Рабочая программа «Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе» первый год обучения 1 класс
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Управление образования Исполнительного комитета Нижнекамского
муниципального района
МБУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»
Рассмотрено
на заседании методического совета
Протокол №
« » августа 2016г. Рекомендовано
педагогическим советом
Протокол №
« » августа 2016г. Утверждаю
Директор _________________
И.Ф.Булатов
«_____»____________2016г.
На основании: Багаутдинова Ф.Г., Туристско - краеведческая деятельность в начальной школе.- М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. – 160 с.
Рабочая программа
«Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе»
первый год обучения
1 класс
Разработана педагогом дополнительного образования
первой квалификационной категории
Постновой Светланы Николаевны
Нижнекамск
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Образовательной программы МБУ ДО «СДЮТ иЭ»;
Положения о рабочей программе педагога МБУ ДО«СДЮТ иЭ»;
Образовательной программы туристко- краеведческой направленности Багаутдиновой Ф.Г «Туристско- краеведческая деятельность в начальной школе».- М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. – 160 с., илл. Издание третье.
Целью рабочей программы является - развитие в динамике по ступенчатому принципу краеведческих и туристических знаний, умений и навыков у обучающихся младшего школьного возраста.Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
-образовательные: расширять и углублять знания о малой родине и её природных особенностях и истории, о выдающихся деятелях города, учить пользоваться картами, читать их; ориентироваться на местности, дать первоначальные сведения о туризме; приобщать к поисково- исследовательской работе;
-воспитательные: духовное и нравственное воспитание личности на примере родителей, лучших представителей рода, воспитание национального самосознания, художественного вкуса, патриотических чувств.
-развивающие: развивать творческое мышление, снятие стереотипов в учебной деятельности, развивать логическое, образное мышление для решения различных проблемных ситуаций.Рабочая программа предусматривает обучение в объёме 4 часов в неделю, 144 учебных часов в год. Теоретические занятия проводятся в основном в игровой форме, доступной детям младшего школьного возраста. На проведение практических занятий и экскурсий отводится 104 часа. Занятия проводятся для обучающихся 3-го класса МБОУ «СОШ №31», которые обучаются по данной дополнительной программе. В программу включен модуль по правилам дорожного движения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся к концу учебного года должны знать:
-основные даты биографии семьи, о месте работы родителей;
-о родственниках участниках ВОВ;
-основные даты и события из истории школы;
-о памятных местах микрорайона;
-самые известные лекарственные растения и ядовитые растения Нижнекамского района;
-распространенных и исчезающих животных и птиц нашей местности;
-как одеться по сезону для прогулок и экскурсий;
-туристическое снаряжение;
-иметь представление о компасе.
Обучающиеся к концу учебного года должны уметь:
-бережно относится к школьному имуществу;
-выполнять правила безопасности жизни;
-поздравлять близких с праздником;
-заботиться о близких;
-читать простейшие дорожные знаки;
-отличать съедобные и несъедобные грибы;
-находить и беречь редкие растения, занесённые в Красную книгу РТ;
-ориентироваться на местности по местным признакам, определять основные стороны горизонта в разное врем суток;
-сооружать простейшие кормушки;
-обустроить места привала.
Тестирование знаний и умений обучающихся проводится два раза в течении учебного года. Личные качества обучающихся и их положительная динамика отслеживается в ходе наблюдений и бесед.
Календарно-тематический план 2 группа
на 2016-2017 учебный год.
№ п/пНаименование темы Всего часов Содержание Оборудование и методическое обеспечение Дата
Теоретическая часть Практическая часть по плану по факту
СЕНТЯБРЬ 1 Вводное занятие. Техника безопасности. 2 Что такое краеведение. Ключевые определения: край; краевед. Планирование и организация работы в учебном году. Задание на понимание основных терминов. Творческая работа. Конкурс рисунков на тему: «Родной край» . Инструкции по ТБ, Учебные пособия кабинета. Компьютер.
