Становление гражданина и патриота: роль школьного краеведческого музея в системе воспитания
Становление
гражданина и патриота:
роль школьного краеведческого музея
в системе воспитания
Мазин
Константин Александрович
директор МБОУ СОШ № 52 Октябрьского района г.Новосибирска,
руководитель высшей квалификационной категории
Социально – экономические процессы происходящие в обществе с середины 90-х годов привели к разрушению системы ценностей, сформированных в советский период истории нашего народа, и как следствие, к разрушению системы воспитания, сложившейся в школе. Октябрятские, пионерские, комсомольские организации канули в лета, а вместе с ними и система формирования нравственных ценностей ребенка. В переломный момент истории, когда в одночасье рухнули представления о человеческих ценностях и идеалах, система образования не смогла своевременно и мобильно отреагировать на происходящее в обществе.
Для человека, который долго голодал быстрое насыщение смертельно. Наше общество, испытывающее на протяжении десятилетий информационный голод, неожиданно получило такой поток информации, в основном негативной, крайне вредной для нравственных устоев человека, если и осталось живым, то получило непоправимую нравственную деформацию. Особенно пагубно это сказалось на детях, личность которых с несформированной психикой и моралью не в силах сделать правильный выбор.
В связи с вышесказанным, задача воспитания детей в настоящее время является одной из приоритетных в деятельности каждого образовательного учреждения, каждого педагога и в целом системы образования. Задача архиважная и крайне трудная, усугубляется ещё и тем, что большинство родителей не понимают необходимости совместных усилий школы и семьи по воспитанию детей. Решение этой задачи во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.
Школа не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.
Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дело в том, что дети, как известно, цементируют семью, вносят в нее дух бодрости и здорового сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.
Задача родителей - развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле большое значение имеет та нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей превалируют "вещные интересы" и заботы о поисках материальных выгод, если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на воспитании детей. Вот почему школе следует проводить работу по обогащению духовных потребностей родителей, знакомить их с вопросами развития искусства и литературы, науки и техники и направлять их внимание на всемерное развитие здоровых духовных потребностей учащихся, побуждать их к овладению знаниями, к чтению, приобщать к искусству и художественному творчеству.
Невозможно решить поставленные задачи и без привлечения общественности, построения системы социального партнерства с различными общественными институтами. Они содействуют проведению разнообразной внешкольной воспитательной работы с детьми, организуют шефство над школами, оказывают влияние на родителей, побуждая их к улучшению воспитания детей в семье.
Учитывая большую роль согласованной, воспитательной работы школы, семьи и общественности, эту работу необходимо умело координировать и направлять. Справиться с данной задачей в состоянии только школа.
Воспитательная модель нашей школы, я думаю, мало чем отличается от таковых в других образовательных учреждениях, но тем не менее кратко остановлюсь на ее составляющих.
Основополагающими принципами построения воспитательной системы школы является следующее:
O Целостность педагогического процесса - единство, взаимосвязь и интеграция урочной и внеурочной форм работы
O Взаимодействие трёх факторов: семьи, школы, общества (социума)
O Приоритетность исторического, культурного наследия России и родного края через духовные ценности и традиции
O Системность , преемственность, непрерывность в развитии и воспитании детей с учётом их особенностей
O Принцип деятельного подхода в воспитании. Воспитательный процесс идёт через основные виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную, творческую.
O Многообразие форм, методов, средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания.
По содержанию выделяем несколько приоритетных направлений:
Нравственно- патриотическое воспитание;
Экологическое воспитание;
Правовое воспитание;
Спортивно- оздоровительное воспитание;
Трудовое воспитание.
Описать в полной мере воспитательную работу в школе у меня нет возможности, да и нет такой необходимости. Я бы хотел остановиться на нравственно-патриотическом воспитании, формировании полноценного гражданина общества, которое имеет свои особенности, присущие только нашему образовательному учреждению.
