Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей
Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. Помимо развития школы, изменения задачи содержания обучения меняются и формы организации обучения; отмирают старые, возникают новые. Некоторые формы обучения, как, например, урок, долго и надежно служат человечеству. Но это не значит, однако, что урок как форма обучения не изменялся на протяжении времени. В настоящее время мы имеем дело с единой педагогической практикой, напротив, настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования. Значительно возрастает доля творческого труда в составе, профессиональной деятельности и увеличивается число преподавателей, вовлеченных в конструирование учебного материала и учебного процесса. Поэтому и сегодня актуальным является вопрос: “ Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?” А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”.
В своей работе я ставлю цель: найти ответ на поставленные вопросы: “Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?”
Современные образовательные технологии.
Сколько бы лет учитель истории не преподавал, он все время сам продолжает учиться.
Учитель следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения. Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их. Так что же такое современные образовательные технологии?
Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.
Педагогическая технология представлена тремя аспектами:
Научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, издающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения, проектирующая педагогические процессы.
Процессуально-описательным: описание процесса.
Процессуально-действенным: осуществление процесса.
Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий: В 50-е годы появилась педагогическая технология и овладела умами на 30 лет. 60-е годы - это идеология программированного обучения, 70 годы - теория проблемного обучения. Для педагогической технологии 90 годов общепринятым становится термины образовательная технология. Образовательная технология - это новейшее направление - его расцвет только начинается. Сегодня он выражается в признании характера образовательного процесса, внимание к субъективности ученика и начавшихся работах по проектированию личностно-ориентированных образовательных технологий. “ Сегодня разрабатываются концепции подлинно-развивающего образования, идеалом которого становиться “человек способный” и “человек свободный”. Субъектом образования становится личность “способная ориентироваться во всем многообразии современного мира”. Сегодня имеется четыре класса образовательных технологий:
1. “Традиционные методики” (ТМ): основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы. Технологий этого класса довольно много.
2. Модульноблочные технологии (МБТ): основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.
З. Цельноблочные технологии (ЦБТ): основной учебный период - блок (уроков); используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный; преобладающие организационные формы обучения - лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие устные вопросы или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или письменные зачёты по окончании изучения темы. Типичные образцы цельноблочных технологий - лекционно-семинарские системы разных видов.
4. Интегральные технологии (ИТ): основной учебный период – блок (уроков); используемые методы обучения – обьяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный и модельный с тенденцией к преобладанию последнего; преобладающие организационные формы обучения - семинар, практикум, самостоятельная работа и семинар-практикум; основные средства диагностики - текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов и устные или письменные зачеты (тесты) по окончании изучения темы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Анализ методической, педагогической, научно-методической литературы показывает, что в области образовательной технологии – широкий спектр инновационных технологий (Доклад).
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Поэтому я рассмотрела теорию следующих технологий:
Современное традиционное обучение.
Проблемное обучение.
Игровые технологии.
Групповые технологии.
Коллективный способ обучения.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконика и В.В Давыдова.
Технология развивающего обучения основе схемных и знаковых моделей учебного материала. (В.Т Шаталов). (учебное пособие)
После теоретического изучения этих технологий решила использовать их в педагогической практике, в связи с чем ряд уроков был дан с использованием тех или иных технологий.
Современное традиционное обучение.
Термин “традиционное обучение” подразумевает прежде всегда классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским. Этой системе более 350 лет, но до сих пор она является преобладающей в школах мира.
Урок - основная форма обучения. Об уроке как об основной форме организации обучения написано немало. Что же такое урок? Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся, форм организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Это форма организации, для которой характерны признаки:
определенный возрастной состав группы, который сохраняется на период обучения;
ведущая роль учителя в руководстве процессом обучения;
определенное расписание занятий и программа;
