Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Русский язык» для обучающихся всех специальностей
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования «Альметьевский профессиональный колледж»
Методические рекомендации
по выполнению самостоятельной работы
по учебной дисциплине «Русский язык»
для обучающихся всех специальностей
Альметьевск 2015
Методические рекомендации составила
преподаватель русского языка и литературы
_______________ С.В.Землянцева
Методические рекомендации одобрены
на заседании МО преподавателей общеобразовательных дисциплин
« » 2013 г. протокол №
Рецензент _____________________
Рецензент _____________________
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….4
Организация и контроль самостоятельной работы………………………6
Самостоятельная работа обучающихся. Тематический план …………...7
Методические рекомендации по выполнению фонетическому разбору
слова ………………………………………………………………….….....11
Методические рекомендации по выполнению морфемного и словообразовательного разбора слова………………… ……………...…13
Методические рекомендации по выполнению морфологического
разбора частей речи………………………………………………………..17
Методические рекомендации по выполнению синтаксического разбора
cлова и словосочетания………………………………………………..…..26
Методические рекомендации по выполнению синтаксического разбора
простого предложения ………………………………………………….…28
Методические рекомендации по выполнению синтаксического разбора сложносочиненного предложения……………………………….………..30
Методические рекомендации по выполнению синтаксического разбора сложноподчиненного предложения……………………………………….31
Методические рекомендации по выполнению синтаксического разбора бессоюзного предложения………………………………………………...34
Методические рекомендации по выполнению синтаксического разбора
сложного предложения с различными видами связи……………………35
Методические рекомендации для написания автобиографии…………..36
Методические рекомендации для написания интервью…………………37
Методические рекомендации для написания рецензии………………….38
Методические рекомендации для написания сочинения………………..39
Список используемых источников……………………………………..….42
Приложение 1. Пример написания автобиографии…………….…...….43
Приложение 2. Пример написания интервью………………………….44
Приложение 3. Пример написания рецензии…………………………..46
Приложение 4. Пример написания сочинения……………………….47
Пояснительная записка
Одной из важнейших проблем образования является повышение качества подготовки специалистов. Обучающийся должен не только получать знания по дисциплинам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые сведения. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся.Организация самостоятельной работы в процессе обучения, формирование умений учебного труда является основой для дальнейшего повышения квалификации. Таким образом, обучающиеся должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
углубления и расширения теоретических знаний;
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
формирования умений использовать справочную и специальную литературу, Интернет-ресурсы;
развития познавательных способностей и активности обучающихся (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.Федеральный Государственный образовательный стандарт в части государственных требований к минимуму содержания основной образовательной программы выпускников по специальности регламентирует максимальный объем учебной нагрузки и объем внеаудиторной самостоятельной работы. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:
в рабочем учебном плане;
в рабочих программах учебных дисциплин.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с ФГОС СПО, рабочим учебным планом.
Целью методических рекомендаций является повышение
эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой обучающийся становится активным субъектом обучения, что означает:
- способность занимать в обучении активную позицию;
- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия
для достижения учебных целей;
- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную
деятельность;
- привычку инициировать свою познавательную деятельность на
основе внутренней положительной мотивации;
- осознание своих потенциальных учебных возможностей и
психологическую готовность составить программу действий по
саморазвитию.Организация и контроль самостоятельной работы
Самостоятельная работа учащихся – многообразные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности, осуществляемой по заданиям, без непосредственного участия преподавателя.
Выполнение этих заданий требует активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, использование ранее усвоенных знаний.
Преподаватель разрабатывает систему заданий и четко определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает рациональным приемом умственного труда, инструктирует перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь в преодолении возникающих трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводит итоги, активизирует и оценивает результаты каждой работы.
Все виды самостоятельной работы можно разделить на несколько групп:
Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений.
Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида.
Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач.
Самостоятельная работа обучающихся.
