Конспект урока Основы динамики (9 класс)
К_нi Дата ________ Сынып Класс 9 СабаK Урок № 22
ТаKырыбы:
Тема Решение задач по теме «Основы динамики».
Типi:
Тип: обобщения и систематизации ЗУН
МаKсаты:
Цель: Образовательные: сформировать у учащихся глубокие и прочные знания по теме "Основы динамики"; сформировать навыки решения задач на движение тела под действием различных сил; закрепить основные законы и понятия изученной темы;
Развивающие: развить логическое мышление и самостоятельность учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся; способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся; развить у учащихся навыки выступления перед аудиторией;
Воспитательные воспитать у учащихся добросовестное отношение к труду школьника;
воспитать умение работать в группе и слушать одноклассников.
€дiстерi:
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа
К™рнекiлiгi:
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, дидактический материал
СабаKтыS барысы.Ход урока.
I. `йымдастыру кезеSі. Организационный момент (1 мин).
Объявление темы урока, целей урока.
II.Ой KызметiнiS белсендiлiгiн ояту. Активизация мыслительной деятельности. (3 мин)
Посчитай физические величины (приложение 1)
III.БaрыSCы бiлiмдi жандандыру. Актуализация прежних знаний. (10 мин)
а) Прием «Шторка»
физическая величина, являющаяся мерой воздействия на тело со стороны других тел, в результате которого тело приобретает ускорение (сила)
силу, оказывающую на тело такое же действие, как и несколько сил, действующих одно временно на это тело, называют (равнодействующей)
сила притяжения тел к Земле называется (силой тяжести)
силу, которая возникает в теле при изменении его формы или размеров называют..(силой упругости)
сила, возникающая при непосредственном соприкосновении тел, причем эта сила всегда направлена вдоль поверхности в сторону, противоположную направлению движения называется ( силой трения )
силу упругости, с которой опора действует на тело называют (силой реакции опоры)
б) Установите соответствие (знание формул)
Приложение 2
IV. Решение задач. (15 мин)
«Необычные задачи»:
ЗАДАЧА № 1. ВОРОНЕ, МАССА КОТОРОЙ 1 КГ, БОГ ПОСЛАЛ КУСОЧЕК ВКУСНОГО СЫРА. ВОРОНА СИДИТ НА ВЕТКЕ. ВЕТКА ДЕРЕВА ПОД ТЯЖЕСТЬЮ ВОРОНЫ И СЫРА СОГНУЛАСЬ. СИЛА УПРУГОСТИ, С КОТОРОЙ СОГНУВШАЯСЯ ВЕТКА ДЕЙСТВУЕТ СНИЗУ НА ВОРОНУ С СЫРОМ, РАВНА 10,8 Н. СМОЖЕТ ЛИ ЛИСА, ОБЛИЗЫВАЮЩАЯСЯ ВНИЗУ И ВЛАДЕЮЩАЯ ЗНАНИЯМИ ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ, ВЫЧИСЛИТЬ МАССУ БОЖЕСТВЕННО ВКУСНОГО СЫРА? И ЕСЛИ ДА, ТО КАКОВА МАССА СЫРА? (102 г)
Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и чертеж. (рисунок вывешивается на доску).
ЗАДАЧА № 2. РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ В СТУПЕ БАБЫ ЯГИ РАЗВИВАЕТ СИЛУ ТЯГИ В 5 кН. КАКОЕ УСКОРЕНИЕ В ВЕРТИКАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ БАБА ЯГА, ЕСЛИ ЕЕ МАССА ВМЕСТЕ СО СТУПОЙ 250 КГ? (20 м/с2)
ЗАДАЧА № 3. ЧЕМУ РАВНО ТРЕНИЕ ПОКОЯ РЕПКИ В ГРЯДКЕ, ЕСЛИ ДЕДКА МОЖЕТ ТЯНУТЬ ЕЕ С СИЛОЙ 200Н, А УСИЛИЕ КАЖДОГО ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПЕРСОНАЖА ВДВОЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ У ПРЕДЫДУЩЕГО? (393,75 Н)
ЗАДАЧА № 4. ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ИСТОРИЮ О ТОМ, КАК «ЛЕБЕДЬ, РАК ДА ЩУКА ВЕЗТИ С ПОКЛАЖЕЙ ВОЗ ВЗЯЛИСЬ» И рассмотрим с точки зрения механики.
