Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках русского языка.
Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках русского языка.
Как сделать интереснее и эффективнее ту часть урока, которую не все дети любят – контроль и диагностику знаний?
Поскольку цели обучения учащихся направлены на конечный результат, учителю необходимо помнить, каковы должны быть результаты его деятельности. Сделать это сложно, необходима постоянная и целенаправленная работа, которая должна быть очень разнообразной.
Для контроля качества обучения я использую два основных способа.
Первый - текущая оценка учебной деятельности учащихся и второй- итоговая аттестация учащихся. Оба эти способа взаимосвязаны, подкрепляют друг друга и содействуют успешному осуществлению процесса обучения.
Текущий или систематический контроль проводится на большинстве уроков. Именно он позволяет вовремя установить наличие пробелов в знаниях, недостатки в формировании учебных умений и навыков, что позволяет, в свою очередь, провести коррекцию форм и методов преподавания, идеально подобрать их как в зависимости от содержания учебного материала, так и с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
2. Формы контроля и диагностики.
Текущий контроль Итоговый контроль Диагностика
I.Поурочный контроль:
Индивидуальные задания;
Фронтальный опрос;
Работа по карточкам;
Комбинированный опрос;
Практические работы;
Творческие работы;
Цифровые диктанты;
Индивидуальный контроль;
II.Периодический контроль:
Срезы;
Диктанты (словарные, орфоэпические,терминологические, лексические, комбинированные, диктанты повышенной сложности).
Письмо по памяти;
Зачеты (теоретические и практические; устные и письменные).
Блицопросы;
Контрольные работы. Тематический;
Семестровый;
Независимый (городские и министерские работы);
Годовой;
Олимпиады;
Экзаменационный ТДР( тестовые диаг-ностические работы);
ПР( проверочные работы);
СР(самостоятельные работы);
ГР( грамматические разборы);
Работы по развитию речи;
Работы над ошибками;
Диктанты с ошибками;
Самоконтроль
Индивидуальный контроль - одна из самых традиционных форм контроля по-прежнему актуален. Конечно, он занимает много времени и нет возможности опросить большинство учащихся, но он имеет и положительные стороны: способствует развитию логического мышления, монологической речи, дает навыки овладения вниманием аудитории, позволяет подойти к работе дифференцированно.
Для проведения фронтальных и блиц-опросов необходимо составить множество вопросов, требующих кратких ответов. При таком контроле развивается скорость мышления, умение выбрать лаконичный ответ, в опросе участвует большинство учащихся.
Однако эта форма не всегда заставляет работать пассивных учеников, любителей отсидеться, и тогда помогают цифровые диктанты, которые, по сути, тоже фронтальная проверка, только письменная и обязательная для сути, тоже фронтальная проверка , только письменная и обязательная для всех.
Суть цифрового диктанта в том, что он позволяет быстро оценить подготовленность всего класса. Учащийся в процессе самопроверки становится участником процесса оценивания, ему легко понять, где допущена ошибка и сравнить свои знания с уровнем знаний учащихся. Возникает дух соревнования.
А когда учащиеся начинают уставать, с целью разрядки и активизации применяю такую форму контроля, как “диктант с ошибками”. По окончании работы предлагаю ученику, нашедшему наибольшее число ошибок, назвать их и объяснить. Пятерку получает лишь тот, кто нашел и объяснил все ошибки. Оценивание производят и товарищи, которые дополняют, исправляют. Такая работа развивает навыки анализа ответа товарища, умение рецензировать.
Итоговый контроль применяется по окончании изучения отдельных тем, при оценке отдельных этапов обучения: четверти, полугодия. Основная задача такого контроля – оценить уровень знаний, сформированность навыков и умений за определенный учебный период.
3. Диагностика.
Традиционные методы и формы контроля качества обучения характеризуются определенной субъективностью. С целью наиболее объективной оценки при проведении итоговой аттестации за год, за курс основной школы завожу на каждого учащегося лист-мониторинг или, как мы его называем, «Лист учёта ошибок»
Мониторинг учебной деятельности по русскому языку
(для учащихся 5 - 6-х классов)
Содержание 1ч 2ч 3ч 4ч Год Итог
1. Каллиграфия
2. Оформление, графические работы, выполнение грамматических заданий
3. Устные текущие ответы
4. Речь:
Полная
Грамотная
Осознанная
Односложная
5. Чтение:
Ошибочное
Безошибочное
Выразительное
6. Письменные работы
7. Оценка за четверть
8. Выводы и предложения
В целом карта мониторинга выглядит так:
Мониторинг учебной деятельности по русскому языку учащегося9класса.