Тематический план
Учебная нагрузка обучающихся
Максимальная Самостоятельная
учебная работа Обязательная аудиторная
Всего
занятий Практичес-кие
117 39 78 39
Введение. Язык. Русский язык
Фонетика. 8
2
3
3
Слово и фразеологизмы как единицы лексической системы 24 10 7 7
Графика и орфография. 20 4 8 8
Морфемика и словообразование 10 4 3 3
Морфология и орфография 22 12 5 5
Синтаксис и пунктуация 31 7 12 12
№ п/п Тема Содержание темы Виды самостоятельной работы Формы контроля
1 Введение. Язык. Русский язык Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Словари русского языка, их использование. 1.Монологическое письменное высказывание на тему «Русский язык в межнациональном общении»
Письменная творческая работа
2 Фонетика. Звуковой поток и его единицы 1.Фонетический разбор слова.
2. Выполнение упражнений на расстановку ударения в словах.
3. Составление словарного диктанта с использованием профессиональной лексики Письменный фонетический разбор слова
Выполненное письменно упражнение на изучаемую тему
Карточка со словарным диктантом по изучаемой теме
3 Графика и орфография Слитные, полуслитные (дефисные) и раздельные написания
- Употребление строчных и прописных букв Выполнение упражнений по изучаемой теме. Выполненное письменно упражнение на изучаемую тему
Карточка со словарным диктантом по изучаемой теме
4 Слово и фразеологизмы как единицы лексической системы
Употребление слов и фразеологизмов: понятие о ядре и периферии лексического состава.
- Устаревшие и новые единицы лексики
- Социально ограниченная лексика и фразеология
- Стилистическое расслоение лексики и фразеологии
- Словари русского языка 1. Работа с толковым словарем, словарями синонимов, антонимов и омонимов, с этимологическим словарем, словарем фразеологизмов.
2. Сообщение на тему «Каковы истоки и основания русского литературного языка?»
3.Сочинение-миниатюра на тему «Происхождение фразеологизма…» Ориентирование в словаре, устное выполнение задания
Устное выступление на уроке
Письменная творческая работа
5 Морфемика и словообразование .
Морфологический способ образования слов
- Неморфологический способ образования слов 1. Морфемный разбор слова.
2. Выполнение упражнений на основные правила русской орфографии.
3. Составление словарного диктанта с использованием профессиональной лексики.
4. Монологическое письменное высказывание на тему «Функции мягкого знака»
Письменный морфемный разбор слова
Выполненное письменно упражнение на изучаемую тему
Карточка со словарным диктантом по изучаемой теме
6 Морфология. Орфография. Особенности склонения некоторых существительных
- Степени сравнения прилагательных
- Склонение и правописание числительных
- Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы
- Степени сравнения наречий
- Междометие. звукоподражание 1. Выполнение упражнений на изучаемую тему.
2. Морфологический разбор частей речи Выполненное письменно упражнение на изучаемую тему
Письменный морфологический разбор частей речи
7 Синтаксис и пунктуация Однородные члены предложения
- Бессоюзные сложные предложения
- Сложное предложение с различными видами связи 1. Выполнение упражнений на изучаемую тему.
2. Разбор словосочетания.
3. Синтаксический разбор простого предложения.
4. Синтаксический разбор сложного предложения.
Выполненное письменно упражнение на изучаемую тему
Письменный разбор словосочетания
Письменный разбор простого предложения
Письменный разбор сложного предложения
Методические рекомендации по выполнению фонетическому разбору слова
Фонетический разбор – это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.
План фонетического разбора
Записать слово орфографически правильно.
Разделить слово на слоги и найти место ударения.
Отметить возможности переноса слова по слогам.
Фонетическая транскрипция слова.
По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.
Подсчитать количество букв и звуков.
Отметить случаи, если звук не соответствует букве.
Образец разбора
Приятели1 жгли костёр, варили в каске похлёбку1 (Полевой).