ЛЕБЕДЬ РВЕТСЯ В ОБЛАКА,РАК ПЯТИТСЯ НАЗАД,А ЩУКА ТЯНЕТ В ВОДУ.А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ!!!! (т.е. равнодействующая сил = 0)
Рассмотрите эту задачу с точки зрения сил приложенных к телу. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя направленная против силу тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Они направлены под углом друг к другу, следовательно. Их равнодействующая не может равняться нулю.
VI. Выполнить тест (10 мин)
Приложение 4
V. Кроссворд (дополнительно)
Приложение 3
КАКОЕ ЯВЛЕНИЕ МЕШАЕТ ОСТАНОВИТЬСЯ МАШИНЕ МГНОВЕННО?(ИНЕРЦИЯ)
ВЫДАЮЩИЙСЯ АНГЛИЙСКИЙ ФИЗИК И МАТЕМАТИК, ОСНОВАТЕЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ.(НЬЮТОН)
ТЕЛО, КОТОРОЕ ИЗМЕНЯЕТ СВОЮ СКОРОСТЬ ЗА ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ ИМЕЕТ?(УСКОРЕНИЕ)
ЭТУ ВЕЛИЧИНУ МОЖНО ВЗВЕСИТЬ. (МАССА)
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛ. (ДИНАМОМЕТР)
ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЯ. (СКОРОСТЬ).
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕГО-НИБУДЬ, ИЗМЕРЯЕМАЯ СЕКУНДАМИ, МИНУТАМИ И ЧАСАМИ. (ВРЕМЯ)
РАЗДЕЛ МЕХАНИКИ, ИЗУЧАЮЩИЙ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ УСКОРЕНИЯ ТЕЛ.(ДИНАМИКА)
VII.^й тапсырманы т_сiндiру. Объяснение домашнего задания. (1 мин)
Повтор. §§ 11-15, подготовится к лаб.работе №2
VIII.СабаKтыS Kорытындысы. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)
Сегодня вы продуктивно поработали, осознали, глубоко ли вы освоили основные понятия и законы динамики. Развили умение проводить эксперименты, делать выводы, оценивать результаты своей работы.
Работа с интерактивной доской (слайд 4)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ОДИНОКИЙ ФИЗИК, ПОЧЕСАВ ТЕМЯ,
ИЗМЕРЯЕТ ДЛИНУ, МАССУ И ВРЕМЯ.
ПАРОЧКА ФИЗИКОВ МЕЧТАЕТ ВДВОЕМ
ИЗМЕРЯЕМ ТЕМПЕРАТУРУ, ПЛОТНОСТЬ, ОБЪЕМ.
ТРОЕ ФИЗИКОВ, ПОСТРОИВШИСЬ В РЯД,
МЕНЯЮТ ЭНЕРГИЮ, СКОРОСТЬ, ЗАРЯД.
ЧЕТЫРЕ ФИЗИКА В ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ
ИЗМЕРЯЮТ ДАВЛЕНИЕ, А В ПЛОХОМ – УСКОРЕНИЕ.
ПЯТЬ ФИЗИКОВ ВЫБЕГАЮТ НА ПЛОЩАДЬ,
ИЗМЕРЯЮТ ИМПУЛЬС, ЧАСТОТУ, СИЛУ И ПЛОЩАДЬ,
ШЕСТЬ ФИЗИКОВ ПРИХОДЯТ К СЕДЬМОМУ НА ИМЕНИНЫ,
ИЗМЕРЯЮТ КАКИЕ-НИБУДЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
2
1
5
4
3
6
7
8
КАКОЕ ЯВЛЕНИЕ МЕШАЕТ ОСТАНОВИТЬСЯ МАШИНЕ МГНОВЕННО?
