Урок по русскому языку для 4 класса по теме «Будущее простое время глагола»
Тема урока: Будущее простое время глагола.
Цели урока:
Предметные: сформировать понятие "будущее простое время глагола";развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой; развивать грамотность учащихся.
Метапредметные: формировать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу; воспитание интереса к предмету через познавательный материал; умение ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи; умение формулировать собственное мнение; контролировать действия партнера; развивать мышление через умение сравнивать; анализировать и обобщать полученные результаты.
Личностные: формировать умение формулировать собственное мнение
Задачи:
Организовать пространство поиска, диалога, творчества
Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками
Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества
Организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса
Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник А.В.Поляковой; мультимедийная презентация урока, карточки для групповой работы, электронная физминутка для глаз,
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, Подарите свои улыбки и нашим гостям. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Успехов вам и удачи. (Слайд 2)
Итак, начинаем наш урок русского языка.
Эмоциональный настрой.
Нам нужно выбрать девиз для нашего урока, под которым мы будем сегодня работать.
(Слайд 3) (На экране рассыпаны слова пословицы Земля освещается солнцем, а человек знаниями).
- Соберите пословицу. Как вы её понимаете?
(Слайд 4) -Вот под этим девизом мы и будем сегодня работать.
- Какие орфограммы встретились в этой пословице?
- Девиз у нас есть, теперь нам нужно выбрать символ урока. Опираясь на нашу пословицу, подберём символ.
-Каким может быть символ сегодняшнего урока? ( По щелчку Солнце).
- Солнце согревает землю, а сегодня оно поможет нам. Посмотрите, на доске у меня тоже солнце, что вы можете о нём сказать? (задумчивое, серьёзное, нет лучиков).
- Нам нужно вернуть лучики солнцу, чтобы на уроке у нас было спокойно , тепло, уютно, комфортно.
Задания на лучиках солнца.
Работа в парах.
- У вас на партах лежат карточки. На них записаны вопросы, вам нужно обсудить их, выбрать правильный ответ в скобках и подчеркнуть его.
1. Найдите лишнее слово (книга, цветок, улыбка, светить).
2. Выберите вопрос, который указывает на действие предмета
( Какой? Что? Где? Что делает? Почему?)3. Укажите часть речи, которая отвечает на вопрос Что делает?
( существительное, глагол, прилагательное, предлог).
4. Подчеркните, как называется изменение глаголов по лицам и числам?
(склонение, строение, спряжение, обозначение).
5. Каким членом предложения бывает глагол чаще всего в предложении?
(второстепенным членом предложения, подлежащее, сказуемое)
На доске эти слова напечатаны на карточках, открывая их, проверяем. Лучики возвращаем солнцу. (Два лучика пустые вешаю пока дети пишут)
- Посмотрите внимательнее на эти слова и выберите среди них главное слово. (Глагол). Почему так считаете?
- О каких глаголах вы говорили на предыдущих уроках? (Глаголы настоящего времени)
– Как вы определяете время глагола? (По значению и по вопросу.)
(Время – это форма глагола, выражающая отношение действия к моменту речи Н.вр.- происходит в момент речи, ПР.вр. – до момента речи, Б.вр.- после момента речи.)- Что вы мне можете напомнить о глаголах настоящего времени? (Глаголы называют действие в момент речи, изменяются по лицам и числам)
- Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам?
-Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
- Проспрягаем глагол петь в настоящем времени. (Слайд 5)
Изменяют вслух, выделяют окончания.
- Кому доверим проспрягать у доски глагол «говорить»?
В тетрадях, 1 на доске
Я говорю
Ты говоришь
Он говорит
Мы говорим
Вы говорите
Они говорят
Выделите окончания.
- Хорошо, но этим вы занимались на предыдущих уроках.
- А теперь, нам нужно более точно сформулировать тему нашего урока.
- На доске слова ( Слайд 6)
Спою, улечу, прочитаю, упаду
Буду петь, буду летать, буду читать, буду падать.
- Что общего у этих слов? (глаголы, буд время, 1 лицо, ед. число)- По какому признаку глаголы разбиты на 2 группы? ( Первая –глаголы будущего простого времени, а вторая – будущее сложное время)
- Почему не можете ответить на этот вопрос? (Не хватает знаний)
- По внешнему виду, чем отличаются эти столбики? (В первом будущее время образовано одним словом, а во втором двумя)
- Так я вам подскажу, что во втором столбике – это будущее сложное время, а кто тогда догадался, как называется форма глагола в первом столбике? (Верно)
- Назовите тему урока.
Будущее простое время глагола (Слайд7)
Будущее простое время глаголов. На какие вопросы отвечают глаголы в будущем простом времени? (Что сделает? Что сделают?) (Слайд 8,9)
Мы должны ответить на вопрос: « Можно ли изменить по лицам и числам глаголы простого будущего времени». Что нам нужно для этого сделать?
Поставим наш глагол говорю в будущее простое время. Поговорю. Как изменился глагол? (У него появилась приставка)
- Кто запишет на доске? Все в тетрадях рядом с глаголом говорит.
Выделите и сравните личные окончания. Сделайте вывод. Подтвердите свои выводы на стр.56.
Физминутка (Слайд 10,11,12)
Первичное закрепление.
Упр 72 Прочитайте 1часть( устно). Найдите глаголы, определите их время. А теперь прочитайте так, чтобы глаголы были в будущем простом времени: темнеет - потемнеет, желтеют – пожелтеют…
Вторую часть записать с глаголами в простом будущем времени. Выделить окончание, определить лицо и число.
Прочитайте глаголы упр.74.
- Можно ли их изменить по лицам и числам?
1ряд - посидеть; 2ряд - замолчать; 3 ряд – постучать
по одному от ряда на доске, выделить окончания
Логическая пятиминутка. (Слайд 13)
- Подберите глаголы, которые образованы от названий животных и объясните их значение.
Глаголы Значение
петух петушиться задирать
собака собачитьсяругаться
морж моржеватьзакаляться
рыба рыбачить Ловить рыбу
ишак ишачитьработать
обезьяна обезьянничать кривляться- Поставим глагол РЫБАЧИТЬ в форму настоящего времени, 1 лица, ед. числа. РЫБАЧУ . Составим с ним предложение.
- А теперь поставим его в форму будущего простого времени, 1 лица, мн. числа ПОРЫБАЧИМ. Составьте предложение
- Проверим, насколько хорошо вы знаете глагол. Тест (Слайд 14,15)
Ключ: спасибо. Именно это слово я хочу сказать вам за урок.
Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке? (Глаголы в будущем простом времени спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам).
- Как вы считаете, пополнились ли ваши знания на сегодняшнем уроке?
-Какое задание вам понравилось больше других? Какое показалось самым сложным?
- Вернёмся к нашему солнышку! Почему, как вы думаете, у солнышка остались свободные лучики? (Потому, что мы ещё не всё узнали о глаголе и там находятся наши будущие познания)
- Я желаю вам дальнейших успехов в изучении нашего родного русского языка
Д.З Правило, упр 75