Приятели
Слоги: при-я́-те-ли (4 слога; ударение падает на 2-й слог).
Перенос: при-я-те-ли.
[пр’ийа́т’ил’и]
п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.р [р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.и [и] – гласный, безударный.
Я [ й ] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
[а́] – гласный, ударный.
т [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный.е [и] – гласный, безударный.л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.и [и] – гласный, безударный.
8 букв – 9 звуков.
Буква я обозначает два звука – [йа́].
Похлёбку
Слоги: по-хлё-бку (3 слога; ударение падает на 2-й слог).
Перенос: по-хлёб-ку.
[пахл’о́пку]
п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
о [а] – гласный, безударный.х [х] – согласный, глухой непарный, твёрдый парный.л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.ё [о́] – гласный, ударный.б [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.к [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.у [у] – гласный, безударный.
8 букв – 8 звуков.
Буква б обозначает глухой звук – [п].
Критерии оценивания:
При выставлении оценки за фонетический разбор слова преподаватель обращает внимание на следующие показатели: умение различать буквы и звуки, делить слово на слоги, характеризовать гласные и согласные звуки, определять количество букв и звуков в слове.
Оценка «5» - Студент различает гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные); делит слова на слоги, ставит ударение.
Оценка «4» - Студент различает гласные и согласные звуки; проводит градацию согласных звонких и глухих (парных и непарных), твердых и мягких (парных и непарных); делит слова на слоги, ставит ударение, работа выполнена с небольшими недочетами;
Оценка «3» - Студент не всегда верно различает гласные и согласные звуки; не может провести градацию согласных звонких и глухих (парных и непарных), твердых и мягких (парных и непарных) по образцу; делит слова на слоги с ошибками,
Оценка «2» - Студент не различает гласные и согласные звуки; не может провести градацию согласных звонких и глухих (парных и непарных), твердых и мягких (парных и непарных) по образцу; делит слова на слоги с грубыми ошибками, не может поставить ударение в словах
Методические рекомендации по выполнению морфемного и словообразовательного разбора слова
(то, что условно обозначается цифрой 2) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.
План морфемного разбора
Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
Указать основу слова.
Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.
План словообразовательного разбора
Поставить слово в начальную форму.
Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
Указать основу в производящем слове.
Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
Указать способ образования слова.
Обратите внимание!
1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.
2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).
3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).
4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.
5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.
6) Сложное слово всегда является производным.
Образец морфемного и словообразовательного разбора
В уездном городе N было так много парикмахерских2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители2 города рождаются2 лишь затем, чтобы побриться2, остричься, освежить2 голову2 вежеталем и сразу же умереть.
(Много) парикмахерских
1) Морфемный разбор:
1. парикмахер-ск-их (имя существительное).2. Окончание – -их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой.3. Основа формы – парикмахер-ск-.4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-ш-а.5. -ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ий, жен-ск-ий.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – парикмахерская.2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная.3–5. парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).
Жители
1) Морфемный разбор:
1. жи-тел-и (имя существительное).2. Окончание – -и. Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель□, жител-я.3. Основа формы – жи-тел-.4. Корень -жи-. Однокоренные слова: жи-ть, жи-л-ой.5. -тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а-тель□, вод-и-тель□.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – житель.2. Основа слова – жи-тель. Основа производная.3–4. жи-тель□ → жи-ть.5. -тель – словообразовательный суффикс.6. Суффиксальный способ.
Рождаются
1) Морфемный разбор:
1. рожд-а-ют-ся (глагол).2. Окончание – -ют. Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а-ет-ся, рожд-а-ем-ся.3. Основа формы – рожд-а-…-ся.4. Корень – рожд-. Однокоренные слова: рожд-а-ть, рожд-ённ-ый.5. -а- – суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис-а-ть, реш-а-ть. -ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы-ть-ся, куп-а-ть-ся.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – рождаться.2. Основа слова – рожд-а-…-ся. Основа производная.3–4. рожда-ть-ся ← рожда-ть.5. -ся – словообразовательный постфикс.6. Постфиксальный способ.
