Методическая разработка урока Простое осложненное предложение
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательно учреждение
среднего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
Методическая разработка урока
по учебной дисциплине «Русский язык» общеобразовательного цикла
Тема: «Простое осложненное предложение»
Содержание
Введение
3
Цели, методы обучения, приемы обучения, форма обучения, средства обучения.
4
План урока.
4
Ход занятия
5
Список литературы............................
12
Введение
Учебная дисциплина «Русский язык» в профессиональном образовательном учреждении является одной из основных гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла (образовательная область «Филология»). Основная задача курса: закрепить и углубить знания, развить умения студентов.
Тема: «Простое осложненное предложение» рассматривается в аспекте обобщающего повторения синтаксиса. Эта тема по федеральной программе общего образования изучается учащимися в 8 классе. В целом, студенты уже имеют представление о том, что такое осложненное предложение, осложняющий компонент, знаки препинания при осложнении. Однако, часто забывают какую-то информацию. Задача педагога – организовать урок таким образом, чтобы каждому стало понятно, что конкретно он не помнит, в чем сомневается. Привнести в занятие такие виды работы, которые способствуют развитию логического, критического мышления; развитию устной и письменной речи студентов. Преобладающим действием на занятии студентов I курса становится анализ текста (с лингвистическим или литературным содержанием), его переработка.
Решить педагогические задачи помогает технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», опубликованная в газете «Русский язык» № 15, 2004 г. Принцип «показать, а не рассказать, объяснить» лежит в основе обучения преподавателей, решивших внедрять технологию РКМЧП. В ней заключены идеи о прерогативе развития, ориентации на личность, необходимости самостоятельного и целенаправленного познания, творческого подхода к обучению, опоре на предшествующий опыт, в том числе житейский. Эта технология не является способом «разукрасить» занятие, доставить студентам удовольствие от использования групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
Цели:
дидактическая: обобщение и систематизация знаний по теме.
развивающая: развивать логическое, критическое мышление; устную речь; умение диагностировать собственные знания и ставить перед собой познавательные задачи; умение работать в команде; умение прислушиваться к мнению партнера; умение публично выступать.
воспитательная: формирование умения сотрудничать; воспитание сдержанности, настойчивости, трудолюбия, толерантности.
методическая: формирование и развитие коммуникативной компетенции студентов средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Методы обучения: проблемно-поисковый (эвристическая беседа); активные неимитационные.
Приемы обучения: наглядные, практические.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
Вербальные: информационные тексты (копии статей из учебного, практического пособий, учебника, содержащих материал по теме занятия);
ТСО: мультимедиа, экран, компьютер.
План урока
1 Организационный момент
2 Повторение пройденного материала
3 Актуализация темы
4 Основной этап работы:
индивидуальная работа (диагностирование собственных знаний),
групповая работа (общий «лист знаний»),
работа с информационным текстом,
презентация материалов групп
5 Тренировочные упражнения
6 Подведение итогов
7 Рефлексия
Ход занятия
1 Организационный момент – 1 мин.
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на занятии присутствуют гости. Повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте гостей улыбкой. Улыбнитесь друг другу, садитесь. Настроение у всех прекрасное, рабочее, так приступим к работе сразу.
2 Повторение изученного материла – 10 мин.
а) задание
1 слайд
б) усложним задачу: устно соедините понятия между собой в один монологичный ответ. Отвечающего должны слушать внимательно все, т.к. один из вас выступит в качестве рецензента.
2 слайд
Дайте рецензию ответу.
Можно ли считать правильным ответом тот, что приведен на слайде?
3 слайд
3 Актуализация темы – 20 мин.
а) задание
4 слайд
Прочитайте группы предложений.
Проверьте, так ли у вас получилось?
б) вопросы к аудитории:
Чем вы руководствовались, когда делили предложения на группы?
Структура каких предложений, на ваш взгляд, шире?
Есть ли интонационные отличия между двумя группами предложений?
Можно ли назвать предложения группы № 1 сложными? Почему?
5 слайд
Как называются предложения с расширенной структурой и осложненной интонацией?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Что мы будем вспоминать?
Какие задачи будут стоять перед каждым из вас?
6 слайд
Запишите тему занятия в тетрадь.
в) вспомним теорию.
Что я должна прибавить к простому предложению, чтобы оно получилось осложненным?
4 Основной этап работы – 20 мин.
