«Организация самостоятельной работы студентов» по учебной дисциплине «Основы философии» (2 курс СПО)
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Методическая разработка
для преподавателей и студентов образовательных учреждений
среднего профессионального образования
по теме:
«Организация самостоятельной работы студентов»
по учебной дисциплине «Основы философии»
2016
Введение
Самостоятельная работа занимает важное место в учебно-воспитательном процессе. Сегодня, когда темпы обновления научной инновации неизмеримо выросли, когда практически каждому человеку, желающему продуктивно работать, приходится всё время доучиваться и переучиваться, ясно, что техникум должен не только и, может быть, не столько снабжать студентов базовыми исходными знаниями, но и прививать умение самостоятельно их развивать в дальнейшем. Эти истины не вызывают теперь ни у кого сомнения и могут считаться общепризнанными.
Самостоятельная работа всегда должна быть грамотно организована преподавателем, так как представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий. Особенно важна самостоятельная работа на уроках гуманитарных дисциплин, в частности «Основы философии». Это позволяет активировать познавательную деятельность студентов, формировать их мировоззрение.
На выполнение самостоятельной работы по учебной дисциплине отведено: 16 часов- для специальностей 080302 - Коммерция, 0801105 – Экономика и бухгалтерский учёт; 14 часов, для специальностей 260704.01 , 260704.02 – Технология текстильных изделий.
Режим и продолжительность выбирает студент под руководством преподавателя, который варьируется в зависимости от способностей студентов, конкретных условий. Важным моментом является тот факт, что студент сам выбирает форму организации самостоятельной деятельности. Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий:
- закрепление, углубление; расширение и систематизация философских знаний;
- самостоятельное освоение философским материалом из первоисточника;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие самостоятельности мышления;
- формирование мировоззрения.
В рабочей программе «Основы философии», самостоятельная работа акцентируется на разделах «Основные вехи мировой философской мысли», «Человек как основная проблема философии», «Социальная жизнь».
Раздел «Основные вехи мировой философской мысли» посвящен истории формирования и развития философской мысли, поэтому основной акцент самостоятельной работы связан с чтением учебника, первоисточника, дополнительной литературы. При этом студентам дается специальная памятка, которая поможет правильно организовать свою самостоятельную работу и сделать соответствующие выводы.
Памятка по работе с учебником, первоисточником
Внимательно прочтите материал.
Прочтите текст по частям, выберите главное.
Разберитесь с новыми терминами, понятиями.
Соотнесите свои умозаключения с древней философской литературой.
Дана подборка первоисточников, которые, наиболее полно отражают философское содержание той или иной эпохи, а также концепции философов (См. приложение 1, 2, 3).
Для более успешного освоения материала по первому обширному разделу студентам предлагается самостоятельно заполнить таблицу: «Основные вехи мировой философской мысли».
Историческая эпоха философии
Временные рамки
Представители
1. Античность
VI в. до н.э.-
III в. н.э.
1.1. Натурфилософия
Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Левкипп, Демокрит, Пифагор
1.2. Классический период античной философии
Сократ, Платон, Аристотель
1.3. Эллинистическая философия
Кинизм (Диоген, Антисфен);
Скептицизм (Пиррон, Секст, Эмпирик);
Стоицизм (Зенон из Кития, Сенека);
Эпикуреизм (Эпикур)
В процессе изучения всей дисциплины «Основы философии» даются задания на изучение неизвестных терминов (работа с философским словарём. См. приложение 3). Кроме того, предлагается написание рефератов (примерная тематика).
Написание реферата осуществляется в течение изучения дисциплины «Основы философии», и предполагает сложный творческий и интеллектуальный поиск. Написание реферата на философскую тему основывается на умениях: отобрать литературу по теме; составить план; извлечь знания из источника; работать со справочной литературой; систематизировать и логически излагать материал.
Основные требования, предъявляемые к написанию реферата по дисциплине «Основы философии».
Цель написания реферата, актуальность поставленной темы.
Составление плана, выявление основных идей; обобщение выводов.
Работа с научной литературой, источником. Студент обязан изучит не менее пяти монографий, которые указывает в конце реферата.
Заключение, в котором содержатся основные выводы по изученной теме.
Оформление реферата должно соответствовать общепринятым нормам и правилам.
При изучении ряда тем по разделу «Человек как основная проблема философии», используются домашние задания опережающего, проблемного характера. Главной задачей в организации такого обучения является поиск информации, которая обеспечивает возможность для получения подлинного нового знания, которое по своему психологическому содержанию равноценно для самого студента пусть небольшому, но новому и интересному открытию. Наиболее ярким примером является подготовка доклада на предложенные темы:
«Сущность человека, его отличие от животного»
«Смысл жизни человека» в философском понимании».
«Концепция происхождения человека».
«Свобода, её современная философская трактовка».
«Справедливость, свобода, ответственность – как понимать?»
Кроме этого, даются задания наиболее «сильным» студентам, выбирая для докладов тематику, предполагающую не пересказ какого-то одного источника, а обзор нескольких.
Не менее интересным является составление кроссвордов, домино, тестов, которыми студенты обмениваются на занятиях и самостоятельно выставляют оценки за ответы на них.
При изучении темы «Проблема смысла жизни» студентам предлагается активизировать свою мыслительную деятельность и написать сочинение – размышление «Мой смысл жизни», где они самостоятельно обосновывают ценности своей жизни, начинают задумываться над смыслом своего пребывания на земле. При чём, здесь проявляются и творческие способности. Опыт работы показывает, что данное задание позволяет лучше узнать, раскрыть творческую личность студента.
Кроме этого, при изучении каждого раздела, даются вопросы на размышление той или иной проблемы.
При изучении раздела «Социальная жизнь» предлагаются разнообразные формы организации самостоятельной работы: написание докладов, рефератов, составление кроссвордов, домино, тестов; работа с вопросами на размышление; с работой по первоисточнику.
Руководство самостоятельными внеаудиторными занятиями осуществляется при проверке выполненной работы: в ходе опроса – систематически; в виде просмотра выполненных письменных работ; руководство и указания преподавателя в процессе написания рефератов, сочинений, докладов; составления таблиц, кроссвордов, домино, теста.