В уроке представлены все педагогические элементы учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические звенья. Функции урока состоят в достижении цели. Задача учителя - четкое и правильное определение цели (чего хочет добиться учитель, что поможет ему в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута).
Что же такое цель? Цель - это предлагаемый, заранее планируемый результат деятельности учащихся, уровень обученности, развитости, воспитанности. Цель должна быть конкретной, с указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические задачи, которые отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактическая задача дала основание для выделения типов урока:
Урок изучения нового материала.
Уроки совершенствования знаний, умений, навыков.
Уроки обобщения и систематизации.
Комбинированный урок.
Уроки контроля.
Педагогические требования к современному уроку.
Из задач, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к совершенному уроку. Эти требования можно разделить на 4 группы:
воспитательные;
дидактические;
психологические;
гигиенические.
Вот характеристика каждой группы требований:
1. Воспитательные требования к уроку:
формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших моральных качеств, трудолюбия;
формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;
формирование активного отношения к жизни;
формирование высокой гражданственности.
2. Дидактические требования к уроку:
четкая организация проведения урока, рациональное использование каждой минуты;
правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;
эти требования выполняются па основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования;
каждый элемент структуры урока - это определенный шаг к достижению общей дидактической цели задачи;
ее структурой урока должна связываться методикой его, она должна быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока;
обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное сочетание словесно-наглядных, практических методов с проблемными;
связь данного урока с предыдущим;
вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;
формирования на их основе навыков и умений;
3. Психологические требования к уроку:
учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли;
психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;
на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям. Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;
все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;
учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям.
4. Гигиенические требования к уроку:
соблюдение температурного режима, норм освещения;
учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами.
Таковы общие требования к современному уроку.
Условия организации урока
Что нужно для того, чтобы провести эффективный интересный урок для учащихся? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий:
1 группа – социально-педагогические:
1. Наличие квалифицированного творчески работящего учителя с хорошей дидактической подготовкой.
2. Высокий уровень обученности учащихся, соответствующих данному моменту.
3. Наличие хорошего учебника и наглядных учебных пособий, ТСО.
4. Наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учителем и учащимся.
2 группа – дидактические:
1. Содержание материала должно быть связано с жизнью, отражать научную истину, соответствовать современному уровню развития науки, а методы: к уровню новейших достижений дидактики.
2. Обязательные сочетания слова и наглядности, использования ТСО.
3. Сочетание обучения с целенаправленным воспитанием.
4. Необходимо побуждать интерес к материалу, повышать эмоциональность приемов преподавания. Наличие такта и юмора у педагога.
5. Необходимо правильно определить степень трудности учебного материала и методов обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
6. Инструкции доступности материала.
7. Формирование знаний, умений, навыков на практике.
8. Контроль над качеством усвоения знаний и применением их на практике, за темпом работы класса и отдельных учащихся. Оценка работы и поощрения любого успеха.
9. Соблюдение правил школьной гигиены и режима дня для учеников.
Какие образовательные технологии использую в своей работе?
На первом уроке истории особое внимание уделяю оформлению тетради. Первые два листа отводятся для хронологической таблицы, последние для исторических терминов. Даты, термины встречаются на каждом уроке. Они вписываются в данные таблицы. Овладение хронологией дается школьнику далеко не сразу, поэтому обязательными элементами урока будет работа с хронологией и терминами.
Формы работы различны:
1. Карточки: учитель показывает дату, дети называют событие.
2. Хронологический диктант.
3. Написаны даты на доске. Выписать события, указанные учителем.
4. Узнай событие, узнай дату. Ученики получают карточку с наклеенными фрагментами контурной карты. Получают карточку с датой. Рассказать о событии.
5. Историческая путаница.
6. Найдите ошибки в тексте.
1. Историческая зарядка (учитель называет термины, дети объясняют событие).
2. Историческая цепочка (один ученик называет термин, другой определение. Кто не смог ответить - встает. Для них - мини цепочка).
3. Исторический диктант. .
4. Четвертый лишний театр: трагедия, комедия, монархия.
5. Составь кроссворд.
6. Объясни происхождение крылатых выражений.


