Статья по литературе на тему Роль внеклассной работы в формировании читателя-подростка (начальная и средняя школа 2-7 класс).

Статья по литературе учителя МБОУ Калиновская СОШ Людмилы Петровны Лазневой.

Роль внеклассной работы в формировании читателя-подростка.

Проблема нечтения, особенно остро стоящая в школе в последние годы, «настигает» детей в подростковом возрасте, так как, начиная осознавать себя личностью, большинство учащихся 5 – 7 классов отторгают хорошую книгу в качестве носителя духовных ценностей. И тогда приоритетом в формировании нравственно-интеллектуального развития личности ребенка становятся телевидение, интернет, поп-музыка и всё остальное, порождающее бездуховность. Бездуховность, в свою очередь, приводит к детской агрессии, наркомании, уходу в виртуальную реальность, я уже не говорю о падении интереса к учебной деятельности.
Как нам, учителям, вернуть подростка в мир добра? Как воспитать полноценного гражданина общества? Думается, частично проблему нечтения можно решить формированием читательского интереса ребенка на уроках внеклассного чтения, во внеклассной и внеурочной работе с детьми, рассчитанной на знакомство учащихся с русской и мировой классикой. Система работы основана на чтении и обсуждении литературных произведений, их разыгрывании в группах продлённого дня, в кружках выразительного чтения, театральной студии, просмотре и обсуждении выездных театральных спектаклей, приглашении хорошего театра в школу.
Работу по воспитанию любви к книге и чтению необходимо начинать в начальной школе, когда детские души в своем большинстве способны почувствовать гармонию поэтического слова, постигнуть его глубокий смысл. Раз в месяц в третьих и четвертых классах я провожу уроки внеклассного чтения по поэзии В. Набокова. Для этих уроков отобрала стихотворения В. Набокова о родине, природе и мире детства, доступные данному детскому возрасту. Чтению стихов предшествует знакомство с жизнью и семьёй В. Набокова, в рассказе главное внимание уделяется его детству.
Выразительное чтение стихотворений воспринимается детьми на слух, затем идёт беседа с необходимым комментированием. Примером может служить анализ стихотворения из романа «Дар» «Фарфоровые соты синий», в котором автор «пишет мир, завещанный ему предками».(1;26) Цветопись и экскурсия стиха, доступные детскому мироощущению, способны пробуждать в читателях творческое начало.
Фарфоровые соты синий,
зеленый , красный мед хранят.
Сперва из карандашах линий
слагается шершаво сад.
Березы, флигельный балкончик –
все в пятнах солнца. Обманку
и заверну погуще кончик
в оранжевую желтизну.
Меж тем в наполненном бокале,
в лучах граненного стекла –
какие краски засверкали,
какай радость расцвела!(1;26)
В начале беседы предлагаю учащимся вспомнить о детских интересах В. Набокова. После того, как дети назовут увлечение живописью, происходит знакомство с текстом и его анализ. Учитель объясняет значение слова «флигель» и метафору, заключенную в двух начальных строках: «фарфоровые соты» - небольшие сосуды с разноцветными акварельными красками. Затем идет осмысление работы лирического героя над акварелью: «Что запечатлел мальчик на рисунке7» После того, как «выстроен» видеоряд лирического героя, уточняется последовательность рисования акварели; особое внимание уделяется радостным чувствам, пришедшим во время работы с красками на стену первоначальной неуверенности:
какие краски засверкали,
какая радость расцвела! (1;26)
Домашнее задание предполагает иллюстрирование стихотворения. Содержание рисунка определяется его текстом: « сад. Березы, флигельный балкончик – все в пятнах солнца». (1;26)
Лучшие рисунки служат основой классных и общешкольных выставок юных иллюстраторов произведений В. Набокова.
Эти занятия очень нравятся детям, они их ждут с нетерпением: родителями приобретаются сборники стихов, учащиеся иллюстрируют понравившиеся стихи, принимают активное участие в конкурсе чтецов ко дню рождения В.Набокова. В прошлом учебном году литературная композиция «Молюсь величию и нежности природы...» (по стихам В.Набокова) была талантливо исполнена четвероклассниками не только в стенах школы, но и на международном театральном фестивале «Волшебный край кулис», став его дипломантом.
