Технологическая карта интегрированного урока Литературное краеведение
Технологическая карта занятия
ФИО учителя: Меркулова Е.Б.
Учебный предмет: литература
Класс 6
УМК: «Литература 6 класс» под ред. Г.Меркина
Тема занятия: Литературное краеведение
Основные этапы организации учебного времени
Дидактическая цель этапа
Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося
Формируемые УУД
Форма и способ организации межличностного коммуникативного взаимодействия
(форма: тематическая дискуссия, викторина, интернет поддержка, полилог;
способы: групповая поисковая деятельность учащихся, самостоятельная индивидуальная работа, диалог.
Стратегия учителя
Действия ученика
Этап актуализации
«Открытие нового знания»,
умение ориентироваться в системе имеющихся знаний.
Вызов уже имеющихся знаний по теме занятия, активизация познавательной активности учащихся, мотивация дальнейшей деятельности, создание проблемной ситуации.
Учащиеся вспоминают известный материал, систематизируют информацию, работают индивидуально.
Планирование целей учебного занятия, учебного сотрудничества, самоопределение, анализ объектов с целью выделения основных признаков, формулирование первичных выводов
Самостоятельная работа учащихся, беседа (фронтальная) – учитель- ученик, парная - ученик – ученик.
Этап целеполагания и планирования
Осмысление целей учебной деятельности на уроке, прогнозирование ожидаемых результатов
Задает проблемные вопросы, проводит викторину по литературным местам города.
Отвечают на вопросы, слушают выводы других учащихся, формулируют тему занятия
Умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, построение логической цепочки рассуждений, развитие навыков взаимоконтроля
Самостоятельная работа, викторина, самоконтроль обучающихся, работа с интернет-ресурсами.
Этап концептуализации и (первичное закрепление)
Обеспечение восприятия изучаемого материала, осмысление темы, работать в группах в разных ролях, преодолевать конфликтные ситуации
Организация коллективно-распределительной деятельности малых групп, предлагает проверку работы с новой информацией по группам, определяет задание по оценке домашней работы групп.
Сообщение групп по теме урока (домашнее задание), преобразование предложенной информации в другие формы с целью активного усвоения нового материала.
Умение находить необходимую информацию, строить речевое высказывание, сотрудничество при осмыслении новой информации, осознание качества и уровня усвоения учебного материала
Индивидуальный маршрут деятельности каждой учебной группы, самостоятельная работа в группах и индивидуально (подготовка домашнего задания).
Этап моделирования и конструирования (реализация проекта)
Развитие умения понимать, оценивать, интерпретировать информацию, понимать не похожую на свою точку зрения, работать в группах. Контроль знаний.
Организация работы малых групп по различным текстам по теме «Жизнь и деятельность Де-Пуле», предлагает поэтапный план действий малых групп
Читают предложенные высказывания, тексты и формулируют устное высказывание-рассуждение, групповая работа, участвуют в обсуждении, самостоятельно в монологе высказывают свою точку зрения.
Умение выполнять учебное действие, обосновывать своё мнения, объективно оценивать свою работу и работу других, умение управлять поведением партнёра, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, умение уважать чужое мнение, ориентирование в личностных отношениях.
Самостоятельная работа в малых группах (4 группы) по различным текстам, составление текстов заданного стиля (рассуждение), защита проектов. Оценка ответов групп.
Этап рефлексии
Подведение итогов урока, взаимооценка и самооценка, диагностическая и коррекционная работа.
Организует рефлексию, уточнение того, какой цели достигли учащиеся в результате учебного занятия, задаёт дифференцированное задание на дом, оценивает работу учащихся.
Соотносят цели и результаты учебной деятельности на занятии, самостоятельно анализируют и оценивают правильность выполнения заданий.
Смыслообразование, умение точно выражать свои мысли, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности
Листы самоконтроля, рефлексия по вопросам «открытый микрофон».
Организационно-методическая модель подготовки и проведения урока литературы
в 6 «В» классе
по теме «Литературное краеведение»
Урок «открытия новых знаний»
Проблемно-поисковая технология
Класс разбит на 4 группы, каждой дано домашнее задание.
При формировании малых групп учитывались типы учеников по каналу восприятия учебной информации (аудиалы, визуалы, кинестеты), а также применялись различные методы и приёмы обучения учеников различных темпераментов.
Первая группа – группа экскурсоводов.
Провести заочную экскурсию по литературному Воронежу, рассказать о памятниках, которые помогут нам узнать больше о культурной и литературной жизни Воронежа в прошлом и настоящем.