Такие формы работы и многие другие:
развивают представление о времени и помогают в усвоениихронологии;
формируют исторические понятия.
Обязательные моменты урока работа с картой, т.к. исторические события происходит не только во времени, но и пространстве. Поэтому надо создавать у учащихся правильное представление о месте, где происходило событие. Территория является ареной всех исторических событий и условия местности определяют ход событий (Событие + место называется локализаций). Локализация не отдельная, обособленная от их изучения работа. Она включается в общий учебный процесс и достигается при помощи наглядных пособий; исторических карт, схематических планов, военных операций, диафильмов, видеофильмов. Таким образом, карта, картографические пособия и другие наглядные пособия - необходимые и обязательные пособия на каждом моем уроке.
На каждом уроке обязательным элементом является работа с текстом учебника. Учебник, содержащий систематическое изложение материала, предусмотренной программой и подлежащей усвоению, является основным учебным пособием школьника. Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие: на уроках истории систематически работать с учебником, облегчить детям сознательное закрепление материала, научить их работать с книгой, самостоятельно извлекать исторические знания из книги, оперировать материалами, содержащимися в учебнике. Применяю следующие приемы:
Все виды чтений (объяснительное, комментированное, выборочное, самостоятельное).
В рассказе учителя ссылка на текст учебника (на странице найти описание, высказывание).
Разбивка текста на части. Выделение главного. Составление плана.
Работа над терминами, определениями, выводами.
Осмысливания исторического материала. Работа над вопросами и заданиями.
Работа по анализу содержания рисунков, исторических документов.
Таким образом, вся система моей работы направлена на формирование способностей глубокого усвоения исторических знаний.
Проблемное обучение.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.
Организация проблемного обучения предлагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.
Какие методические приемы использую при создании проблемных ситуаций?
1. Вопросно-ответная форма применялась в древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации.
На уроке истории в 5 классе по теме “Падение Римской республики» при постановке вопроса: почему пала Римская Республика” дети отвечают: “Удар республике наносят рабовладельцы ”.
Учитель. “Это верная мысль, но не главная. Кому в Риме принадлежала власть? Вы отвечаете рабовладельцам. Оказывается, те, кто господствовал в Риме, и разрушили республику. Как понять это противоречие? Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации.
Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.
2. Ученик, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться.
Какова специфика работы с книгой при проблемном обучении? Какие виды работы ученика с книгой характерны при проблемном обучении? Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.
Например: изучая тему “Франция в XVIII в.”, в учебнике читаем “феодальное общество делилось на 3 сословия: 1- духовенство, 2-дворянство, а все остальные слои населения - 3 сословие. Какие слои входили в 3 сословие?”
3. Проблемное изложение материала учителем. Рассказывая материал “Февральская революция 1917” даю детям информацию о календаре событий с 17 февраля по 14 марта 1917. Совместно с ребятами составляем календарь событий, а затем переходим к выполнению проблемных заданий.
4. Проблемное задание - ею выполнение требует усвоения многих фактов данного урока, побуждает вспоминать ранее пройденные факты.
Так при изучении темы “Февральская революция 1917 год” выполняем следующие задания: Почему победила Февральская революция? Как могло случиться, что всего за 8 дней развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3-х лет первой русской революции? Каков итог революции? Сравни 1-ю и 2-ю революцию.
Задания бывают несколько видов:
логически-поисковые - связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых.
констатирующие - работы, включающие познания и описания новых знаний.
творческие проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.
Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство для развития активной познавательной деятельности ученика.
Игровые технологии.
1. В качестве части урока (при работе с хронологией и терминами). Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).
Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?
Хронологическая дуэль: команды задают вопросы, требующие знание дат, словарная дуэль - аналогичная работа с терминами.
Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.
2. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока.
При проведении повторительно-обобщающего урока “Русь в IX-XIV веке” проводила игру “Что? Где? Когда?” в 6-м классе.
1. “Славянский поселок” - картина: расскажи о жизни и занятии славян. Как образовалось древнерусское государство показать на карте.
2. Как представляешь Древний Киев? Расскажи об управлении государством? Назови имена князей?
3. Почему Русь распалась на самостоятельные княжества? Покажи княжества карте.
4. Кому принадлежат слова, и с какими событиями они связаны: “Когда нас всех не будет, тогда все ваше будет”.
“По льду летели с лязгом, громом. К мохнатым грибам наклоняясь”.
“Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть?”
5. Какие захватчики вторглись в пределы Русского государства?
6. Рассказать о монголо-татарском нашествии и о разгром крестоносцев.
7–8. Две музыкальные паузы.
Для игры прошу ребят дома подготовить по 5 вопросов. Лучшие вопросы отбираю для игры. Это усиливает интерес к игре, так как не знают, чьи вопросы взяты для заданий
Групповые и коллективные технологии
Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения реализовать на практике и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.
Какие разновидности групповых технологий использую в работе:
1. Групповой опрос для закрепления и повторения материала. Разбиваю класс на группы. Группа получает перечень вопросов. Консультант ведет опрос: зачитывает вопрос, желающий из группы отвечает. Ответы ученика, если нужно дополняются, оцениваются консультантом. Работа групп происходит в полголоса, чтобы не мешать. Вопросы и задания для групп - различны.
2. Общественный смотр знаний - одна из форм групповой познавательной деятельности. Общественный смотр знаний по теме "3 революции в России” провожу следующим образом: на последних картах - консультанты два варианта выполняют задания на карточках.
Исторические термины.
Диктую значение - дети записывают термин. Как правило, беру 10 терминов - для оценки. Выполнив работу - передаем на последнюю парту консультантам для проверки.
Хронологический диктант.
Тесты.
Историческая личность, историческая путаница, кому принадлежат слова.
Географические название. Имена.
Устные вопросы (5 заданий проверяют консультанты, выставляя оценки за каждый вид работы. Шестое задание отмечают правильные ответы. Средний балл является оценкой за урок).
Технология опорных схем.
Шаталов Виктор Федорович - разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, особенностью которой является оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по теме «Образование единого централизованного государства»
Правление Ивана III.
1462-1505 гг.
Объединение Руси. Главная задача: освобождение от 1463 - Ярославское княжество ордынского ига.
1474 - Ростовское княжество
1478 - Новгородская земля
] 485 - Тверское княжество 1478 - прекращение выплаты дани 1485 - Вятская земля орде.