Побриться
1) Морфемный разбор:
1. по-бри-ть-ся (глагол в неопределённой форме).2. Окончание – -ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: по-бре-ет-ся, по-бре-ем-ся.3. Основа формы – по-бри-…-ся.4. Корень – бри-. Однокоренные слова: бри-тв-а, вы-бри-ть.5. по- – приставка, ср.: по-сл-а-ть, по-сад-и-ть. -ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы-ть-ся, куп-а-ть-ся.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – побриться.2. Основа слова – по-бри-…-ся. Основа производная.3–6. а) по-бри-ть-ся ← по-бри-ть; -ся – словообразовательный постфикс; постфиксальный способ. б) по-бри-ть-ся ← бри-ть-ся; по- – словообразовательная приставка; префиксальный способ.
Освежить
1) Морфемный разбор:
1. о-свеж-и-ть (глагол в неопределённой форме).2. Окончание – -ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: о-свеж-ит, о-свеж-им.3. Основа формы – о-свеж-и-.4. Корень – свеж-. Однокоренные слова: свеж-ий, свеж-о.5. о- – приставка, ср.: о-бел-и-ть, о-светл-и-ть. -и- – суффикс глагола, ср.: о-бел-и-ть, о-светл-и-ть.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – освежить.2. Основа слова – о-свеж-и-. Основа производная.3–4. о-свеж-и-ть ← свеж-ий.5. о- – словообразовательная приставка; -и – словообразовательный суффикс.6. Приставочно-суффиксальный способ.
Голову
1) Морфемный разбор:
1. голов-у (имя существительное).2. Окончание – -у. Оно выражает значение ж.р., ед.ч., В.п., ср.: голов-а, голов-ой.
3. Основа формы – голов-.4. Корень – голов-. Однокоренные слова: голов-н-ой, голов-аст-ый.5. Приставок и суффиксов нет.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – голова.2. Основа слова – голов-. Основа непроизводная (состоит из одного корня).
Критерии оценивания
Оценка «5» - Работа выполнена без ошибок и без недочётов
Оценка «4» - В работе допущены 1-2 ошибки
Оценка «3» - В работе допущены 2-3 ошибки и 1 недочёт
Оценка «2» - В работе допущено более 3 ошибок и 1-2 недочёта
Методические рекомендации
по выполнению морфологического разбора частей речи
ОБЩАЯ СХЕМА РАЗБОРА ЧАСТЕЙ РЕЧИ:
I - общее грамматическое значение, у изменяемых - начальная форма (выделить показатель формы);II - 1) морфологическая характеристика слова ("постоянные свойства")2) морфологическая характеристика словоформы ("непостоянные свойства")III – синтаксическая роль в предложении
Часть речи Общее грамматическое значение Морфологические признаки Синтаксическая роль
Именные части речи
Имя существительное
Значение предмета. что? кто? (кого? чего? кому? чему? и т.д.) Постоянные: нарицательные / собственные; одушевленные / неодушевленные, род, склонение:
1-е склонение - ж.р. -а (-я)2-е склонение - м.р.. и ср.р.-о (-е)3-е склонение - ж.р. на Ь.Непостоянные у конкретных: число, падеж Непостоянные у остальных: падеж Любой член предложения
Имя прилагательное Признак предмета: какой? чей?
Постоянные: разряд по значению (качественные, относительные,притяжательные), степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный), полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный)Непостоянные: род (в ед. числе), число, падеж (для полных). Определение (примыкают к существи-тельным)
в краткой форме - сказуемое
Имя числительное Число, количество предметов, их порядок при счёте: сколько? который? (какой?)
Количественные числительные (кроме один, два, оба, полтора, тысяча, миллион, миллиард).Постоянные: количественное, подразряд (целое / собирательное / дробное), простое / составное/сложное;Непостоянные: падеж.