2 группа - библиотекари
Группа должна была совместно с библиотекарем подготовить выставку книг воронежских писателей и поэтов.
3 группа – актёры
Подготовить небольшую инсценировку по произведениям воронежских писателей.
4 группа – художники-иллюстраторы
Подготовить выставку иллюстраций по произведениям воронежских писателей.
Несколько учеников получили индивидуальные задания.
Найти синонимы к слову «Краеведение», поработать с различными словарями.
Подготовить литературную викторину по воронежскому краеведению.
Техническая подготовка: создание презентации к литературной викторине, к рассказу о Де-Пуле.
Подготовка заданий для самостоятельной работы в малых группах.
Текст для 1 группы
Элеанора Рузвельт «Формирование характера начинается в детстве и продолжается всю жизнь».
1)Детство Михаила Федоровича Де-Пуле прошло в имении матери.2) Но в 1832 году отец привёз Мишу Де-Пуле в Воронеж, где он стал учиться в мужской гимназии. 3)Дядя юного гимназиста, Николай Михайлович, хотя и был бухгалтером в уездном казначействе, был большой оригинал, любитель поэзии, заядлый театрал. 4)Дом его всегда был полон гостей. 5)Одно время здесь часто бывал Алексей Кольцов. Де-Пуле позже вспоминал: «В одной из комнат, занимаемых моими бездетными родственниками, на столе постоянно лежала брошюра стихотворений Кольцова в зелёной обложке, с надписью автора: « На память и в знак уважения почтеннейшему Николаю Михайловичу Столповскому».
6)Миша Де-Пуле был старательным гимназистом, учился хорошо, особых хлопот никому не доставлял, очень много читал и вёл дневник, в котором отмечал всё замечательное , что происходило в городе.7) А мальчик он был наблюдательный.
8)Особенно ему запомнилось лето 1837 года, когда в Воронеж посетил наследник престола, будущий император Александр II, в свите которого был знаменитый поэт Жуковский.9) Весь город с любопытством наблюдал, как он встечался с Кольцовым, прогуливался с ним по городу. 10)Иногда они останавливались в каком-нибудь живописном месте, и Жуковский что- то рисовал. 11)Потом поэт посетил гимназию, почитал сочинения учеников. 12)Он расспрашивал, знают ли юноши стихи Кольцова, и советовал обязательно их почитать, так как они очень талантливы. 13)Миша Де-Пуле смотрел и слушал всё это очень внимательно, а спустя годы рассказывал об этой встрече в своей книге о Кольцове.
14)После окончания гимназии Де-Пуле поступает в Харьковский университет на историко-филологический факультет. 15)Здесь он не только старательно учится, но и пытается писать первые критические статьи о творчестве современных писателей. 16)Такие пробы литературного пера впоследствии перерастут в желание писать о воронежских писателях и поэтах (над биографией Кольцова Де-Пуле работал 16 лет, он издал очерк «Биография Никитина», где рассказал о своем друге и замечательном русском поэте Иване Саввиче Никитине.
Текст для 2 группы
«Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении»,- говорил Дистервейг.
1)После окончания университета Де-Пуле начинает служить преподавателем, а потом инспектором классов в Петровско-Полтавской военной гимназии, но его очень тянет в Воронеж. 2)Узнав, что там открылся Михайловский кадетский корпус, куда набирают лучших учителей, Де-Пуле прилагает все усилия, чтобы перевестись туда преподавателем. 3)И с 1848 года он начинает преподавать там историю и русскую словесность. 4)Полный надежд, энергии и стремлений, влюблённый в свой предмет, он с энтузиазмом отдаётся новому делу. Де-Пуле много времени проводит с кадетами, организует внеклассное чтение, знакомя своих подопечных с не входящими в программу произведениями русских и зарубежных писателей и поэтов. 5)Иван Никитин писал одному своему другу о Де-Пуле: «Но как велико влияние Де-Пуле на кадетский корпус. Вы представить себе не можете. Страсть к чтению в этом учебном заведении растёт, так сказать не по дням, а по часам; заметьте, все, что есть лучшего на русском языке, приобретают то же. Да, Де-Пуле – прекрасная душа, и, встречалось бы на святой Руси поболее преподавателей таких, мы бы далеко пошли вперед».
6)Но Михаилу Федоровичу мало преподавательской деятельности. 7)Он внимательно следит за развитием литературы. 8)У него есть своё мнение о том или ином писателе, не всегда он согласен с критическими статьями, которые выходят в столичных журналах. 9)И из под его пера появляются одна за другой историко-литературные, публицистические, языковедческие и краеведческие работы.