CD-диск. 1.09 2 С кем я живу. 2 Ключевые определения: род, родственники, семья, поколение, семейный архив. Зачем необходимо знать историю семьи, какие преимущества это дат для гражданина. Творческая работа н тему «Моя семья» Компьютер, проектор Сайт nsportal.ru презентация «Что такое семья» 6.09
3 Я, моё имя, его значение. 2 Ключевое определение: имя. Найти значение своего имени Компьютер, проектор Сайт to-name.ru книга «Тайна имени» Спиридонов А.Н. с. 124-181 8.09
4 В этом доме я живу. Название моей улицы. 2 История жилища, функции жилища, место строительства, материалы строительства. Письмо – сочинение. «Дорогой мой дом!», «Лицо моей улицы», нарисовать рисунок( по выбору) Компьютер, проекторСайт vnizhnekamske.narod.ruкнига «История возникновения названий улиц города Нижнекамска»
13.09
5 Профессии в моей семье. 2 Беседа. Рассказы учащихся о том, где трудятся их родители. Конкурс рисунков «Здесь работают мои мама и папа» Компьютер, проектор Сайт proshkolu.ru презентация «Все профессии важны, все профессии нужны» 15.09
6 Мои предки. Бабушки и дедушки. Поколение, потомок, предок. 2 Происхождение термина родословия. Ключевое определение- родословное дерево Учебное пособие (введение с.4), «Семейные летописи»; Протащук И.Ю. «Введение в генеалогию» с.28 20.09
7 Генеалогическое древо семьи. 2 Составление генеалогического древа своей семьи. 22.09
8 Часы отдыха в моей семье. Семейные традиции и увлечения. 2 Беседа о том, как проходят семейные будни и праздники. Приглашение на кружковое занятие родителей. Разучивание игр для семейных праздников. Ролевые игры. Составление книжки – раскладушки с детскими работами (иллюстрациями игр). Компьютер, проектор
Сайтmaam.ru27.09
9 Выставка семейных поделок. 2 Беседа об увлечениях и хобби членов семьи. Проект: фото-коллаж «Увлечение в моей семье» Компьютер, проектор Просмотр фильма «20 лет спустя», анализ детей 29.09 ИТОГО 18 ОКТЯБРЬ
10 Природа родного края. Растения (хвойные и лиственные) 2 Беседа о деревьях, которые растут в средней полосе. Прогулка в лес и сбор природного материала. Плакат «Хвойные и лиственные деревья» 4.10
11 Природа нужна нам, мы нужны природе. Правила поведения на природе. 2 Презентация «Правила поведения на природе» Оформление плаката « Компьютер, проектор Сайт ppt4web.ru6.10
12 Экскурсия в лес 2 Правила поведения на природе» Сбор природного материала 11.10
13 Мастерская «Юный умелец» поделки из природного материала 2 Ознакомление с видами природного материала, их классификация. ТБ при работе с природным материалом. Поделки из природного материала. Компьютер, проектор Сайт uchportal.ru презентация «Природный материал» 13.10
14 Выставка «Осенняя фантазия». 2 Правила оформления работ и выставки Оформление выставки «Осенняя фантазия» Выставочный материал 18.10
15 Дикие и домашние животные. 2 Условия жизни животных. Птицы города, собаки, кошки. Аппликация с элементами оригами «Кошечка», «Лисичка» Компьютер, проектор Сайт ppt4web.ru презентация «Дикиеи домашние животные» 20.10
16 Мои четвероногие друзья 2 Домашние животные в городе и деревни, Просмотр мультфильма «Простоквашино»
Беседа «Твоё отношение к нашим лучшим друзьям» Рисунок «Мой любимец» Компьютер, проектор Трое из Простоквашино - все серии – Сайт YouTube25.10
17 Сбор семян растений для подкормки птиц зимой. 2 Виды семян. Кормушки. Подкормка. Посещение пришкольного участка, сбор семян. Компьютер, проектор Виды семян и растений, картинки с изображением. 27.10 ИТОГО 16 НОЯБРЬ
18 Перелётные и зимующие птицы. 2 Беседа о перелётных птицах. Рисунок « Птицы в нашем городе» Компьютер, проектор Сайт www.youtube.com «Детям о пернатых» 1.11 19-20 Кто в лесу живёт, что в лесу растёт. Экскурсия. 4 Беседа о животных, обитающих в лесах РТ Викторина«Назови дерево», «Что в лесу растет? Кто в лесу живет?». Компьютер, проектор Сайт rutube.ru «Сказки русского леса» 3.11
8.11 21 Лекарственные растения (ромашка, шиповник, подорожник, крапива) 2 Пищевые, лекарственные, витаминоносные, растения дикорастущей флоры. Пазлы«Лекарственные растения» Отличительные особенности полезных дикорастущих растений, их места обитания (Н.И. Вавилов, Д.Л. Цицин, И.Н. Мамонтова и др.) 10.11
22 Из истории праздников.
