логарифмической и показательной функций» /11 класс/
2. « Практические приложения тригонометрии» /10 класс/
3. «Теорема Пифагора» /8 класс/
И так далее
2. Обязательное планирование действий. В ходе обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
Поиск информации-обязательное условие каждого проекта. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций на каждом этапе.
Результат работы - продукт. Учащиеся уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель - научный консультант. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты: опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме, сказка или детективная история по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни: расчёт минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчёт погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, математические модели и т. д.
Презентация результатов - представление готового продукта, защита проекта в форме конкурса, выставки, доклада. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Каждый проект оценивается всеми участниками занятий. Исследовательские и проектные работы строятся так, что в них востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Этапы проектной деятельности
Предполагаемый итог проектной деятельности: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить».
Хороший образ: математика-это лес. Учитель прокладывает в нём просеки. Слабым ученикам хорошо бы научиться ходить по просекам. Обычных учащихся можно научить не бояться заходить в любой лес, видеть простые ориентиры, не теряться (хотя бы недалеко от дороги). Для сильных учеников возможен поход по бездорожью, то есть самостоятельное решение исследовательской задачи. Умение не заблудиться в лесу, и есть то, чему мы хотим научить.
Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен:
создать мотивацию
создать образовательную среду
определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы
уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений
представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования
организовать работу (в малых группах, индивидуально)
владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.
консультировать (по методу убывающих подсказок)
иметь критерии объективной оценки.
Для того, чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок и конференций различного уровня, на которых можно познакомиться с опытом предшествующих проектировщиков из числа старших учащихся. Участие в таком мероприятии обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже. Например, после успешного выступления на научно – практической конференции Малой академии наук МБОУ «Южно - Российский лицей казачества и народов Кавказа» ученика 10 класса А. Согомоняна в 2013 году с докладом «Тригонометрия в окружающем нас мире и жизни человека», группа учащихся 8 класса приняла участие в конференции 2014 года с защитой проекта «Теорема «невест» или ошибка переводчика».
Следует добавить, что ещё одним продуктом проектной деятельности стала публикация в соавторстве с учителем математики статьи А. Согомоняна «Тригонометрия: наука и практика» в Сборнике докладов 17 НПК Северо – Кавказского филиала Белгородского технического университета «Интеллектуальный потенциал в 21 веке: ступени познания».
Свои исследовательские работы мои ученики считают маленькими открытиями, и помнят о том, что человек в своей жизни делает много открытий. Некоторые из них являются великими, а другие могут быть незначительными, даже незаметными для остальных людей, но именно эти маленькие открытия являются началом великих, гениальных, именно они вселяют в человека веру и интерес.
Таким образом, ведущая линия в осуществлении проектной деятельности на уроках математики состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход разработки, наполнить её интересным материалом и содержанием, логически завершить, продемонстрировав свою эрудицию в предмете исследования. В процессе проектной деятельности по математике расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к исследовательской деятельности занимает стойкую жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Мониторинг знаний учащихся, занимающихся проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету. У учащихся к выпуску наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умений и навыков работы с дополнительными источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Деятельность учащихся
Формулируют
Исследуют
Анализируют
Выбирают
Конспектируют
Генерируют идеи
Разрабатывают
Определяют
Рисуют, чертят
Оформляют
Защищают проект
Деятельность учителя
Предлагает
Ставит проблему
Консультирует
Наблюдает
Советует
Помогает
Уточняет
Проверяет
Дополняет
Контролирует
Обобщает
Участвует в оценке проекта
2. Технологический этап
Систематизация информации
Выбор базового варианта
3. Подготовка к защите проекта
Контроль или испытание
Оформление результатов
4. Заключительный этап
Защита проекта
1. Исследовательский этап
Поиск проблемы
Выбор и обоснование проекта
Сбор информации
Разработка документации
Результат
Этапы выполнения проекта
Заголовок 1Заголовок 215