Прещентация Тема: Рынок и законы функционирования.
Тема: Рынок и законы функционирования.Конкуренция и монополия
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о роли рынка в экономике.
▲РЫНОК - рыночная площадь, место торговли, т.е. место встречи продавцов и покупателей. ▲РЫНОК – форма функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.
Основными субъектами рынка являются: Домашнее хозяйство Предпринимательство
По экономическому назначению: рынок товаров и услуг, рынок недвижимость, рынок труда, рынок капитала, рынок ценных бумаг, рынок земли.3. По отраслям: рынок зерна, рынок кофе, рынок автомобилей и т.д.Виды рынков2. По географическому положению: местный, национальный, мировой.
Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести данный товар по данной цене. Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре.Закон спроса гласит: при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше при их повышении.Qd –величина спроса (количество товара)Р- величина цены
QdABDCPКривая спроса
Неценовые факторы изменения спроса:климатические или сезонные изменения; изменения доходов (рост доходов ведет к росту спроса не на все товары); изменения в стиле, вкусе, привычках (под воздействием рекламы, моды, времени года и т.д.); перспективные ожидания изменения цен и доходов (покупатели начинают увеличивать число покупок, что ведет к росту спроса); цены на товары – заменители; цены на дополняющие товары:изменение числа покупателей .
Предложение – количество товара, которое могут и желают произвести и продать производители и продавцы по данной цене при определённых условиях.Закон предложения гласит: если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цены и меньше при ее понижении.Qs-величина предложенияР-величина цены
Неценовые факторы, влияющие на уровень предложения.цены на ресурсы, используемые в производстве товаровдостигнутый уровень технологии производствацены на взаимозаме -няемые товарычисло продавцов (их увеличение приводит к росту предложения, а уменьшение – к падению)государственные налоги и дотации
Рыночное равновесиеРавновесная цена – это цена, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения товара на данном рынке.
Задание №1: по имеющимся данным проанализируйте ситуацию на рынке яблок и ответьте на вопросыP (цена товара)Qd (величина спроса) яблок, кгQs (величина предложения), яблок, кг330102350943708639078410510420311450112
Определите равновесную цену яблок и равновесное количество. Что будет иметь место – дефицит или избыток яблок на рынке, если цена будет равна 350 и 420 тенге?
Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.
Структура рынка- совершенная конкуренция- монополистическая конкуренция; - монополия - олигополия.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цены товара. Здесь цена определяется только свободной игрой спроса и предложения. Этот тип рынка называется «рынок свободной конкуренции».
Монополия - на рынке существует только один продавец, а товар который он производит не имеет даже близких заменителей.Основные характеристики монополии:· Единственный продавец;· Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену;· Полный контроль монополиста над ценой и объемом продаж;· Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.
Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукциюОлигополия - это рынок, на котором существует несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную часть рынка.
Признаки Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия Число фирм Множество мелких фирм Много фирм Несколько крупных фирм Одна крупнейшая фирма Тип продукта одинаковый дифференцированный Одинаковый или дифференцированный Уникальный Условия вступления на рынок Очень легкие Сравнительно легкие Существенные препятствия Очень трудные Контроль над ценами отсутствует Ограничен возможностью замены товара Приоритет ценового лидера Полный контрольХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ОСНОВНЫХ РЫНКОВ