Рабочая программа по элективному курсу Это непростое простое предложение пр(8кл ). ение (
Элективный курс (8 класс) по русскому языку «Это непростое простое предложение» Пояснительная записка Данный курс предназначен для повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку обучающихся 8 классов. Составляя учебно-тематическое планирование, исходил прежде всегоучитывались требования базового уровня обязательной подготовки обучающихся по предмету. Элективный курс «Это непростое простое предложение» разработан с учетом особенностей пунктуации, трудностей, связанных с обнаружением синтаксических единиц и определением их границ, выделением условий действия пунктуационной нормы.Предложенный материал позволит обобщить и систематизировать знания, умения по синтаксису, пунктуации и в определенной мере обогатить и расширить их. Кроме выделения грамматической основы предложений, их синтаксического разбора, построения графических схем, характеристики элементов, осложняющих предложение, обучающиеся на основе данного курса овладеют семантикой, значением синтаксических структур, их стилистическими возможностями. В процессе прохождения курса обучающиеся работают одновременно со всеми видами осложнения простого предложения - однородными членами, обособленными оборотами, вводными словами и предложениями, обращением, междометием; разбирают не изолированные простые двусоставные и односоставные предложения, а в составе сложных, в диалогической и стихотворной речи, производят разбор предложений с прямой речью и т. д. В целом данный курс должен способствовать расширению и углублению знаний обучающихся 8 классов и на основе лингвистических знаний максимально способствовать их речевому развитию.
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года №273 - ФЗ).
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразо-
вания России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
Приказ Министерства РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.
Примерная программа по русскому языку 2004.
Программа по русскому языку для 8 кл., В.В. Бабайцева, М. Дрофа, 2008 ;Методические рекомендации «О преподавании русского языка в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»
Приказ от 16.05.13 №451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области реализующих программы общего образования на 2013-2014 г.»
Учебный план МБОУ СОШ №3 г.Усмани на 2013-2014 учебный год
Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3 г. Усмани»
Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ№3
Сведения о программе
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку. Программа позволяет получить представления о целях и содержании обучения русскому языку в 8 классе, углубить свои знания о простом предложении и способах его осложнения,.. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения.
Программа соответствует учебному копмлексу под редакцией В.В. Бабайцевой, М. Дрофа, 2011 ; Обоснование выбора программы
В программе данного элективного курса установлен оптимальный объем изучения материала по простому предложению из разделов учебного предмета Русский язык(8кл.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Данный элективный курс направлен на углубление знаний ,получаемых при изучении русского языка в 8 классе.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Информация о внесенных изменениях.
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса русского языка учащимися 8 класса в течение 35ч( 1час в неделю). Данная рабочая программа призвана обеспечить знания учащихся основной школы на базовом уровне.
Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.
Данный курс направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Курс представлен в программе перечнем тем, которые отражают устройство простого предложения, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждая тема программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельностиНаправленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения); интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация); информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом); организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку). Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №3 г.Усмани, рабочая программа по элективному курсу рассчитана на 35часаов (1час в неделю).
Из них:
Плановых контрольных работ -3
Зачёты – 3
Формы организации образовательного процесса - урок
Технологии, используемые в образовательном процессеТехнологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материалаЛичностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.Технология индивидуализации обученияИнформационно-коммуникационные технологии 8 .Здоровьесберегающая технология
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.Виды и формы контроля
текущие оценки,
итоговые оценки,
подготовка и защита рефератов.
проверочная работа с выборочным ответом
зачётная система по некоторым темам ,контрольные работы
устное высказывание на заданную тему
Информация об используемом учебнике
Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» М.: Дрофа,2011г. (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе. Требуемый уровень подготовки на конец учебного года
В результате изучения элективного курса ученик должензнать/понимать– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации; HYPERLINK "file:///C:\\Documents%20and%20Settings\\Витёк\\Local%20Settings\\Application%20Data\\Opera\\Opera\\temporary_downloads\\6.doc" \l "1,336,36081,157,,Русский язык в школе – важнейши" – смысл понятий: простое предложение, способы его осложнения, а также дети углубляют все знания, полученные при изучении предмета Русский язык:
речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);– основные единицы языка;– нормы речевого этикета;уметь-находить простое предложение в речи,выполнять его синтаксический разбр– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;– анализировать структуру и языковые особенности текста;– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; – пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, – соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); – выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;– соблюдать нормы русского речевого этикета;– осуществлять речевой самоконтроль; – оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;– совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; – развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования..