а) каждая из трех групп получает индивидуальные задания:
1 группа – обособленные члены предложения;
2 группа – вводные слова, вставные конструкции, обращение;
3 группа – однородные члены предложения.
Дайте определение осложняющему компоненту.
На какие вопросы может отвечать и каким членом предложения является (или не является членом предложения)?
Какой частью речи может быть выражено?
Где может стоять в предложении?
На какие смысловые группы делится (если есть деление на группы)?
б)
Этап
Содержание
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
Результат
Стадия вызова
Вспомните все, что вы знали раньше об осложняющих компонентах. Индивидуально запишите всю информацию в левую часть тетради
Работают индивидуально
У каждого в тетради появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать. Таким образом, данный этап – самостоятельное диагностирование собственных знаний и постановка перед собой познавательных задач
Смысловая
стадия
Обсудите записанное в группе. Информацию, с которой согласны все, оставляйте. Информацию, с которой кто-то не согласен, отмечайте маркером
Работают в группах, составляя общий «лист знаний» по данному вопросу
Во время групповой работы достигается двойной эффект, а именно:
- происходит приращение знаний за счет припоминания того материала, который студент не вспомнил, работая индивидуально;
- происходит «сортировка» первичных представлений
Смысловая
стадия
Каждая группа сейчас получит текст, в которой содержится информация по данному вопросу. Просмотрите свои первичные записи, вычеркните неправильную информацию
Студенты индивидуально ведут записи в левой части тетради, для чего им необходимо еще раз обратиться к тексту, еще раз осмыслить информацию, сопоставляя с той, которая возникла на стадии вызова, и оценить ее качество
Графическое оформление материала очень важно для того, чтобы информация «отложилась» в памяти. Заполняя таблицу, студент, помимо мысленного, создает графический образ текста, в котором информация маркирована не по степени важности, а по ее отражению в голове («это – новое, это – старое, это я неправильно понимал, это – правильно)
в) 1 – 2 человека презентуют материал группы, члены других групп кратко конспектируют его в тетрадь. По ходу записи информации в тетрадь формулируют по одному вопросу выступающим.
5 Тренировочные упражнения – 10 мин.
а) переходим к практике
7 слайд
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Что помогло вам узнать (увидеть) осложняющий компонент?
Усложним задачу. На слух определить, осложнено предложение или нет.
б) цифровой диктант.
Записи ведутся на бумаге с копиркой, один экземпляр сдается преподавателю, другой – остается на руках у студента. Проверка диктанта.
8 слайд
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
6 Подведение итогов – 15 мин.
а) вопросы к аудитории:
Что мы называем осложненным предложением?
Чем оно может быть осложнено?
Что помогло нам увидеть, услышать осложняющий компонент?
б) домашнее задание:
подготовьте вопросы, оставшиеся, на ваш взгляд, без ответа.
в) выставление оценок
За работу в группе индивидуальных оценок нет, выставляется оценка группе по итогам презентации.
Оценка за цифровой диктант.
Устные ответы студентов оцениваются по следующим критериям:
Критерии оценки устных высказываний
Оценка
Глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется. Отличная оценка предполагает грамотное логическое изложение ответа
«5»
Студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности
«4»
Студент обнаруживает знания и понимание основных положений учебного материала, но излагает его не полно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет доказательно обосновывать свои суждения
«3»
Студент имеет разрозненные бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал
«2»
7 Рефлексия – 5 мин.
Ребята, чтобы наше дальнейшее изучение языка было более продуктивным, мне очень важно знать: что вы делали и чувствовали на уроке? На бланке анкеты (заполняется анонимно) отметьте те слова, выражения, которые характеризуют ваши действия, состояние.
9 слайд
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Список литературы
Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1990. – 244 с.
Никитина Е.И. Учебный комплекс: «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы»/Науч. ред. В.В. Бабайцева. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
Русский язык: Полный школьный курс/Под ред. О.Л. Соболевой.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 640 с.
Газета «Русский язык» № 15, 2004 г.
Элемент здоровьесберегающей технологии: валеологизация УВП
Развитие логического мышления; развитие устной речи
Работа с отстающими. Возможность проверить себя, не высказываясь публично
Развитие логического мышления.
Элемент проблемно-поискового метода
Элемент технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
13PAGE 15
13PAGE 14815
Осложненное неосложненное
как разобрать?