В 2000 году наша страна праздновала пятидесятипятилетние Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Проводилась масса мероприятий: классных часов, уроков-мужества, встреч с ветеранами, посещение мемориала, несения вахты Памяти и т.д. Но я заметил, что многих детей события тех трагических и великих дней не трогают, они на столько далеки от них, что воспринимают подвиг своего народа, как нечто совершенно их уже не касающееся. Коллектив творческих педагогов, анализирую данную ситуацию, пытался найти формы патриотический работы такие, которые бы доходили до сердца каждого ребенка. Вот тогда у нас возникла идея создания школьного краеведческого музея. Вначале музей задумывался как музей истории школы. Были разработаны план мероприятий, концепция развития, сформулированы цели и задачи работы. Затем была создана инициативная группа ребят, объединившаяся в последствии в клуб «Поиск», которая начала поисковую работу по сбору материала об истории школы, педагогах, работавших в разные года, директорах школы, выпускниках и т.д. Работа велась параллельно в нескольких направлениях: работа с архивом школы, работа в архиве города, работа с музеями города, имеющим какую-либо информацию о школе, встречи с ветеранами школы, выпускниками разных лет, сбором экспонатов и, наконец, оформлением экспозиций. Постепенно в работу оказались втянутыми более половины учащихся школы. Целый отряд интервьюеров работал с окружающим населением, записывал рассказы очевидцев становления школы, другие несли все что могли выпросить у бабушек и родителей в музей. В период становления совет музея разработал и поручил задания по классам. Все учащиеся с большим интересом включились в работу. Проводились встречи с выпускниками разных лет, начиная с 1956 года, записывались воспоминания педагогов и учащихся прошлых лет, оформлялись альбомы, создавалась летопись школы, по кусочкам, из летописи классов выпускников и ныне обучающихся. Эта работа продолжается и по сей день.
На наших глазах история начала оживать, дети стали реально ощущать исторические события. Незаметно мы вышли за рамки истории школы и для себя поняли, что невозможно рассказать об истории школы, не зная историю города, района, микроучастка. Концепция развития музея бала переработана и дополнена, и звучала теперь как музей истории школы в истории города и района. Здесь конечно, невозможно было не затронуть судьбы людей, которые были творцами этой истории, в том числе истории военных лет. Дети самостоятельно вышли на проблему поиска ветеранов войны, проживающих на нашем микроучастке, необходимости общения с ними. Мы с детьми очень спешили, чтобы успеть, успеть увидеть своими глазами тех людей и рассказать о них, потому что они последнее поколение которое имеет эту уникальную возможность. Теперь классные часы по патриотической тематике воспринимались по другому, никто не смел улыбнуться, когда дети рассказывали о войне, рассказывали не прочитанное в книжках, а услышанное ими самими от очевидцев. В 2007 году мы открыли музей, которому дети дали название «Закаменская слобода», потому что школа расположена в самом историческом центре зарождения города Новониколаевска, в районе речки Каменки, в Закаменском, теперь Октябрьском районе. В музее было два зала, один был посвящен истории района и школы, второй зал выпускникам школы и их достижениям. А через год был открыт третий зал, рассказывающий о быте и образе жизни наших предков «Русская изба», создание и оформление которого собрало еще одну группу энтузиастов. Теперь в музее работает три зала: «История школы в истории района», где размещены 8 стендов, отражающих историю школы и района, включающиеся в себя экспозиции по истории образования, накоплены, во многом уникальные, экспонаты.
Второй зал музея «Учителями славится Россия - ученики приносят славу ей», в котором представлены ветераны педагогического труда, Заслуженные учителя России, Отличники народного образования, Почетные Работники образования, учителя имеющие Грамоты Министерства образования РФ, выпускники, внесшие заметный вклад в развитие города, района. Здесь же размещены материалы об «отличниках и медалистах», дипломантах и лауреатов различных конкурсов, творческих проектов, спортивных соревнований, победители олимпиад, научно-практических конференций различного уровня. Экспозиция состоит из творческих работ, выполненных в самой различной технике(вышивка, лепка, бисероплетение, резьба по дереву и многое другое). Здесь можно увидеть медали за спортивные достижения, сувениры, дипломы и грамоты, любезно переданные в 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Спортивные достижения учащихся
Экспозиция, посвященная ВОВ
Творческие работы учащихся
Третий зал музея «Русская изба»
переданные в дар музею.
Работа по созданию музея дала возможность в полной мере не только организовать детей в сплоченную команду единомышленников, но и на качественно новом уровне организовать работу с родителями. То самое взаимодействие семьи и школы и о котором говорилось выше. Более 70% родителей выпускники этой школы, а у многих детей и бабушки с дедушками учились здесь же. Есть у нас педагоги, которые учат уже правнуков своих первых выпускников. Таким образом оформилось новое направление в работе – ученические династии. В процессе становления музей оброс социальными партнерами, без которых, как я говорил, невозможно воспитание детей. Мы сотрудничаем с депутатами городского и областного советов, с домами творчества, с музеями города Новосибирска и области, со школьными музеями, районной организацией ветеранов войны и труда, ТОСом и пр. На базе музея проходят совместные мероприятия и праздники микрорайона: Масленица, День Защитника Отечества, День пожилого человека, День матери, празднуются знаменательные даты, например, 110- летие дома на улице Тополевой, где расположено одно из двух зданий школы.