Числительное ОДИН.Постоянные: количественное, целое, простое;Непостоянные: род (в ед. числе), число, падеж.
Числительные ДВА, ОБА, ПОЛТОРА.Постоянные: количественное, подразряд (целое / собирательное / дробное), простое;Непостоянные: род, падеж.
Числительные ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД.Постоянные: количественное, целое, простое, род;Непостоянные: число, падеж.
Порядковые числительные.Постоянные: порядковое, простое / составное;Непостоянные: род (в ед. числе), число, падеж. Количественные - любой член предложения;
порядковые - определение (примыкают к существительным)
Местоимение Указывает на предметы, признаки, количество без называния их: кто? что? какой? чей? сколько? как? где? когда? и др.
Постоянные : разряд по значению (личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, определительные)
Род , число, падеж если есть Подлежащее и дополнение (в роли сущ.);определение (как прилагательное);обстоятельство (как наречие)
Глагольные части речи
Глагол Действие: что делать? что сделать? (что делает? что сделает? что делал? что сделал? и т.д.) Постоянные: вид(сов./несов), возвратность(-ся), переходность (+сущ. В В.п. без предлога), спряжение :
I спряжение: -у(-ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут(-ют);
II спряжение: -у(-ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат(-ят).Непостоянные: наклонение (изъяв., условн., повелит.), время (наст., прош., будущ. в изъяв. накл), лицо (если есть),число, род (если есть). Сказуемое
Причастие
Признак предмета, созданный действием другого предмета: какой? что делающий? что сделавший? Разбор причастия как формы глаголаПостоянные: переходность, возвратность, вид, спряжение.Непостоянные: форма причастия (действительное / страдательное), полное / краткое (только для страдательных), время, род (в ед.ч.), число, падеж (для полных)
Разбор причастия как самостоятельной части речиПостоянные: форма причастия (действительное / страдательное), возвратность, вид, времяНепостоянные: полное / краткое (только для страдательных), род (в ед.ч.), число, падеж (для полных)
Суффиксыдействительное полная форма:в наст. вр. -ущ-(-ющ-), -ащ- (-ящ-) ;в прош.вр. -вш-, -ш- страдательное полная форма:в наст. вр. -ем- (-ом-), -им-;в прош.вр. -нн-, -енн-, -т-;страдательное краткая форма: -н-, -т- Определение (примыкают к существи-тельным)
краткие - сказуемое
Деепричастие
Добавочное действие: что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др. Только постоянные признаки. Признаки глагола:вид: несовершенный - (-а, -я)совершенный - (-в, -вши, -ши);возвратность;переходность: переходное (читая что?)непереходное (бегая, умываясь)признаки наречия:не изменяются Обстоятельство(примыкают к глаголам)
Наречие и категория состояния
Наречие Признак действия или признак другого признака.Определительные наречия: образ дейст. - как? каким образом?меры - в какой степени? на сколько?Обстоятельственные наречия: места - где? куда? откуда? времени - когда? как долго? причины - почему? от чего? цели - для чего? зачем? Не имеют рода, числа, не склоняются и не спрягаютсяПостоянные: разряд по значению (образа действия, меры и степени) или (места, времени, цели, причины), степень сравнения (для наречий на -о/-е, образованных от качественных прилагательных), для которых этот признак является постоянным, неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения).Непостоянные: степень сравнения (для качественных на -о/-е с непостоянным признаком степеней сравнения). Обстоятельство(примыкают к глаголам)
Слова категории состояния
Состояние как? каково?