«День матери» 2 Знакомство детей с историей возникновения праздника «День матери» Праздничная открытка своими руками.
Компьютер, проектор Сайт womanadvice.ru15.11
23 Комнатные растения 2 Беседа как нужно ухаживать за растениями, подкармливать и поливать их. Названия растений в классе. Пересадка комнатных растений в классе. Компьютер, проектор Сайт video.bigmir.net «Комнатные растения»
Плакат «Ухаживаем за цветами»
17.11
24 Красная Книга- исчезающие виды растений и животных 2 Беседа об охране редких животных:1. иды, находящиеся под угрозой исчезновения; В книги И.П. Сосновской найти животное которое занесено в Красную книгу и подготовить стен газету И.П. Сосновский «О редких животных мира» с.5 22.11
25 Слушаем голоса природы. 2 Беседа с ребятами о певчих пернатых жителях леса. Сочинение «Вдали от городского шума» Магнитофон.Компакт диск «Щебет птиц» звуки природы для школьников. 24.11 26 Обобщающее занятие по теме «Природа и мы» 2 Викторина по темам «Лекарственные растения», «Птицы» 29.11 ИТОГО 18 ДЕКАБРЬ
27-28 Экскурсия в ДЭБЦ 4 1.12
6.12 29 Адрес школы. Основные помещения школы, экскурсия 2 Беседа по истории становления школы. Начертить план школы Материалы из музея образования « СОШ №31» - альбом 8.12
30 Лучшая дорога в школу. Безопасный и короткий путь домой. 2 Рассказать детям, какие опасности нас ждут по пути в школу и домой. Составить схему безопасного и короткого пути из школы домой. Компьютер, проектор Сайт karta3.ru карта г.Нижнекамск
Сайт myshared.ru презентация «Опасности по пути в школу» 13.12 31 История школы. Первый директор школы. 2 Встречас педагогами-ветеранами, работавшими в школе. Книжка-раскладушка«Наша школа»
Фотоальбом из школьной библиотеке 15.12
32 Традиции школы. Как школа о нас заботится. 2 Презентация: Школьные праздники Рисунок «Какой я вижу школу через 10 лет» Компьютер, проектор Показ слайдов из фотографий выпускников 20.12 33 Школьная библиотека. Юный книголюб. 2 Ознакомление ребят со школьной библиотекой. Рассказ о первом библиотекаре. Просмотр мультфильма Групповая работа составление сказки «Книги наши друзья» Компьютер, проектор Показ мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» (1965) – Сайт Яндекс. Видео22.12
34 Школьная мемориальная доска. 2 Определение: мемориальная доска, подвиг, память, герой. Рассказ о воине-интернационалисте МокинеРисунок «Моя любимая школа» Просмотр фотографий из школьного архива семьи Мокиных27.12 итого 16 январь
35 Школьная картинная галерея. 2 Рассказать детям для чего нужно оформление в школе. Почему повешены именно такие стенды. Просмотр стендов в школе. Просмотр фотографий разных школ. Компьютер, проектор Сайт https://edu.tatar.ru10.01 36 Игра –эстафета «Составим карту нашей школы» 2 Круглый стол. Обсуждаем, что должно быть на карте школы. Конкурс на лучшую карту школы Схематические обозначения предметов (схема плана эвакуации) 12.01 37 Мир вокруг школы. Дома моих друзей. 2 Знакомимся с понятиями этикет, культура чаепития. Делаем записную книжку для родителей с адресами и телефонами друзей и одноклассников .Компьютер, проектор Сайт www.youtube.com делаем записную книжку. 17.01 38 Учреждения в микрорайоне. 2 Круглый стол: обсуждения достопримечательностей в микрорайоне школы №10 Рисунок «Что бы я хотел построить»
- 19.01 39 Экскурсия в спортивный комплекс «Батыр» 2 Познакомить учеников с кружками, спортивными секциями. Роль спорта для здоровья. 24.01 40 Памятные места микрорайона. 2 Пр.Мира- скамья примирения, дерево желаний нарисовать рисунок 26.01 41 Самая красивая улица микрорайона. Конкурс рисунков. 2 История названия улиц. Выставка творческих работ «Улица родная». Фото коллаж Компьютер, проектор Сайт vnizhnekamske.narod.ru книга «История возникновения названий улиц города Нижнекамска31.01 итого 14 ФЕВРАЛЬ
42 Экскурсия по достопримечательным местам микрорайона. 2 Правила поведения в общественных местах. Экскурсия помикрорайону
2.02 43 Экскурсия в музей. СОШ №32. «Помним. Чтим .Благодарим» 2 Познакомить ребят с ветеранами микрорайона, военной экспозицией Экскурсия 7.02 44 Мой город на карте страны. Из истории образования города. 2 Беседа с ребятами о истории образования города Дизайн проект «Если бы я был архитектором» Карта России, книги о городе, фотографии. 9.02 45 Из истории праздников.
