Методические рекомендации по лепке из соленого теста с детьми 3-5 лет

Методические рекомендации по лепке из соленого теста с детьми 3-5 лет.
Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.
В. А. Сухомлинский.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, при этом доступна очень маленьким детям. Тесто удивительно пластичный материал для лепки различных фигур, а также соленое тесто – экологически чистый материал. Работа с тестом – это деятельность, которая оказывает помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно – пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой маленький мир, который так похож на настоящий!
Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:
координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
повышение сенсорной чувствительности (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
возможность создания объемных поделок;
умение планировать работу и доводить ее до конца;
богатое воображение.
Самое важное и ценное в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Способы лепки:
1. Конструктивный способ: наиболее простой, изображаемый предмет лепится из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить тесто на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать лепить нужно с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие. 
2. Пластический способ: всё изделие выполняется из целого куска, без деления на части, постепенно изменяя его путем вытягивания, оттягивания, загибания, вдавливания.
3. Комбинированный способ: при лепке одного изделия используются конструктивный и пластический способы.
Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не только объемные предметы, но и картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую), покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать. 
Приемы лепки: 
- отщипывание;  - раскатывание;  - сплющивание;  - вдавливание;  - оттягивание;  - прищипывание;  - примазывание;  - прижатие;  - сглаживание;  - налепы;  - процарапывание.
Виды лепки:
- предметная лепка;
- сюжетная;
- декоративная;
В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является – обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.
Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.  Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.  Основные задачи при обучении сюжетной лепке:  -научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;  -учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;  -использовать различные приёмы лепки.
Декоративная лепка - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши).  Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, красивому декоративному заполнению пространства.

Материалы:
1.Мука.
Для солёного теста лучше всего подходят недорогие сорта муки, не подвергнутой специальной обработке и без добавок эмульгаторов и рыхлителей. Пшеничная мука больше всего подходит для приготовления солёного теста.
2.Соль. Добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Поэтому большого её количества, в сущности, не требуется. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую, даже самую дешёвую. Лучше всего подходит соль мелкого помола типа «Экстра».
Приготовление солёного теста:
Существует несколько способов приготовления солёного теста.
На протяжении нескольких лет использую следующий рецепт: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли «Экстра», 3-5 ст.л. крахмала, 1 стакан холодной (лучше ледяной) воды. Зимой выношу муку на балкон, чтобы при замешивании она была холодная. Тогда тесто получается суперэластичным! Чтобы сделать тесто цветным, перед замешиванием я добавляю в воду гуашь.

Инструменты и материалы, необходимые в работе:
Скалка, зубочистки, стеки, колпачки от фломастеров, формочки для выпечки, насадки для кулинарного шприца разной формы, ситечко, чесноковыжималка, монеты, красивые пуговицы, колпачки от фломастеров, стеки, травы, колосья, соломку, ракушки, бисер, стеклянные бусины, душистый перец, фасоль, гвоздика, макароны-спагетти, семечки, трубочки для коктейля, фактурная ткань и т.п.
Сушка изделий из теста:
Сушка – очень важный этап в изготовлении изделий из солёного теста. Существует несколько способов сушки: воздушная сушка; сушка в духовом шкафу; комбинированная сушка – сначала изделие сушат на воздухе несколько дней, а затем досушивают в духовом шкафу; Микроволновая печь не применима для сушки изделий из солёного теста.
Раскрашивание изделий:
Чтобы краски были сочными и ложились ровно, изделия перед раскрашиванием грунтуют. Для этого можно использовать белую краску (гуашевую или водоэмульсионную), которую наносят кистью. Далее использовать любую краску-акварель, масляную, акриловую, гуашь. Предпочтение гуашевым краскам, так как изделия получаются ровно окрашенными и яркими.
Хранение теста:

На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник. Мой совет: стараться не оставлять тесто на следующий раз, использовать его сразу, т.к. полежавшее тесто будет прилипать к рукам, рваться и изделия из него будут иметь неприглядный вид.