Разного рода отношения: модальные (нельзя), временные (рано), пространственные (далеко) Не склоняются и не спрягаютсяПостоянные: разряд по значению (модальные, временные, пространственные), неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения), степень сравнения (для слов категории состояния на -о/-е, образованных от качественных прилагательных), для которых этот признак является постоянным).Непостоянные: степень сравнения (для слов категории состояния на -о/-е, образованных от качественных прилагательных с непостоянным признаком степеней сравнения). Сказуемое в односоставном безличном предложении; не зависят от других слов
Служебные части речи
Предлог
Зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении Непроизводные/ производные;
простые/составные; пространственные, временны́е, причинные, целевые, образа действия, дополнительные Не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения
Союз
Связывают члены предложения и простые предложения в составе сложного
простые /составные;
сочинительные: соединительные, противительные, разделительные
подчинительные: временны́е, причинные, целевые, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные Не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения
Частица
Придают различные оттенки словам и предложению:
служат для образования форм слов: непроизводные / производные вопросительные; восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные;
повелительного и условного наклонения глагола, форм степеней сравнения прилагательных и наречий, неопределённых местоимений Не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения
Междометия. Эта группа слов стоит вне частей речи.
Междометие
Звукоподражательное слово Чувства или побуждение к действию. Эмоциональные, императивные (побуждающие к действию), этикетные. Звуки живой и неживой природы. Не изменяются Не являются членами предложения, не связаны ни с какими словами
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,Заунывно гудящий певучей струной,Ты зачем залетаешь в жилье человечьеИ как будто тоскуешь со мной? (И.А.Бунин.)
Бархатный (шмель) -I – (1) имя прилагательное, общее грамматическое значение - признак предмета;(2) начальная форма - бархатн[ый];II – морфологическая характеристикапостоянные свойства:(3) качественное (обозначает зрительно воспринимаемый признак: ‘похожий на бархат’; показатели качественности отсутствуют, т. к. это метафорическое употребление относительного);(4) 1-е склонение;(5) отсутствуют краткие формы и формы степеней сравнения (относительное использовано в значении качественного);непостоянные свойства:(7) в полной форме;(8) единственное число;
(9) мужской род;(10) именительный падеж;(11) показатель числа, рода и падежа – окончание [ый];III- синтаксические свойства:(12) определение.
ПРИМЕРЫ ВНЕ КОНТЕКСТА(без определения синтаксической роли)
Имена прилагательные:Мелкими - начальная форма мелкий, качественное, в полной форме, во мн.ч., тв.п.Местоимения:(С) которым - начальная форма который, относительное, в ф. ед.ч. ср.р. тв.п.Мне - начальная форма я, личное, 1 л., ед.ч., в ф. д.п.Наречия:Начистоту - наречие образа действия .Там - наречие места.Глаголы:Шла - неопределенная форма идти (формы прошедшего времени образуются от другой основы), неперех., невозврат., несов.в., 1 спр., в изъяв, накл., прош.вр., ед.ч., ж.р.Причастия:Переданных (с точки зрения причастия, как самостоятельной части речи) - начальная форма переданный, страдательное, прош.вр., сов.в., полное, во мн.ч., пр.п.;Переданных (с точки зрения причастия, как формы глагола) - начальная форма передать, страдательное, прош.вр., сов.в., I спр., полное, во мн.ч., пр.п.;Предлоги:Без - простой, непроизводный, образа действия.Вокруг - простой, производный, пространственный.За счет - составной, производный, дополнительный.Союзы:Или - сочинительный (разделительный), простой.Если...то - подчинительный (условный), двойной.Частицы:Не - отрицательная.
Критерии оценивания
Оценка «5» - Работа выполнена без ошибок и без недочётов
Оценка «4» - В работе допущены 1-2 ошибки
Оценка «3» - В работе допущены 2-3 ошибки и 1 недочёт
Оценка «2» - В работе допущено более 3 ошибок и 1-2 недочёта
Методические рекомендации по выполнению синтаксического разбора слова и словосочетанияСреди существующих разборов синтаксический разбор слова, входящего в состав предложения и словосочетания, занимает не последнюю роль: он позволяет дать полную характеристику этих единиц синтаксиса. При этом важно понимать разницу между ними, уметь определять характерные признаки для каждой синтаксической единицы в отдельности. Другими словами, синтаксический разбор – это грамматическая характеристика словосочетания и предложения (как простого, так и сложного).
