РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ
РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ
8 КЛАССА 2 ОТДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ(КОРРЕКЦИОННОЙ)ШКОЛЫ
Харина Е.И., воспитатель высшей категории
специальной (коррекционной) школы №7 г. Актобе
Тема: «Случай в лесу»
Цели:
совершенствовать знания детей об основных правилах по пожарной безопасности, о первичных действиях при обнаружении пожара; учить правильно сообщать о пожаре по телефону; знакомить детей с огнем и его свойствами; закрепить знания детей о причинах возникновения пожара;
развивать произвольное внимание; слуховое и зрительное восприятие; наглядно – образное мышление, умение анализировать и делать выводы; связную речь при ответах на вопросы; память; ориентировку в пространстве; общую и мелкую моторику, положительные эмоции;
воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности; чувство ответственности за свои поступки; чувство коллективизма.
Оборудование: интерактивная доска, свечи, металлические подносы емкости с песком, водой; стеклянная банка; магнитофон; записи музыкальных произведений;
красные ленты по количеству детей; телефон.
Ход занятия.
1. Мотивационно – побудительный этап.
На свете существуют четыре стихии: огонь, вода, воздух, земля. Я предлагаю вам поиграть в игру "Четыре стихии".
(Дети стоят полукругом. На слово "вода" вытягивают руки вперед и выполняют волнообразные движения, на слово "воздух" - поднимают руки вверх, на слово "огонь" - вращают поднятыми вверх руками в кистевых суставах, на слово "земля" - опускают руки вниз).
Сегодня одна из четырех стихий поможет нам перенестись в сказку.
Отгадайте загадку:
Что за зверь такой опасный,
Синевато-желто-красный,
С длинным жарким языком?
Каждый с ним давно знаком.
Не в берлоге он, ни в клетке,
А в печи и на плите.
А его лихие детки
Тоже прячутся кто где:
В зажигалках, в коробках,
Под стеклом на потолках.
(Огонь) - Слайд1.
2.Организационно – побудительный этап.
Вхождение в сказку.
Какой бывает огонь? (ярко-красный, оранжевый, горячий, красивый).
Огонь умеет творить чудеса: если смотреть на него не отрываясь, то переносишься куда захочешь.
(Дети садятся в круг, в центре круга на металлическом подносе ставится зажженная свеча. Звучит тихая музыка, дети пристально смотрят на пламя. Воспитатель просит не моргать, не отводить взгляд от огня, даже если это немного трудно, и слушать ощущения в глазах).
Вот мы и в сказке. Давайте шепотом поблагодарим огонь за помощь. (Дети шепотом говорят "спасибо").
Любят взрослые и дети
Сказки обо всем на свете.
В сказку о том, что дети знать должны
С вами попадем и мы.
В сказку не страшную, а пожаробезопасную. Сказка называется "Случай в лесу" (Слайд2.)
Сказка (Слайды 3,4,5)
Жили - были в сосновом лесу волчата. Они очень любили порезвиться на лесной полянке.
Упражнение «Волчата»
Главным в лесу был медведь. Строгий был медведь, а звали его Михайло Потапыч. Особенно строго он следил за пожарной безопасностью. Ведь если бы хоть один зверь нарушил противопожарные правила, сгорел бы весь лес. Волчата ходили к медведю в лесную школу безопасности.
Каждый урок Михайло Потапыч начинал с зарядки для лап.
Пальчиковая гимнастика
Знают все: без огня не прожить нам и дня.
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Медведь в лесной школе знакомил волчат со свойствами огня.
Эксперимент №1
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (огонь)
- Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? Объясните, почему?
Вывод: огонь - стихия яркая, но опасная.
Эксперимент №2
Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить).
Чего боится огонь? (вода, песок, земля).
Проверим. Сейчас мы на свечу прольем воду. Что произошло?
Эксперимент №3
Засыплем огонь песком. Что произошло?
Эксперимент №4
Засыплем огонь землей. Что произошло?
Эксперимент №5
А теперь проведем последний опыт. Горящую свечу мы плотно закроем стеклянной емкостью. Что произошло? Почему огонь погас? (без доступа воздуха огонь существовать не может).
Вывод : огонь можно погасить водой, песком, землей, прекратить доступ воздуха.
