Использование элементов арттерапии в системе работы педагога – психолога Центра адаптации несовершеннолетних


Использование элементов арттерапии в системе работы педагога – психолога Центра адаптации несовершеннолетних
с воспитанниками по преодолению задержки психического развития и психоэмоциональных нарушений.
Введение.
Причины помещения несовершеннолетних в Центры адаптации:  социальное неблагополучие семей, бродяжничество, отсутствие заботы со стороны родителей, асоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания)и др. Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети из таких семей имеют серьезные эмоциональные нарушения, чаще болеют и очень часто отстают в психологическом развитии, имеют узкий кругозор, пробелы в знаниях. Также негативными последствиями того, что такие дети часто лишены нормального родительского внимания и любви, наблюдается проявление неуверенности в своих силах, потеря «своего Я», замкнутость и другие депривации.
Основная часть
Так из 348 детей от 3 до 10 лет, ставшими воспитанниками Центра адаптации, обследованными мной у 339 имеются нарушения в познавательной сфере, и у 342 – нарушения в эмоциональном развитии. Что составляет 97,4% и 98,2% соответственно. Цифры, согласитесь, просто критические!
Задачами ЦАНов являются не только обеспечение приема, кратковременное содержание, адаптация и устройство несовершеннолетних, а также стабилизация эмоционального фона, профилактика таких проявлений, как повышенная агрессивность и тревожность, страхи.
Как же достичь наилучших результатов за короткий срок, ведь время нахождения ребенка в Центре не превышает трех месяцев? Как наиболее успешно социализировать воспитанников? Как сделать процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы?
Чтобы достичь этих целей и сделать занятия психолога наиболее продуктивными, я взяла на вооружение методы арт-терапии.
Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.
К самым популярным видам арт-терапии можно отнести:
изотерапию (лечение посредством изобразительных искусств), музыкотерапию, данс-терапию, сказкотерапию, игротерапию, драматерапию,
библиотерапию (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы), артсинтезтерапию (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика),
песочную терапию, цветотерапию, фототерапию (лечебно-коррекционное применение фотографии), видеотерапию, маскотерапию,
анимационную или мульт-терапию. Это далеко не весь перечень методов арт-терапии.
Показания для проведения арт-терапии
Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция», низкая самооценка.
Все эти проявления имеют место в эмоциональном развитии воспитанников названного учреждения.
В чем может помочь использование элементов арт – терапии?
Дать социально приемлемый выход страху, агрессии и другим негативным чувствам.
Облегчить процесс коррекции эмоционального фона и психологических процессов в качестве вспомогательного метода.
Получить материал для психодиагностики при помощи рисуночных методов исследования.(методики «Кактус», «Автопортрет», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Три дерева», «Дом. Дерево.человек» и др.)
Проработать подавленные мысли и чувства.
Установить контакт с ребенком.
Развить самоконтроль.
Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
Развить творческие способности и повысить самооценку.
Заключение.
При успехе преодоления нарушений эмоциональной сферы, вследствие развития уверенности в себе и повышения самооценки увеличивается продуктивность усваивания знаний, умений и навыков. Что позволяет сделать вывод, что использование этой методики наряду с вышесказанным способствует лучшему усвоению знаний.
Направленность занятий: Данный цикл занятий рассчитан на то время, пока ребенок находится в Центре адаптации (90 дней). Состоит из 20 занятий, из расчета 2 занятия в неделю. Продолжительность занятия: 45 минут. Численность воспитанников в группе 5-6 человек. Возрастная направленность: дети 6-7 лет с ЗПР, дети 5-6 лет с нормальным психологическим развитием, а также дети 8-9 лет с более глубокими нарушениями психологического развития.
Задачи занятий:1.Развитие творческих и коммуникативных способностей и развитие познавательной сферы.2.Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я». Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.3.Расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния, профилактика или преодоление повышенной тревожности и агрессивности.4.Сплочение детского коллектива.
Ожидаемый результат: Основными результатами являются психологические изменения у участников процесса (гармонизация эмоциональной сферы, развитие здоровых установок и мотиваций, коррекция поведенческих нарушений и т. д.), делающие обучение и психосоциальное функционирование более успешными. Оценка таких изменений производится с использованием методов наблюдения и анализа, психологической диагностики, а также с помощью мониторинга.
При применении данных занятий мы наглядно можем определить результативность занятий, ведь детские работы сразу же покажут, насколько успешно прошло занятие, какое вызвало отклик в душе ребенка, покажет, стоит ли вносить изменения в ход занятий, чтобы достичь наилучшего результата.