^
Тематический план
№ Раздел программы Количество часов
1. Синтаксис и пунктуация. 4час
2. Прямая речь. 2часа
3. Простое предложение. Однородные члены в простом предложении. 2часа.
4 Двусоставные предложения. 6часа
5. Односоставные предложения 6часа
6. Простое осложненное предложение. 9часов
7. Цельное словосочетание. 6часов
Всего:
35ч.
Содержание программы
Язык помогает человеческому обществу отражать, познавать, осмысливать объективно существующий мир, для этого необходимы все языковые формы, единицы всех уровней языковой системы. Однако подлинную жизнь, коммуникативную действенность любое средство языка обретает лишь на синтаксическом уровне, единицы и категории которого позволяют отразить связи и отношения, существующие между явлениями реальной действительности. Синтаксис является как бы замыкающим ярусом языковой системы, использует все ресурсы языка, опирается на них, составляет с ними тесное единство. Такое понимание места синтаксиса в школьном курсе русского языка находит отражение в построении данного элективного курса.В разделе «Синтаксис и пунктуация» (4ч.) обучающиеся работают над повторением синтаксиса и пунктуации в простом предложении.
В разделе «Прямая речь» (2ч) обучающиеся учатся правильно произносить предложения с прямой речью, грамотно оформлять ее на письме, закрепляют умение преобразовывать прямую речь в косвенную.
В разделе «Простое предложение. Однородные члены в простом предложении»( 2ч)обучающиеся работают над повторением основных правил пунктуации в простом предложении, отрабатывают умение видеть в предложении имеющиеся в нем пунктуационные правила и узнавать среди них изученные, выделять и характеризовать главные члены предложения.,повторяют употребление Оч и правила пунктуации при них.
В разделе «Двусоставные предложения»(6ч) обучающиеся закрепляют знания о главных членах предложения, способах выражения подлежащего и сказуемого, отрабатывают умение постановки тире между членами предложения. При изучении раздела «Односоставные предложения»(6ч) обучающиеся формируют умение различать односоставные и двусоставные предложения, находить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи определенно- личные, неопределенно- личные,обобщенно - личные , безличные, назывные предложения.Раздел «Простое осложненное предложение»(9ч) учит работать с предложениями, осложненными однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями, вводными словами, закрепляет умение ставить знаки препинания в этих синтаксических конструкциях.
Раздел «Цельное словосочетание»( 6ч) учит находить данные единицы в простом предложении, выделять их как член предложения.
Учебно - тематическое планирование.
№ Тема занятия Дата по плану. Дата по факту.
1. Простое предложение, его строение. 5.09. 2. Синтаксис и пунктуация простого предложения. 12.09. 3. Синтаксис и пунктуация простого предложения 19.09 4.
Пунктограммы в простом предложении.
контроль Зачет 27.09. 5. Прямая речь в простом предложении.
4.10. 6. Прямая речь в простом предложении.
11.10. 7. Простое предложение с ОЧ.
18.10. 8. Обобщающие слова при ОЧ.
контроль Зачет 25.10 9. Способы выражения подлежащего. 1.10. 10. Способы выражения подлежащего 15.11. 11. Способы выражения сказуемого 22.11. 12. Способы выражения сказуемого 29.11. 13 Тире между подлежащим и сказуемым. 6.12. 14. Тире между подлежащим и сказуемым.
Контрольная работа 13.12. 15. Односоставные предложения. 20.12. 16. Определенно- личные предложения. 27.12. 17. Неопределенно-личные предложения. 17.01. 18. Неопределенно-личные предложения.
24.01. 19. Безличные предложения. 31.01.
20. Назывные предложения..Контрольная работа 7.02. 21. Простые предложения с однородными членами, связанными соединительными, разделительными и противительными союзами. 14.02.
22. Простые предложения с однородными членами, связанными соединительными, разделительными и противительными союзами .21.02.
23. Обособленные определения.
Обособленные приложения. 28.02.
24. Обособленные определения Обособленные приложения .7.03. 25. . Обособленные обстоятельстваУточняющие члены предложения. 14.03.
