Статья по английскому языку по теме Использование активных и интерактивных методов на уроках иностранного языка
Доклад на семинар на тему:"Использование активных и интерактивных методов в условиях ФГОС на уроках иностранных языков".
Ковалевич Ю.И., учитель иностранных языков
МБОУ "СОШ № 52" г Курска
"Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим".Диккенс Ч.
Для достижения результата необходимо взаимодействовать, обмениваться знаниями, опытом, что способствует развитию личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Это и есть Концепция Российского образования. Это и есть главная идея новых стандартов. Это требование современной жизни. Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Эпитет «активные» используется с целью противопоставления активных методов обучения традиционным, реализующим точку зрения, где участники учебного процесса поляризованы в своих ролях учащегося и обучающего. Первые являются потребителями готового знания, накопленного и обобщенного в виде теорий, фактов, законов и закономерностей. Активность учащихся сводится к усвоению этих знаний и их последующей репродукции.Следовательно, активными методами обучения следует называть те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям: по количеству учащихся, по характеру учебно-познавательной деятельности и другие. Активные методы подразделяют на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые методы применимы одновременно к некоторому числу учеников (группе), индивидуальные – к конкретному ученику.
Активные методы обучения: определение, классификация, особенностиЧто такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.
Признаки активных методов обучения
активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
мотивированность к обучению.
Классификация активных методов обучения
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:
Дискуссионные.
Игровые.
Тренинговые.
Рейтинговые.
Методы и приемы активного обучения
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:
Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.
Учителя нашей кафедры регулярно используют активные методы на своих уроках. Например, дидактические игры, презентации - один из наиболее распространенных методов. Данные методы позволяют разнообразить уроки, сделать их максимально интересными, особенно для современных детей, которых можно назвать "поколение Z" (термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с середины-конца 1990-х. Представители поколения Z активно используют планшеты, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/IPad" \o "IPad"iPad, VR- и 3D-реальность. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Поколение Z интересуется наукой и технологиями).
Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную адаптированную форму активных методов. Жизнь в свою очередь – это взаимодействие, иначе интеракция. Интерактивный — inter (взаимный), act (действовать). Интеракция – это взаимодействие, воздействие друг на друга; динамичная, меняющаяся последовательность взаимно ориентированных действий партнеров, вносящих в свои действия изменения в зависимости от того, что делает или говорит другой; это социальный контакт, выстроенный на сочетании инициативного действия и действия – реакции.
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что наша главная задача – добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка. Во многом эффективность и результативность иноязычного образования зависит от того, как построен процесс освоения иностранного языка. Интерактивные методы обучения английскому языку полностью соответствуют требованиям нового федерального государственного образовательного стандарта. На своих уроках в условиях реализации ФГОС нового поколения, я (учителя кафедры ин. языков)используют интерактивные технологии. Например, на уроке во втором классе для закрепления пройденного лексического материала по теме "Food", я использовала "пазлы" (обучающиеся должны были собрать картинку, назвать слово; на картинке также была указана цифра, номер которой соответствовал правильному ответу в кроссворде, который висел на доске. (Фрагмент видео Ковалевич 2 А).Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения
Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методы и приемы интерактивного обучения
Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках.
Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, HYPERLINK "http://pedsovet.su/publ/205-1-0-5764" ПОПС-формулу, дерево решений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. В заключение необходимо отметить, что все: как активные, так и интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем. Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия. В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников. «Нужно создать гармонического человека… развить все его способности». (А.В. Луначарский).