23 февраля «День защитника Отечества» 2 Что такое память? Памятные места для каждого и всех. Формы у История возникновения праздника «День защитника Отечества»вековечивания памяти Поздравительные открытки своими руками. «Компьютер, проектор Сайт ru.wikipedia.orgВидео фильм с сайтаwww.youtube.com история возникновения праздника 14.02 46 Памятные места в городе: вечный огонь, мемориал Афганцам, чернобыльцам 2 Рассказать, когда и с какой целью был установлен памятныйзнакРисунок «Моя любимая достопримечательность» Компьютер, проектор Видео фильм youtube.com«Мой город» 16.02 47 Игра- путешествие «О чём рассказывают улицы нашего города» 4 Беседа. Из истории улиц
нашего города Заочное путешествие.
Игра –путешествие. Компьютер, проектор, слайд-шоу 21.02
48 Основные понятия и термины правил дорожного движения. «Сигналы светофора». 2 понятие об основных терминах, применяемых в Правилах дорожного движения. формирование знаний о способах регулирования дорожного движения Презентация «Основные понятия и термины правил дорожного движения» 28.02 итого 16 МАРТ
48 Основные понятия и термины правил дорожного движения. «Сигналы светофора». 2 понятие об основных терминах, применяемых в Правилах дорожного движения. формирование знаний о способах регулирования дорожного движения Презентация «Основные понятия и термины правил дорожного движения» 2.03 49 «Безопасность движения на велосипедах» «Мы пешеходы» 2 обучить учащихся различать дорожные знаки по теме; расширить знания учащихся о предупредительных сигналах велосипедистов; научить правилам безопасного поведения на
велосипеде Ознакомить детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах для пешеходов Презентации «Безопасность движения на велосипедах» «Мы пешеходы» 7.03 50 «Мы пассажиры»
Зачетный урок по ПДД
Тестирование 2 формирование системы знаний, умений и навыков пользования общественным транспортом. Презентация «Мы пассажиры». Тест
9.03 51 Из истории праздников.
Международный день 8 Марта 2 Знакомство детей с историей возникновения праздника.
Изготовление подарков для мам и бабушек
Компьютер, проектор Сайт ru.wikipedia.orgВидео фильм с сайтаwww.youtube.com история возникновения праздника
14.03 52-53 Фольклорный праздник «Веснянка». 4 Беседа. Из истории праздника. Культурно-развлекательная программа. 16.03
21.03 54 Снаряжения маленького туриста, личное и групповое. 2 Дать определения: турист, снаряжение. Рисунок «Я турист» Компьютер, проектор Сайт www.youtube.com –снаряжение туриста 23.03 55 Реквизиты знатоков. 2 Дать определение: знаток, реквизиты. Игра «Что я с собой возьму» «Снаряжение туриста» Автор: В. Семеновский, стр. 5 28.03 56 Укладываем рюкзаки. 2 Беседа на тему : «Как правильно укладывать рюкзак, применение рюкзака» Игра-соревнование «Кто быстрее» «Снаряжение туриста» Автор: В. Семеновский, стр. 10-17 30.03 итого 18 АПРЕЛЬ 57 Что такое ориентирование? Компас. Местные признаки. 2 Познакомить с понятием ориентирование, условные знаки Работаем со схемами (учимся читать схемы) Компьютер, проектор Сайт stk-atlantida.ru условные знаки ориентирования 4.04 58 Привал, оборудование бивака, уборка места привала. 2 Понятие привал, бивак. Стен газета «Мы на природе» Компьютер, проектор 6.04 59 Движение группы по маршруту, простейшее ориентирование. 2 Игра «С кем бы я пошёл в разведку» Компьютер, проектор
Сценарии праздников, игр Заинчевский В.Н. стр.48 11.04 60 Понятие о топографии и топографических знаках 2 Познакомить детей с условными знаками Рисуем топографические знаки 13.04 61 Снаряжение для приготовления пищи 2 Познакомить с правилами гигиены при приеме пищи в походе. Тестовая работа
