План урока по русскому языку на тему Простое осложненное предложение (8 класс)
Уроки
8-А - 8-Б - 8-В-
Тема: Простое осложненное предложение. Виды осложнений в простых предложениях.
Цели:
1. систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;
2.закреплять умение различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;
3. закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения
4. содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.
Ход урока
1х30
Организационный момент. Рефлексия.
Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.
1. Проверка домашнего задания
2. Слово учителя: Давайте вспомним об основных понятиях синтаксиса. У каждого из вас на столе лежит раздаточный материал. Возьмите лист №1. Запишите ответы на тест в тетрадях . На работу у вас есть 5 минут.
Лист №1
Задание 1. Какое предложение является побудительным по цели высказывания?
1. Савраска плетётся ни шагом, ни бегом, не встретишь души на пути.
2. «То-то, сказал я, не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»
Задание 2. Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?
1. Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!
2. Только ручей да осиновый лист что-то до боли родное бормочут!
Задание 3. Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.
1. В повести говорится; кажется мне; давно уехал.
2. Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.
А. Словосочетание. Б. Предложение.
Задание 4. Какой знак стоит в конце предложения?
1. От кого у тебя перстенёк золотой
2. Не падай духом Не умирай раньше времени
3. Ах, это ты, Чернушка
А. Точка. Б. Вопросительный знак. В. Восклицательный знак.
Задание 5. Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.
1. Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?
2. Журка в воду и поплыл через море.
А. Распространённое. Б. Нераспространённое.
Задание 6. Определите тип связи в словосочетании «неправильно сказать».
1.Согласование. 2. Управление. 3. Примыкание.
Задание 7. Определите подлежащее в предложениях.
1. Враги нам лучшие друзья... (А. Враги. Б. Друзья)
2. Что ветры мне и сине море? ( А. Ветры и море. Б. Что.)
3. О чём ты воешь, ветер ночной? ( А. Ветер. Б. Ты.)
Задание 8. Какое предложение не имеет подлежащего?
1. И этот звон люблю я! .
2. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!
Задание 9. Определите сказуемое в предложении «Их круг тесней уж становился»
1. Становился. 2. Становился тесней.
Задание 10. Определите, ставится ли тире в простых предложениях.
1. Мой министр (?) не курица, а заслуженный чиновник.
2. Эти камни (?) бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.
А. Тире ставится. Б. Тире не ставится.
Задание 11. Завершите высказывание. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если:
1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и глаголом.
2. Подлежащее и сказуемое выражены самостоятельными частями речи в начальной форме (кроме местоимений): существительными, глаголами, числительными.
3. Перед указательными словами это, вот, это значит.
Задание 12. Продолжите предложение так, чтобы в нём нужно было поставить тире между подлежащим и сказуемым. Всем известно, что сорока
1. Самая болтливая птица на свете.
2. В мороз летает у самой земли.
3. Как надоедливая трещотка.
Задание 13. Определите тип связи в словосочетании «купаться в пруду».
1.Согласование. 2. Управление. 3. Примыкание.
2х30
3. Ознакомление с теоретическим материалом.
Параграф учебника.
4. В раздаточном материале дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.
(М.Горький. Детство.)
- Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных (в предложениях имеются однородные члены предложения, обособленные определения и обстоятельства)
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Повторение теории с попутным закреплением материала:
- В каких случаях простое предложение считается осложнённым? (Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются: 1) однородные члены предложения;
2) обособленные члены предложения;
3) вводные и вставные конструкции;
4) обращения
1) однородные члены предложения:
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие слова называются обобщающими?
- Каковы правила пунктуации при однородных членах?
Задание:
-В предложениях с однородными членами расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы.
1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.
(дети по одному выходят к доске и чертят схемы)
2) вводные слова и вставные конструкции:
- Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения)
- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения)
- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире)
Задание на отличие вводных слов от членов предложения:
- Заполните таблицу примерами. Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)
1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов) 6. Ваше право на отпуск бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9. Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить. 10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)
Вводные слова
Члены предложения
(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11 предложениях выделенные слова – вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 – члены предложения)
(Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)
3) обособленные определения и обстоятельства:
-Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? ( Обособление это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)
- Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?
- Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?
- Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?
- Какие члены предложения называются уточняющими?
- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?
3х30
1. Работа в тетрадях и у доски.
Графически объяснить расстановку знаков препинания в предложениях.
1. Книги, прочитанные вами, верните в библиотеку. 2. С самолета не совсем ясно виднелся город, окутанный серым дымом. 3. Известный путешественник, прославившийся своими открытиями, заинтересовавшими многих, прочитал ряд публичных лекций. 4. Деревня, через которую мы проходили, показалась нам знакомой. 5. Стихи молодого поэта, недавно опубликованные в нескольких журналах и вышедшие также отдельным изданием, свидетельствуют о несомненном таланте их автора.6. Сопровождаемый лаем караульных псов, я вышел к зоне. 7. Глубоко взволнованный, начиненный взрывчатой радостью, ехал из донской станицы Пантелей Прокофьевич. 8. Прямая и честная, матушка ненавидела всякие подходы и извороты. 9. Нижняя часть окна была как бы подернута ровным морозом, искристо-голубая, непрозрачная.10. Осажденные, озверелые от голода и тревог, мечутся люди, рвутся под бьющей бедой, стеная и проклиная. 11. Где-то наверху каркали вороны, перелетая с ели на ель, и сбрасывали на тебя снег с потревоженных вершин.
Самостоятельная работа
Вариант 1
1 Члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью, являются одним и тем же членом предложения, называются:
а) обособленными
б) уточняющими
в) однородными
2 Слова, словосочетания, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания, называются:
а) обособленными
б) уточняющими
в) вводными
3 Обращение может быть распространенным:
а) да
б) нет
4 Место обобщающего слова в предложении:
а) обобщающие слова стоят только перед однородными членами
б) обобщающие слова стоят только после однородных членов
в) обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них
5 Слова, которые называют того, к кому обращена речь, называются:
а) обращениями
б) вводными словами
в) подлежащим
Вариант 2
1 Определите, каким является обращение
Русый ветер, какой ты счастливый!
а) нераспространенное
б) распространенное
2 Определите, является ли выделенное слово вводным
Осенью, как водится, бывает по ночам много падающих звезд
а) является
б) не является
3 Укажите значение вводного слова(словосочетания)
Пушкин, по его собственным словам, каждую осень расцветал вновь.
а) чувства говорящего
б) уверенность
в) источник высказывания
4 Укажите, есть ли в предложении с однородными членами обобщающие слова
Хлебом, яблоком, медом, парным молоком ноздреватая пахнет земля.
а) есть обобщающее слово
б) нет обобщающего слова
5 Определите, сколько в предложении однородных членов, если они есть
Свищет ветер под крутым забором, прячется в траву.
а) нет однородных членов
б) два однородных члена
в) три однородных члена
Подведение итогов урока
- В каких случаях простое предложение считается осложнённым?
- Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.
- Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?
- Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?
Домашнее задание
Упражнение 198 письменно