10)Де-Пуле принимает самое активное участие в общественной жизни города.11) При его содействии организуется воскресная школа, устраиваются литературно-музыкальные вечера в пользу воскресных школ и нуждающихся литераторов. Вместе с Хованским, свом коллегой, часто обсуждали идею создания научно-методического журнала по филологии, который был бы полезен и ученым и учителям. Вместе они занимаются краеведческой работой.
Текст для 3 группы
1)Де-Пуле – страстный любитель чтения, поэтому возникла идея открыть книжный магазин-клуб. 2)Де-Пуле написал устав общества распространения чтения. 3)Одним из членов этого общества стал Иван Никитин.4)Предполагалось открыть сеть книжных магазинов, библиотек, издавать дешёвые книги, и таким образом способствовать просвещению народа. 5)Никитин очень увлёкся этой идеей, поэтому Де-Пуле и поэт часто обсуждали идею книжного магазина. 6)Многие думали, что Никитин погубит свой поэтический талант, если станет купцом, но Де-Пуле и Никитин считали, что «надо подумать о бедном чиновнике, купце, мещанине, которые безграмотны в смысле литературы».7) В 1856 году состоялось открытие магазина.8) Магазин стал местом, где каждый человек, даже бедный, мог почитать понравившуюся ему книгу, поговорить о литературе, о современных критиках. 9) Это был успешный просветительский проект.
10)Когда закрылся магазин Никитина в городе негде было найти места, чтобы можно было почитать хорошую книгу, побеседовать о литературе.11)Вот и появилась идея о первой бубличной библиотеки.12) Идея хорошая, но библиотека нуждалась в средствах. 13)Был установлен небольшой капитал, проценты с которого шли на содержание библиотеки. 14)Пять действительных членов, одним из которых был Де-Пуле, обещали вносить ежегодно денежные средства. Михаил Федорович вносил в фонд библиотеки 25 рублей серебром, по тем временам это немало.15) Итак, в 1864 году в Воронеже открыта публичная библиотека. 16) Это было небольшое одноэтажное здание, которое находилось во флигеле дома Тулинова. 17) В библиотеку потянулся бедный, но образованный люд. 18)Вкусы у людей были разные, но благодаря таким энтузиастам, как Де-Пуле, многие воронежцы смогли познакомиться с творчеством Тургенева, Достоевского, Чехова.
Текст для 4 группы
1)Дружба Де-Пуле с Иваном Никитиным – особая страница их жизни. 2)Их встреча состоялась в конце 1853 года. 3)Никитин был достаточно скрытным человеком, и о его личной жизни знал очень узкий круг людей.4) Наиболее посвящённым был Де-Пуле. 5)Почему же Никитин так доверял своему другу?
6)Когда Никитин оказался в центре литературной жизни Воронежа, к нему отнеслись по-разному.7) А Михаил Федорович стал реальным помощником поэта во многих начинаниях, помогал ему в трудные минуты, поддерживал, когда поэт переживал из-за разногласий с отцом, он даже знал о любви Никитина к Наталье Антоновне Матвеевой.8) Никитин не всем открывал свои душевные раны, он не любил жаловаться на судьбу, но Де-Пуле он рассказывал, как начинал свой творческий путь, в чём и в ком искал опору, как нащупывал свой путь в литературе.
9)Поэт чувствовал, что ему не хватает образования, и его друг стал советовать Никитину, что читать, на какие произведения обратить внимание.10) Друзья постоянно переписывались, рассказывали друг другу о том, что бы хотелось сделать в жизни и творчестве.
11)Никитин увлёкся идеей создания книжного магазина-клуба, и Де- Пуле поддержал своего друга, помог ему, когда Никитин заболел перед самым открытием магазина.12) Когда Никитин умирал, в духовном завещании душеприказчиком он сделал Де-Пуле. 13)После смерти своего друга Де-Пуле всё свободное время проводил в его книжном магазине, приводя дела в порядок, но особенно остро чувствовал одиночество. 14)Потом он решит издать посмертный сборник поэта.15 ) Де-Пуле стал первым биографом Никитина, создав полное и яркое описание его жизни.
Карта анализа учебного занятия по литературе учителя Меркуловой Е.Б.