Медведь задавал волчатам в школе разные вопросы. Давайте проверим, сможете ли вы на них ответить правильно: (Слайды 6-11)
- Можно спичками играть? (Нет.)
- А петарды поджигать? (Нет.)
- Не затушенный костер в лесу бросать?
- Траву сухую поджигать?
- Газ без взрослых разжигать?
- Электроприборы включать?
Молодцы! Так и надо держать! Правила пожарные всем соблюдать!
В лесной школе Михайло Потапыч рассказывал о причинах возникновения пожара. Давайте и мы посмотрим на плакаты и определим, что может послужить причиной пожара (ответы детей) (Слайды)
Оставим волчат в лесной школе. А мы продолжаем нашу сказку дальше.
Жила в самой чаще леса в избушке на курьих ножках Баба Яга. Попасть к избушке Бабы Яги нам поможет клубочек. (Слайд)
Упражнение "Клубочек"
Дети встают тесным кругом, положив друг другу на плечи руки, головы наклоняют вперед.
По сигналу ведущего "клубок" крутится на месте (дети приставным шагом двигаются в одну сторону). По хлопку "клубок" рассыпается: дети падают в разные стороны и замирают. По следующему сигналу "клубок" снова собирается и крутится на месте.
Вот мы и прикатились к избушке.
Баба Яга никак не хотела соблюдать противопожарные правила.
Уж сколько раз Михайло Потапыч предупреждал Бабу Ягу, что добром это не кончится, но она ничего не слушала. Огнетушитель себе домой не купила. Затопит, бывало, печь, а сама в гости к лешему в своей ступе улетит. (Слайд)
Печь Баба Яга без присмотра оставляет. Вот и дождалась беды. Летит она как-то в ступе домой и видит, что дым не только из трубы идет. Дым валит и из окон, и из дверей. Пожар?! (Слайд)
Как вы думаете, почему это могло случиться? (Мог выпасть из печки уголек, а дом у Бабы Яги деревянный, вот он и загорелся).
Подлетела Баба Яга к своему дому, хочет в дверь войти, а ей в лицо дым и жар. Огонь разгорается все сильней и сильней.
Упражнение "Огонь"
Дети берут в руки красные ленты, под музыку танцуют, изображая пламя. В конце музыки дети садятся на ковер и расслабляются.
Хотела Баба Яга пожар тушить сама. Но огнетушителя у нее не было. Речка далеко, ведрами не натаскаешь. Стала Баба Яга вокруг дома бегать, кричать "Помогите! Спасите! Пожар!" Но она-то в самой чаще леса жила. Поэтому никто ее не услышал. Что же делать Бабе Яге? Вспомнила, наконец, она про телефон. Но кому звонить?
- А вы, ребята, знаете, по какому номеру звонить при пожаре? (Надо звонить 101) (Слайд)
Добежала Баба Яга до телефона, набрала номер 101 и закричала: "Помогите, пожар! Спасите!". Ее спрашивают: "Где пожар? Куда выез-жать?". Но Баба Яга не слушает и все кричит в трубку: "Пожар! По-жар!". Пока пожарные узнали, куда надо приехать, дом у Бабы Яги сгорел.
- Что нужно было сообщить по телефону? (Назвать свой адрес).
Чтобы каждый из вас не оказался в таком же положении, что и Баба Яга, мы научимся сообщать по телефону 101 правильные сведения пожарным.
Задание: набрать номер 101, сообщить свой адрес и что горит. (Дети выполняют задание).
-А кто приходит на помощь тушить пожар? (Пожарные)
Вот такая грустная история произошла с Бабой Ягой. Ей пришли на помощь лесные жители и построили новую избушку. И с тех пор Баба Яга стала соблюдать правила пожарной безопасности. (Слайд)
Правил пожарных не сложен урок,
Знай, выполняй их и помни, дружок!
В сказке хорошо, но нам надо возвращаться назад в школу. Закройте глаза и, когда я хлопну в ладоши, вы их откройте.
3.Рефлексивно – коррегирующий этап.
- Что понравилось вам на сегодняшнем нашем занятии?
- Что мы сегодня повторяли?
- По какому номеру надо звонить, если случился пожар?
Но вам не придётся звонить по этому номеру, если вы всегда будете соблюдать правила противопожарной безопасности.