№ Содержание I II III IV Год Итог
1. Учебный труд на уроке:
активность
ответственность
умение слушать
2. Общеучебные умения и навыки:
работа с книгой, справочной литературой
самостоятельность действий, самоконтроль
3. Качественные показатели:
знание программных словарных слов;
знание слов повышенной сложности
орфографические и пунктуационные навыки
навыки письменной речи
навыки монологической устной речи
4. Навыки грамматических разборов:
фонетический
морфемный
морфологический
синтаксический
пунктуационный
лексический
орфографический
5. Навыки оформления записей в тетрадях, конспектирование
6. Итоговая оценка
7 Подпись учителя
Положительную динамику имеет контроль, который проводится в непринужденной обстановке, когда учащиеся не чувствуют стресса. Этого можно достичь, используя в своей практике нетрадиционные формы и методы опроса учащихся. Сегодня наиболее актуальны такие методы контроля, которые включают в себя комплексно-дифференцированный контроль – возможность проверить умения и навыки учащихся сразу по нескольким параметрам: знание теории, умение применять на практике, выполнение заданий творческого характера. Необходимо отметить что, когда контроль преподносится в непринужденной и творческой обстановке, результативность его повышается. Именно поэтому, планируя уроки, я применяю нетрадиционные формы опроса учащихся, в основе которых лежит комплексная направленность - они не только контролируют теоретические знания, но также позволяют оценить речевые, учебно-языковые и правописные умения и навыки. Предлагаю наиболее актуальные методы опроса учащихся, которые я использую на этапе контроля:
Сообщение на заданную темуВикторины Деловые игры Зрительные диктанты Сигнальные карточки
ЭссеРеферат Доклад ПрезентацияКарточки Составление схем Кроссворды Ребусы Шарады Чайнворды
1. Сообщение как метод текущего контроля может быть использован при проверке домашнего задания, что нацелено на выяснение понимания изучаемой темы и готовности к восприятию нового материала. Как метод промежуточного контроля сообщение предполагает проверку усвоения материала по определенному разделу и может быть включен в зачет в конце четверти. В рамках итогового контроля сообщение может предполагаться при проведении экзамена по предмету.
2. Презентация - данный вид контроля помогает проверить теоретические знания, творческие способности, умение работать с материалом интернета, уровень компьютерной грамотности, креативность мышления. Его используют как при тематическом контроле, так и при завершении раздела.
3. Лингвистический анализ текста в последнее время стал одним из популярных способов проверки знаний. Это связано с усилением внимания к тексту (межфразовому единству, сложному синтаксическому целому), содержание и структура которого позволяет проводить наблюдение над тем, как реализуются языковые единицы в речи. В тексте всегда содержится богатый материал для проведения различного рода разборов (лексического, морфологического, синтаксического ит.д.). Все это дает возможность учителю проверить знания и умения учащихся, полученные в результате изучения тем по лексике, фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации, а также из области стилистики.
4. Эссе— решение, исследование определенной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Этим
написание эссе отличается от работы над темой, в которой достаточно часто просто усвоить новый материал по теме, от ролевой игры, дискуссии и т.п., но, кроме всего прочего, ему обязательно присуще исследование проблемы, творческая, поисковая деятельность, находящая воплощение в конкретном продукте.
Таким образом, творческие формы контроля создают благоприятную атмосферу общения, учат понимать другого и принимать его роль, актуализируют знания, обогащают познавательную мотивацию, способствуют накоплению опыта взаимодействия и работы сотрудничества; позволяет определить уровень способности, умений и навыков применения того, что изучает, приобретает человек; позволяет точно и объективно определить уровень иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Не менее важна на уроке и организация различных форм самоконтроля, взаимоконтроля. Я считаю, что эта форма работы нелегкая, потому что она не дает сиюминутных результатов. Более того, самоконтролю нужно обучать ребят постоянно. Эта форма работы может вызвать на уроке и лишний шум, и обиды ребят друг на друга, а, следовательно, и на учителя. Таким образом, самоконтроль на уроке требует собранности, терпения и настойчивости, прежде всего от педагога, а потом уже от обучающихся. В заключение отмечу, что учащиеся не должны бояться контроля, напротив, этот процесс должен быть для них обычным процессом рефлексии, а это зависит от нас, уважаемые коллеги! Разнообразить формы и методы контроля знаний, формы организации опроса учащихся на разных этапах урока необходимо, чтобы сделать опрос разнообразным и интересным. Системность опроса повышает его результативность, а высокий уровень качества знаний – то, к чему мы все стремимся.
Коллегам хочу пожелать успехов в творческом поиске!