Иван III «великий князь всея Руси». 1480 - стояние на р. Уфе. -
отступление ордынцев за пределы Руси.
Рождение единого Русского
государства России.
Герб - двух главый орел. 1488 г. Иван III «Мы Божьею
милостью Государи на своей земле
изначала.
Первый кодекс законов единой
России - Судебник 1497 г.

Закрепление единого
Введение
Единая военная

устройства и
«Юрьева дня»
организация -

управления

московское войско

Структура технологии урока творческого развития.
Учитель, начинающий работать по деятельностной технологии, должен осознать, что учебная деятельность проходит три этапа (работа по схеме). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Структура технологии урока творческого развития:

Ориентировочно-
мотивационный этап (ОМЭ)
Операционно-исполнительский этап (ОЭС)-30 минут
Рефлексивно- оценочный этап (РОЭ)-5 минут


1.Проверка творческих заданий (групповая работа)
2.Выравнивание знаний, ориентировка в изученном материале (групповая работа)
3. Создание теоретической ориентировки и мотивации к изучению нового материала; формулирование учебной задачи (групповая работа)
4. Рефлексия и самооценка первого этапа урока.
1. Расчленение УЗ на отдельные проблемные ситуации. Программирование
процесса познания.
2. Пошаговое решение УЗ через систему частных заданий, выделение учебных действий, формулирование выводов, определений, общих, способов решения подобных задач.
3. Моделирование (графическое, знаковое, символическое) усвоенного содержания и способа мышления.
4. Индивидуальная и групповая пошаговая рефлексия усвоенного, самоконтроль и самооценка степени решения каждого задания.
1. Предъявление учащимся обобщающих вопросов.
2. Проговаривание учащимися вслух и про себя цели урока, последовательных этапов усвоения материала, формулировок выводов, определений, способов в индивидуальной и групповой форме.
3. Итоговая самооценка результатов учебной деятельности с учетом промежуточных оценок.
4. Предъявление домашнего задания на трех уровнях; программном, полутворческом и творческом.

Типы уроков.
Урок анализа домашних заданий.
Урок выравнивания знаний.
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок формирования общего способа
Урок моделирования содержания материала или способов решения.
Урок самоконтроля.
Урок самооценки.
Урок учебной деятельности (творческого развития).
Урок усвоения групповых форм учебной деятельности.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315