«Обед на костре» Компьютер, проектор Сайт www.youtube.com приготовление пищи в походе 18.04 62 Проверка ЗУН (викторина). Закрепление по курсу туризм и ориентирование. 2 Ответить на вопросы
викторины кроссворд, разрезные картинки, карточки
20.04 63 Спортивные и культурные объекты города 2 Спортивные и культурные объекты города Веселые старты, награждение победителей Спортивный зал. Мячи, кегли, скакалки. 25.04 64 Виртуальная экскурсия в библиотеку им. Г.Тукая 4 Познакомить детей с работой библиотеки, творчеством Г.Тукая
Наблюдение и ознакомление с работой
библиотекарей, запись в библиотеку. Сайт ru.wikipedia.org27.04 итого 18 Май 65-66 Экскурсия к Вечному огню «День победы» 4 Беседа с детьми, почему мы должны быть благодарны за победу Экскурсия к Вечному огню. 2.05
4.05 67-68 Командное первенство
по городскому ориентированию «С картой по городу» 4 Беседа по ТБ на дистанции. Работа на дистанции по заданию и карте города. Карта города.
Положение о соревнованиях 11.05
16.05 69 Экскурсия в парк Нефтехимиков 4 18.05 70-71 Игровая программа «Поляна краеведов» (путешествие на волшебную поляну) 4 ТБ в транспорте, на природе. Игровая программа по маршрутным листкам Положение по проведению
Игровой программы 25.05
23.05 72 Итоговое занятие. 2 Подведение итогов. Награждение активных знатоков. 30.05 ИТОГО 18 ИТОГО ЗА ГОД: 144 42 час 102 час Этапы педагогического контроля 1-го года обучения
Сроки Какие знания и умения контролируются Форма проведения
03.12.2015г Знания лекарственных растений, грибов, комнатных растений, животных. Викторина «Знатоки родной природы»
28.04.2016 г Закрепление по курсу туризм и ориентирование Игра «Путешествие на поляну знатоков»
Литература для детей.
Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. М., просвещение, 2000
Я познаю мир. Москва АСТ. 2001
Суперанская А.В. Справочник русских имён народов РСФСР. М., Русский язык,2004
Тахтаджян. Мир растений, том №2, Москва «Просвещение»,2002
ОБЖ. Учебник для общеобразовательных учреждений. Астрель «АСТ» 2003
Что есть что. Солнце. Издательство Москва «Слово» 2001
Что есть что. Небо. Издательство Москва «Слово» 2001
Что есть что. Вода. Издательство Москва «Слово» 2001
Шалаева Г.П. Школа этикета для маленьких принцесс. М., Слово Эксмо 2004
Литература для учителя.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: «Академия развития», 1997.-340с.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Сто отрядных дел. – Кострома: МЦ «Вариант», 2002.-112с.
Багаутдинова Ф.Г Туристско - краеведческая деятельность в начальной школе.- М.:
ЦДЮТиК МО РФ, 2002. – 160 с.
Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2000.-224с.
Миханёва М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие. – М.: АРКТИ. 2005.-72с.
Неволина Е.А., Шапурова Е.А. Необыкновенная история обыкновенных вещей. - М: ОЛМА-ПРЕСС.2004.-192с.
Орлова Н., Буровик К.Я познаю мир: История вещей. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2005.-509с.
Понамарев Е., Понамарева Т. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремесел. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.-416с.
Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. – Ростов н/Д; Феникс, 2005.
Чудинова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.-480с.
Шагиева Г.М., Зарипова Р.Ш. Наставник – юниор. - Казань: РИЦ «Школа», 2003.-72с.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение. - Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с.
Щербакова В.Н., Солдатенкова Н.Н. Калейдоскоп школьных дел.- Москва: ПОИПКРО; ТЦ Сфера, 2002.-96с.