Урок русского языка в 5 классе на тему Настоящее и будущее время глагола


Настоящее и будущее время глагола
Цели:
Образовательные: формировать навыки образования форм времени глаголов, проверить уровень знаний учащихся по данной теме.
Развивающие: продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развивать связную речь учащихся, учебно-языковые умения, повторить изученные орфограммы, непостоянные признаки глаголов, чередование в корне слова, пополнить словарный запас.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Мотивация к деятельности.
Учитель: Итак, прозвенел звонок, мы начинаем наш урок. Рада вас видеть! Пусть наша работа сегодня на уроке будет успешной и плодотворной.
Актуализация знаний.
Мозговой штурм (записать в тетради окончания фраз):
- слово, обозначающее действие предметов, это не существительное, а … глагол
- глагол – это не член предложения, а … часть речи
- глагол имеет категорию не склонения, а … спряжения
- в прошедшем времени в единственном числе глагол изменяется не по лицам, а … по родам
- глагол имеет постоянный признак не числа, а … вида
- Какая тема урока?
- Что мы уже знаем о глаголе?
Работа по определению темы урока.
Учитель диктует слова. Ученики записывают в столбик, обозначая орфограммы.
велогонки
росток
ежевика
мотор
яичница
- Выделите карандашом первые буквы записанных слов. Какое слово получилось? Работу над какой темой мы будем сегодня продолжать? Итак, тема нашего урока – настоящее и будущее время глагола.
Работа по теме урока.
1) На доске записаны глаголы: смотрят, побежит, буду умываться, поет, польют, настаивает, разграничит, буду кормить.
- Распределите эти глаголы на две группы. По какому признаку вы распределили глаголы?
- Сегодня на уроке мы поэтапно рассмотрим формы настоящего и будущего времени глагола. Начнем.
2) Самостоятельное изучение теоретического материала о форме настоящего времени глагола.
- Что же вы можете сказать о форме настоящего времени глагола? (Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи и отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делаем? и др.)
- Как образуется форма настоящего времени глагола? (Они образуются с помощью личных окончаний глаголов)
- Приведите пример. (обучающиеся выбирают любой из глаголов)
Смотрю, смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят
- Скажите ребята, показателем каких еще грамматических признаков является окончание глагола (лицо и число). Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам. Давайте потренируемся. Определите лицо и число наших глаголов настоящего времени.
- подумайте, а что еще мы не определяли для глаголов настоящего времени? (Род) Конечно, а можем ли мы это сделать? (Нет, значит глаголы в форме настоящего времени не имеют рода )- Попробуйте образовать от этих глаголов парные по виду. (не получается) Значит, можно сделать вывод, что формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида.
3) Самостоятельное изучение теоретического материала о форме будущего времени глагола.
- Что же вы можете сказать о форме будущего времени глагола? (Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи и отвечают на вопросы: что буем делать? что сделаем? что будешь делать? что сделаете? и др.)
Пример:
Летом я (что сделаю?) поеду в Крым.
Я (что буду делать?) буду петь в хоре.
- Какую особенность вы заметили у глаголов в форме будущего времени? (Они имеют простую и сложную форму). Давайте составим таблицу образования форм будущего времени глагола. (У доски с опорой на учебник)
простая сложная
образуется от глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний:
(что сделаю?) посмотрю; (что сделаешь?) посмотришь...                
образуется от глаголов несовершенного вида при помощи глагола быть и неопределённой формы глагола: (что буду делать?) буду смотреть; (что будешь делать?) будешь смотреть...
- О каких грамматических категориях мы говорили, разбирая настоящее время глагола? (Лицо, число, род)
- Поработайте самостоятельно с нашими глаголами и определите, есть ли у них в форме будущего времени эти категории ( глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам, род определить нельзя)
Пример:
настаиваю (в 1-ом л., ед.ч.) — настаивают (в 3-м л., мн.ч.); будешь настаивать (во 2-ом л., ед.ч) — будем настаивать (в 1-ом л., мн.ч.)
Обрати внимание!
Запомни! Глаголы победить, убедить, ощутить, чудить, очутиться и некоторые другие не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. При употреблении этих глаголов используются другие глаголы или словосочетания:
Пример:
могу очутиться = окажусь, хочу убедить, стану победителем...
Рефлексия.
- Что узнали?
- Что поняли?
- Чему научились?
- Были ли трудности? Что было интересно на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
- По каким критериям будете оценивать себя?
Домашнее задание (подбирается в зависимости от УМК, используемого учителем)