Народные сказки как средство воспитания культуры поведения старших дошкольников
Статья: «Народные сказки как средство воспитания культуры поведения старших дошкольников»
Образ современного человека - это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, с основополагающими принципами морали.
Культура поведения важная часть общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Формирование потребности в культуре поведения - одна из важнейших социальных задач человека с раннего детства. Высокий уровень культуры поведения - это условие успешной адаптации человека в любой социальной среде.
Воспитание культуры поведения рассматривали такие исследователи, как Е.Ф.Черенкова, С.В. Петерина; формирование положительных взаимоотношений – М.С. Марьенко, М.А. Саморукова, А.Г. Рузская, М.Г. Яновская, В.И. Логинова. По их мнению, главной задачей воспитателя, является расширение и корректировка знаний детей, приведение их в систему, принятую в обществе. Воспитание культуры поведения дошкольников становится актуальным на этапе перехода ребенка к школьному обучению, так как отсутствие культуры поведения, в целом, способствует нарушению педагогического процесса обучения.
Формирование первоначальных представлений о правилах поведения, выработки основ поведенческой культуры через понимание и эмоциональное переживание от выполнения правил этикета, умения их практически применять – вот с чего необходимо начинать обучение детей дошкольного возраста
Культура поведения это правила, нормы поведения человека в обществе [2]. Нормы поведения помогают взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях, так как социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезной привычкой [1]. Необходимые условия для воспитания культуры поведения правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога.
Содержание культуры поведения дошкольников включает три компонента: культура деятельности, культура общения, культурно - гигиенические навыки и привычки [3].
Народная сказка закладывает в душе и в сознании ребенка моральные нормы, установки, помогает ребенку понять что хорошо, а что плохо. Во все времена народная сказка способствовала развитию социальных умений и навыков поведения, позитивных межличностных отношений, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.
Самый распространенный вид сказок, сказки о животных. В сказке животные приобретают человеческие черты - говорят, действуют, думают. Такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных. Здесь животные говорят на человеческом языке. Главная задача этих сказок - высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к обиженному, слабому [4]. Так, главная черта лисицы, как в русских, так и в татарских, чувашских, мордовских сказках - хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает добрым, а бывает и злым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и волка, и лисы, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.
В.П. Аникин отмечает, что старшим детям нравится волшебная сказка. Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены смелостью, упорством в достижении цели, мужеством, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими моральными и физическими качествами, имеющими наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину) [6]. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Бытовая сказка наиболее близка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власти, в частности к судьям, чиновникам. Все это, конечно, передавалось и маленьким слушателям, которые проникались народным юмором сказителя [5].
Народная сказка не дает прямых наставлений детям («Уважай старших», «Слушайся родителей», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок. Сказка, ее композиция, выразительный язык, яркое противопоставление зла и добра, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, все это делает сказку особенно интересной для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Применение разных форм сказки (инсценирование, сочинение детьми сказки, чтение, рассказ, использование на занятиях) имеет большое значение при формировании у детей навыков культуры поведения. Создание эффективной системы работы по формированию навыков культурного поведения у дошкольников в современных условиях имеет исключительно важное значение, так как она может внести существенный вклад в подготовку детей к школе, к жизни.
Список использованной литературы
1. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика/ В.И. Логинова. – М.: Просвещение, 2005.
2. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М.Г. Яновская. – М.: Просвещение, 2002.
3. Бархатова Е.В. Воспитание культуры поведения / Е.В. Бархалова // Дошкольное воспитание. – 2008.
Котлякова, Т. Дидактические сказки в художественном развитии дошкольников / Т. Котлякова // Детский сад от А до Я 2009 №4 С.118-121.
5. Венецкая, А. Б. Формирование культуры общения младших школьников / А. Б. Венецкая // Начальная школа .- 2009 .- №2 .- С.73-77.
Аникин, В.П. Русская народная сказка / В.П. Аникин. – М.: Художественная литература, 2009.
15