26.. Обособленные обстоятельстваУточняющие члены предложения.. 21.03.
27. Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. 4.04. 28. . Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. 11.04. 29 Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями
Контрольная работа
18.04. 30. Цельное словосочетание в простом предложении. 25.04. 31. Цельное словосочетание в простом предложении. 2.05. 32. Цельное словосочетание в простом предложении.
Зачет. 16.05. 33. Синтаксический разбор. Работа со схемами. 23.05.
34-35. Синтаксический разбор. Работа со схемами. 30.05.
30.05.
Цели и задачи курсаОсновная задача обучения русскому языку в 8 классе заключается в овладении синтаксисом и пунктуацией простого предложения, развитии связной речи в устной и письменной форме. Данный курс поможет создать условия для формирования практических умений и навыков обучающихся, развить их творческие способности. Главная задача курса - совершенствовать умения учеников анализировать и характеризовать предложение, расставлять знаки препинания. Очень важно, чтобы обучающиеся осмыслили сферу использования изучаемых конструкций, обусловленность их употребления содержанием и ситуацией речи, их роль в создании текста, их возможности для усиления выразительности высказывания.При изучении первых тем следует повторить отличительные признаки простого предложения, отработать понятие двусоставного и односоставного предложения, обратить внимание на границы грамматических основ, повторить классификацию предложений по наличию второстепенных членов.Очень важно указать обучающимся на коммуникативную обусловленность использования односоставных предложений в тексте, раскрывающем состояние природы и настроение человека - явлений, не зависящих от активного деятеля.Для формирования пунктуационной зоркости следует включать в работу стихотворные тексты, в которых особенно отчетливо проявляется несоответствие между паузами и знаками препинания. Чтобы устранить трудности в осмыслении семантики синонимические конструкции,Дополнительное занятие должно создать у обучающихся положительный эмоциональный настрой, укрепить интерес к овладению русским языком.
Список литературы .УМК под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» М.: Дрофа,2011г. Блинов Г.И. «Упражнения, задания и ответы по пунктуации».-М.:Просвещение, 2009.Воителева Т.М., Войлова К.А.и др. «Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.-М.:Дрофа,2000.Капинос В.И., Пучкова Л.И «Русский язык. Учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся».-М: Интеллект-центр, 2007.Пичугова Ю.С., Фоминых Б.И. «Сборник задач и упражнений по русскому языку».-М.: Просвещение, 1991.
ПучковаЛ.И., Мамона Т.Н «Русский язык: сборник тренировочных тестов» ».-М.: Экзамен, 2007.
Цели курса:
В целом данный курс должен способствовать расширению и углублению знаний обучающихся 8 классов и максимально способствовать их речевому развитию.
Формирование и совершенствование умения проводить синтаксический разбор простого предложения
Формирование умения раскрыть секрет художественного текста, где привычные слова неожиданно становятся источником необычайно яркого образа
Овладение элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения слов
Задачи курса:
Формирование у учащихся навыков самостоятельного познания, умения мыслить, делать выводы, отстаивать свое мнение, что позволяет поставить обучение на качественно новую ступень
Формирование устойчивого интереса у старшеклассников к выбранной области знаний
Основные требования, предъявляемые к работе с художественным текстом на занятиях элективного курса:
Создание соответствующих условий для восприятия художественного текста. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создать особый настрой, который бы помог ввести ребенка в систему художественных образов этого текста.
Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста. Это требование к работе с художественным текстом отражает основную цель проведения такой работы: ученики должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех языковых явлений, которые изучаются. Красота и удивительное богатство родного языка открываются детям в процессе такой работы.
Отработка навыков выразительного чтения художественного текста. Постепенное ознакомление с основными элементами интонации: темп, тембр голоса, тон, повышение – понижение голоса, логическое ударение, пауза – и отрабатывать их в ходе выполнения заданий.
Заучивание текста (его отрывка) наизусть и подготовка к письму по памяти. Эта установка в обучении способствует тренировке памяти ребенка (образной, ассоциативной, зрительной) и пополнению словарного запаса.
Проведение какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца. Составление собственного речевого высказывания по аналогии с данным текстом при сохранении структуры описания , использованных языковых средств выразительности.