На занятиях в группах продленного дня я продолжаю работу по воспитанию интереса к книге, знакомя с творчеством детских писателей-классиков: С.Чёрного, Д.Хармса, К.Чуковского, С.Маршака, Е.Шварца, Р.Киплинга, А.Линдгрен, А.Милна и других. Проводятся конкурсы рисунков, литературные игры, во время которых дети выполняют творческие задания по развитию интеллекта и воображения.
Подростки вовлекаются в работу театральной студии «Дар», художественным руководителем которой являюсь. Труднее привлекать к участию в театральных постановках мальчиков, но и эту проблему стараемся решать. Участие в спектаклях детей разных возрастов – от четвероклассников до старшеклассников – дисциплинирует подростков, вселяет в них чувство коллективизма, развивает творческие способности (лучше начинают учиться), повышается личностный статус (становятся известными всей школе), имеют возможность, участвуя в театральных фестивалях, выступать на сцене профессионального театра.
Большинство спектаклей, поставленных театральной студией «Дар», стараюсь ориентировать на подростковый возраст: «Я захотел устроить бал...» (по стихамД.Хармса) смотрели пятые и шестые классы; на премьере спектакля «Немало книжек выпущено мной...» (по стихам С. Маршака) присутствовали пятиклассники и шестиклассники; литературная композиция «С любимыми не расставайтесь...» была показана шестым, седьмым, восьмым классам; композицию по творчеству Н.Гумилёва «Есть Бог, есть мир...» с целью расширения знаний детей в области русской культуры адаптировала для подросткового возраста. Из сценария исключены следующие произведения поэта: «Блудный сын», «Христос», «Память», «Шестое чувство», «Озеро Чад», «Жираф», «Невеста льва», «три жены мандарина»; введены – «Капитаны», «Маркиз де Карабас», «Принцесса», « Попугай», «фарфоровый павильон», «Природа». Дети увидели её под названием «Ослепительное», несколько стихов в спектакле было прочитано и разыграно их сверстниками. Хорошее качество вышеназванных постановок способствует приобщению детей к русской и мировой культуре; расширяет их знания в области литературы и частично позволяет решить проблему отстранённости подростков от книги.
К восприятию всех постановок готовлю будущих зрителей. Как? Расскажу на примере спектакля «Аня в стране чудес». Спектакль явился завершением Года литературы в школе.
Параллельно с репетициями выходила в классы, рассказывала о Льюисе Кэрролле и его книге-юбиляре «Приключения Алисы в стране чудес» (ей исполнилось в этом году 150 лет); о создании сказки учителем математики Чарльзом Доджсоном. Но большую часть времени уделяю переводчику сказки В.Набокову, т.к. по его вольному переводу мы ставили спектакль. Подробно рассказывала о детстве, юности, о его любви к России и желании быть прочитанным русским читателем, о достоинствах перевода.
Ученики, читавшие сказку, вспомнили её вовремя беседы; некоторые дети прочитали сказку к спектаклю.
После спектакля с каждым классом провела беседы.
Благодаря тому, что сама пишу сценарии, почти ничего не меняя в тексте и не искажая идеи, мне немного легче ставить спектакли и компаозиции.
Результаты данной воспитательной системы с помощью анкетирования можно проверить только на пятиклассниках, которые, начиная с третьего класса, были включены в систему внеклассной работы. Анкета предполагала три вопроса:
«Люблю ли я читать книги?»
«Какие книги считаю своими друзьями?»
«Мои впечатления от спектакля по стихам С.Маршака «Немало книжек выпущено мной...»
В анкетировании участвовало 43 пятиклассника: на первый вопрос положительно ответили 30 детей, на второй – 37, спектакль не понравился только двоим, так как они не любят стихи.
Среди любимых книг дети называют приключения, фантастику, фентези, юмористические рассказы (Драгунский), единицы называют книги Э.Успенского, А.Рыбакова, Ю.Сотника, Дж.Лондона; зато Гарри Поттер – любимый герой одиннадцати учащихся, и всего один, по-видимому, мальчик, написал, что любит читать книги о технике, трое детей любимыми книгами считают сказки. Из анкетируемых учащихся седьмых классов, не включенных в вышеназванную систему внеклассной работы, только половина положительно ответила на первый вопрос, отдав предпочтение при выборе книг для чтения детективам и фантастике, конечно, иностранных авторов.
Результаты анкетирования говорят ещё об одной проблеме – формировании читательского вкуса ребёнка.
Как учитель, я считаю, что на уроках и во внеклассной работе мы можем сделать многое, чтобы дети любили читать и любили книгу.


Литература:
Набоков В.В. Собрание сочинений в 4 т. Т.З. – М, 1990. С. 26.
15