ВЫДАЮЩИЙСЯ АНГЛИЙСКИЙ ФИЗИК И МАТЕМАТИК, ОСНОВАТЕЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ.
ТЕЛО, КОТОРОЕ ИЗМЕНЯЕТ СВОЮ СКОРОСТЬ ЗА ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ ИМЕЕТ?
ЭТУ ВЕЛИЧИНУ МОЖНО ВЗВЕСИТЬ.
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛ.
ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЯ.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕГО-НИБУДЬ, ИЗМЕРЯЕМАЯ СЕКУНДАМИ, МИНУТАМИ И ЧАСАМИ.
РАЗДЕЛ МЕХАНИКИ, ИЗУЧАЮЩИЙ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ УСКОРЕНИЯ ТЕЛ.
Приложение 4
Тест «Динамика»
1 вариант
1. Две силы F1=2H и F2=4H приложены к одной точке тела. Угол между векторами равен 00. Определите равнодействующую силу.
А) 8Н В) 2Н С) 4Н D) 6H E) 12H
2. Равнодействующая всех сил, приложенных к телу массой 5 кг, равна 10 Н. Каково ускорение движения тела?
А) 2 м/с2 В) 2 м/с С) 0,5 м/с2 D) 1 м/с2 E) 5 м/с2
3. Во сколько раз изменится сила притяжения Землей космического корабля, удалившегося от ее поверхности на расстояние 2-х земных радиусов?
А) Увеличится в 2 раза В) Уменьшится в 2 раза
С) Уменьшится в 4 раза D) Увеличится в 4 раза
E) Уменьшится в 9 раз
4. Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с2. Какая сила сообщит этому телу ускорение 2 м/с2?
А) 120 Н В) 360 Н С) 1600 Н D) 60 Н E) 150 Н
5. Ниже перечислены движения тел относительно Земли. Какую систему отсчета, связанную с одним из этих тел, нельзя считать инерциальной?
1. Девочка бежит с постоянной скоростью
2. Поезд движется равноускоренно
3. Хоккейная шайба равномерно скользит по гладкому льду.
А) Только 1 В) 1 и 2 С) Только 2 D) 2 и 3 E) Только 3
Тест «Динамика»
2 вариант
1. Два мальчика разной массы толкнули друг друга. Масса одного из них 50 кг, а другого 55 кг. Первый мальчик толкнул второго с силой 80 Н. С какой силой второй мальчик толкнул первого?
А) 80 Н В) 50 Н С) 55 Н D) 105 Н E) 135 Н
2. Тело массой 2 кг падает на землю с постоянным ускорением 9,8 м/с2. Чему равна сила, действующая на тело?
А) 4,9Н В) 9,8Н С) 19,6Н D) 39,2H E) 2,45H
3. Вычислите ускорение свободного падения на Марсе. Масса Марса 6*1023 кг. Радиус 3300 км. Гравитационная постоянная 6,67*10-11 Н*м2/кг2
А) 1,67 м/с2 В) 9,8 м/с2 С) 37 м/с2 D) 3,7 м/с2 E) 0,37 м/с2
4. Два мальчика растягивают динамометр в противоположные стороны с силой по 80 Н каждый. Что покажет динамометр?
А) 80 Н В) 0 Н С) 160 Н D) 120 Н E) нет верного ответа
5. С автомобилем связана система отсчета. В каких случаях она будет инерциальной, если автомобиль:
1.Стоит на автостоянке
2. Начинает уменьшать скорость перед светофором
3. Движется равномерно на прямолинейном участке по дороги
А) Только 1 В) 1 и 3 С) Только 3 D) 2 и 3 E) Только 2
Ключ к тесту «Динамика»
№1
№2
№3
№4
№5
1 вариант
D
A
E
E
C
2 вариант
A
C
D
A
B
Заголовок 1Заголовок 215