Двери нашего музея открыты для детей и их родителей, они идут сюда как к себе домой, третья часть учащихся может без всякой подготовки провести экскурсию по музею, ведь это их детище, всё здесь собрано, построено, оформлено их руками, каждый экспонат сам по себе – целая история. Наш музей о нас самих, о наших родителях, бабушках и дедушках, а эти экспонаты только вчера были просто вещами из нашей квартиры, а это наши поделки, грамоты, медали, табели с пятерками, а это альбом о нашем классе, а здесь фотографии наших мам. Поэтому все это очень дорого каждому, здесь никто ничего не ломает, не пытается утащить понравившуюся вещицу. Я не совсем правильно выразился, сказав фразу «как к себе домой», они приходят к себе домой. Может это покажется несколько напыщенно, но это действительно так.
Неоценимый вклад в создание атмосферы тепла и доверия, сопричастности с общим делом, единодушия и неразрывной связи со своими истоками, вносит руководитель музея Калинина Валентина Петровна. У нее всегда стоит самовар, благоухают собранные летом травы, знаменитые «калининские чаи» знает вся округа. Неожиданно ее пристрастие к травяным чаям, увлечение лекарственными растениями переросло в новое направление деятельности наших детей – изучение и сбор трав, произрастающих на территории Новосибирской области. И конечно не обошлось это без привлечения бабушек, знающих толк в травах, заядлых дачников, выращивающих на своих участках разные растения. Теперь новая группа ребят работают над созданием четвертого зала нашего музея «Уголок родной природы». Данное направление работы позволило многократно усилить познавательный интерес к изучению биологии, мотивацию к получению осознанных и прочных знаний в данной образовательной области.
Музей незаметно и органично стал центром всей воспитательной работы школы. Через музейную работу мы смогли осуществить основополагающий принцип – воспитание делом. Никакие менторские наставления, самые интересные лекции, посещение кинофильмов и спектаклей не заменят живого, интересного творческого дела, а плоды своего труда будут многократно ценнее и дороже приобретенных имперических знаний.
Особое внимание уделяется работе с педагогами участникам ВОВ, тружениками тыла. В настоящий момент из ветеранов Великой Отечественной войны осталась одна Вера Дмитриевна Шиг, учитель начальных классов, ей 88 лет. Девочкой она была партизанкой в лесах Белоруссии, связной. Достойное место отведено и героям, погибшим в мирное время. На витражах помещены документы и личные вещи участников ВОВ и локальных войн. Традиционно радушно встречает наша школа в своих стенах пенсионеров и ветеранов нашего района на День Победы и День пожилого человека. Встречи проходят в теплой душевной обстановке. Школьники всегда выступают с праздничным концертом, в котором участвует танцевальный коллектив «Гармония», чтецы и музыканты. К праздникам готовится расширенная выставка творческих работ. Компонент дополнительного образования в школе также стал «завязан» во многом на музее. Танцевальный коллектив включил в свой репертуар много народных танцев, элементов фольклорных праздников, посиделок и вечерок, что в свою очередь продиктовало необходимость изучения традиций нашего народа, исконно русских ремесел. Третий зал музея «Русская изба», дает эту возможность в полной мере.
Одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. В этом контексте системой стало проведение совместно с детьми и их родителями недели военно-патриотического воспитания, когда учащиеся посещают музей воинской Славы Военного городка и военной части № 71562, посещают воинскую часть и госпиталь, где организуются показательные выступления по военной и спортивной подготовке. Ребята участвуют в военно-спортивных эстафетах, праздниках строя и песни, праздниках инсценированной песни военных лет. Районной игре «Победа». Старшеклассники встречаются с участниками современных боевых действий. Школьники больше узнают о современной Российской армии, ее вооружении, о необходимости хорошей моральной и физической подготовке для служения в ее рядах. Возобновилась забытая форма работы – шефство воинской части над учащимися, в данном конкретном направлении и социальное партнерство с руководством воинской части, как неотъемлемый компонент воспитательной работы.
Серьезные вопросы встают перед педагогами и родителями в деле дифференциации индивидуальных особенностей и интересов детей. Мы постарались учесть данный фактор и подобрать разноплановые виды деятельности для детей, соответствующие их запросам и интересам. Часть детей, в рамках же социального партнерства, сотрудничает с радио «Слово», где работает бывший учитель нашей школы Мугака Татьяна Константиновна. На радио прошел ряд программ о школе и школьном краеведческом музее, работе совета музея, а также прозвучали литературно - музыкальные композиции наших детей, посвященные патриотической тематике «Поклонимся великим тем годам», «С чего начинается Родина», «Письма с фронта», «Ленинград в кольце в кольце врага». Программы слушала практически вся школа. Данная область сотрудничества школы оказала огромное влияние на самооценку детей, рост самосознания и ответственности за свое дело, подняло авторитет детей в глазах одноклассников.