Тема «Литературное краеведение»
Показатели эффективности (баллы)
Коммуникативное взаимодействие учителя и учащихся
Целеполагание ( соответствует ли содержание урока и проекту, представленному в технологической карте)
0
не соответствует
1
соответствует частично
2
соответствует полностью
Мотивация (общий уровень)
0
низкий
1
средний
2
высокий
Текущий контроль
0
отсутствует
1
локальный
2
непрерывная обратная связь
Формирование УУД и компетенций
Самостоятельная работа
(% времени от урока)
0
Низкий
(менее 10 %)
1
Средний
(30-50 %)
2
Высокий
(50-70%)
Творческая активность
0
Низкий уровень поисковой активности (дети выполняют задания исключительно по указанию учителя)
1
Средний уровень (частичная включённость в творческую деятельность – не менее 50 % учащихся)
2
Высокий уровень творческой активности (проектная деятельность)
Формирование УУД и компетенций обучающихся
0
Преобладание предметной составляющей
1
Средний уровень формирования познавательной активности
2
Комплекс метапредметных компетенций: предмет+ личностный фактор + метапредмет)
Инновационность учебного процесса
Адаптивность урока к личностным особенностям обучающихся
0
Урок ориентирован на среднего ученика
1
Частичная адаптивность
2
Учёт индивидуальных особенностей восприятия
Использование инновационных методик
0
Традиционный комбинированный урок
1
Проблемно-поисковая технология, метод проекта, моделирование)
2
Высокий
Авторская технология
Материально-техническая оснащённость
0
Стандарт
(учебник, рабочая тетрадь, мел, доска)
1
Использование технических средств обучения, демонстрационных материалов)
2
Использование авторских программно- педагогических средств (методик, технологий), популяризация передового опыта.
Общее количество баллов 15 баллов
Максимальный балл соответствия учебного занятия ФГОС – высокий от18 до 13, от 12 до 9 – средний, ниже 8 - низкий, менее 4 –не соответствует ФГОС).
Самоанализ учебного занятия по литературе учителя Меркуловой Е.Б.
Тема «Литературное краеведение»
Урок «Литературное краеведение» проводился 12 ноября 2013 года в 6 «В» классе.
Цели урока:
Образовательные: познакомиться с понятием «литературное краеведение», научить анализу текста научно-популярного стиля, в процессе работы над текстом помочь обучающимся понять позицию автора по предложенным проблемам.
Развивающие: развивать умение извлекать информацию из текста научно-популярного стиля, правильно и логично излагать свою точку зрения, содействовать развитию творческих способностей учащихся;
Воспитательные: воспитывать интерес к литературному краеведению и к культурному наследию родного края.
Урок состоял из следующих этапов: этап актуализации, этап целеполагания и планирования, этап концептуализации, этап моделирования и конструирования (реализация проекта), рефлексии.
На первом этапе было проведено обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока, была организована беседа и викторина по истории Воронежа. На этапе проблематизации удалось добиться чёткого обозначения границы знания и незнания по литературному краеведению. Ребята были активны, так как на занятии были созданы условия для возникновения у учеников внутренней потребности к учебной деятельности. Особое внимание было уделено организации и подготовки к самостоятельному выполнению учебных действий (домашнее задание по группам). Этап целеполагания и планирования прошёл на уроке успешно: ребята коллективно планировали свою учебную деятельность, говорили об ожидаемых результатах урока. Главный принцип занятия – партнёрство и сотрудничество.
На этапе концептуализации была организована коллективно-распределительная деятельность в малых группах. Самостоятельная работа учащихся в группах проходила по предложенному плану, у каждой группы было индивидуальное задание и оригинальный маршрутный лист. Основной целью было создание многоуровневого взаимодействия : ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – малая группа. Задания по тексту носили пропедевтический характер, ориентированы на подготовку к ГИА и ЕГЭ. «Интересность» заданий обеспечена за счёт подбора учебного материала, который соответствует возрастным особенностям учащихся, их интересам. Для каждого ученика была создана ситуация, когда он смог бы реализовать свой интеллектуальный потенциал. Практически все учащиеся участвовали в создании мини-проектов при подготовке домашнего задания, все учащиеся после коллективной работы доказывали свою точку зрения по поводу предложенной цитаты, используя текст Н. Корниенко.
Рефлексия проводилась не только в конце урока, но и после каждого этапа для того, чтобы осуществлять постоянный контроль за ходом учебной деятельности учащихся. Уровень самостоятельности обучающихся во время урока был хорошим, они достаточно объективно оценивали свою работу и учебную деятельность малых групп, смогли сформулировать цели дальнейшего изучения литературного краеведения. В конце урока было дано дифференцированное домашнее задание (творчество Д.Веневитинова).
15