Высокий эффект в воспитании дает умелое использование принципа требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям. Это наиболее актуально в случае, когда в работу музея вовлечены дети, состоящие на разных видах учетов, начиная с внутришкольного и заканчивая органами внутренних дел, дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, дети «группы риска», дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Сложилось эта практика опять же, изначально не намеренно, дело в том, что руководитель музея Калинина В.П., по основной должности была социальным педагогом школы. Начиная работу над созданием музея, опиралась на группу учащихся, наиболее ей близкую и хорошо изученную, переросло это в то, что костяк, актив музея состоит из данной категории детей. Не секрет, что некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости, детей и не придают должного значения другим сторонам их развития, не понимая зачастую, что неуспехи в обучении, в силу недостатка таковых способностей, влекут за собой отвращение к любой деятельности. Ребенок просто боится опять получить отрицательный результат, испытать дискомфорт, страх, унижение в ситуации неуспеха. Работая в музее, дети под руководством Валентины Петровны смогли создать ситуацию успеха, поняли свою талантливость в этом виде деятельности, свою востребованность, поверить в свои силы. Все это позволило снизить число правонарушений, улучшить посещаемость детьми школы, дисциплину и в конечном счете успеваемость.
Действенным стимулирующим, фактором личностного развития учащихся является создание трудовой атмосферы в семье и школе. На базе музея работает кружок прикладного творчества, который ведет все та же неугомонная Калинина В.П.. Дети работают в различной технике исполнения: вышивание, лепка из соленого теста, лоскутная пластика, изготовление мягких игрушек, вязание, изготовление цветов из картофеля, создание портретов и пейзажей из крупы и пластилина – всего невозможно перечислить. Ежегодно дети становятся лауреатами и дипломантами конкурсов «Малахитовая шкатулка», «Масленичные поделки» и пр. Неоднократно педагоги школы проводили мастер-классы по организации внеклассной работы на базе музея на уровне района. Заместитель директора по УВР Шумская В.А. совместно с педагогом-организатором Книженцевой Е.А. руководила подготовкой и проведением городского урока – мужества, посвященного локальным войнам «Славе герое будем достойны, получившего высокую оценку. Ежегодно музей принимает массу гостей в рамках фестиваля школьных музеев.
На протяжении последних трех лет в системе патриотического воспитания школа борется за присвоение имени Героя Советского Союза Гаранина Алексея Дмитиевича (школа расположена на микроучастке, где одна из улиц носит имя героя ВОВ). В школьном музее ему посвящена большая экспозиция. Дети группы «Поиск» посетили село Верх-Ирмень – родину героя, музей школы и сельский краеведческий музей, где почерпнули основную информацию о жизни А.Гаранина, р.п.Ордынск, где в последствии жил и учился. Занимаются поиском родственников, ведут переписку. Ежегодно в день памяти проводится митинг у стелы, посвященной А.Гаранину на ул.Б.Боготкова. Живая работа школьников, как никакая другая форма воспитания, направлена на становления гражданина Росси, защитника Родины.
2011 год объявлен «Годом космонавтики», в этой связи в системе воспитательной работе стартовал проект «Через тернии к звездам». В 1964 году один из классов школы наладил переписку с Ю.Гагариным, которая теперь хранится в музее школы. Класс получил право носить имя первого космонавта Советского Союза непосредственно от самого Юрия Алексеевича. В настоящее время инициативная группа активно осуществляет поиск тех учеников «Гагаринского класса», записывает их воспоминания, оформляет новую экспозицию, посвященную развитию космонавтики. Несколько классов нашей школы включились в борьбу за право носить имя Ю.Гагарина. Дети отправили письмо в центр полетов, музей Ю.Гагарина, опубликовали материалы на соответствующем сайте.
Принцип единства воспитания и образования, также нашел отражение в организации работы школы. Помимо внеклассной и внешкольной работы, на базе музея строится и часть учебной работы. В музее проходят уроки истории, краеведения, литературы у учащихся второй и третьей ступеней образования, уроки по Окружающему миру и чтению на первой ступени образования. В школе сложилась система интегрированных уроков на базе музея, в самых различных сочетаниях: рисование – музыка- история, история-литература-краеведение, рисование – технология – история и т.д.
Педагогический коллектив школы, получив в свой арсенал такой инструмент воспитания и образования, как музей в полной мере сумел им воспользоваться, выстраивая стратегическую траекторию педагогической деятельности. Сложившаяся система воспитательной работы всеобъемлюще охватывает и замыкает на личности ребенка все направления, взаимосвязанные между собой и направленные на формирование цельной личности: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].