При таком виде работы очень важно владеть умением различать основные синтаксические единицы и знать характерные признаки каждой из них. Требуются определенные знания и умения в области изучения синтаксиса:
– знание различий между словосочетанием и предложением;
– умение отличить простое предложение от сложного, определить способ синтаксической связи;
– владение знанием характерных признаков предложений и словосочетаний, понимание разницы между грамматической основой и словосочетанием.
Из курса русского языка известно, что основные единицы речи – это слова, словосочетания и предложения. Синтаксический разбор слова (отдельного) не проводится, слова разбираются фонетически и морфологически. А вот другие единицы с точки зрения синтаксиса рассматриваются, и начинается все со словосочетания.
Выполняя синтаксический разбор слова в словосочетании, принято делить слова на главные и зависимые (определяется главное и от него ставится вопрос к зависимому), попутно определяя, к каким частям речи они относятся. Следующий шаг – это выяснение общего грамматического значения (предмет и его признак, действие и его признак, действие и предмет и так далее). Дальше определяется синтаксический способ связи, при помощи которого слова соединяются между собой. В русском языке различают согласование, примыкание и управление. В первом случае зависимое слово стоит при главном в тех же формах, во втором, связывается только по смыслу, в третьем – стоит в определенных формах, которые не меняются.
По порядку синтаксический разбор словосочетания, точнее, его план, выглядит следующим образом:
- определить главное слово и зависимое, поставить вопрос.
- выяснить вид словосочетания (именное, наречное, глагольное).
- указать синтаксическую связь слов в словосочетании.
ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙМальчик с восторгом говорил о своей школе.Устный разборВ предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе. 1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно. 2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено). 3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).
Письменный разбор
114300173990
Критерии оценивания
Оценка «5» - Работа выполнена без ошибок и без недочётов
Оценка «4» - В работе допущены 1-2 ошибки
Оценка «3» - В работе допущены 2-3 ошибки и 1 недочёт
Оценка «2» - В работе допущено более 3 ошибок и 1-2 недочёта
Методические рекомендации по выполнению синтаксического разбора простого предложения
Порядок разбора:
Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); если предложение восклицательное, отметить это.
Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.
Рассказать о строении предложения:
двусоставное или односоставное; если односоставное - какого типа (определенно - личное, неопределенно - личное, безличное, назывное);
нераспространенное или распространенное;
полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен).
Отметить, если предложение осложнено однородными членами (однородными предложениями с обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.
Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее - второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого).
Объяснить расстановку знаков препинания.
Сказуемое
Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным).
Указать, чем выражено сказуемое:
простое - какой формой глагола;
составное глагольное - из чего состоит;
составное именное - какая употреблена связка, чем выражена именная часть.
Предложение с однородными членами
В п. 5 разбора простого предложения указать, какие это однородные члены и как они связаны между собой (только при помощи интонации или при помощи интонации и союзов).
Предложение с обособленными членами
В п. 5 разбора простого предложения указать, каким членом предложения является весь оборот; затем как члены предложения разобрать слова, входящие в него.
Предложение с обособленными членами
Указать, что это предложение с прямой речью. Назвать слова автора и прямую речь. Разобрать их. Объяснить расстановку знаков препинания. Начертить схему.
Образец разбора простого предложения
Мест. Прил. Сущ. Глаг. Цельное словосоч.
Наше священное ремесло существует тысячи лет (А. Ахматова).
321373573660
Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Главные члены: ремесло - подлежащее, выражено существительным; существует - простое глагольное сказуемое, выражено глаголом.
Второстепенные члены: ремесло (какое?) наше - согласованное определение, выражено местоимением; (какое?) священное - согласованное определение, выражено прилагательным; существует (как долго?) тысячи лет - обстоятельство времени, выражено цельным словосочетанием.
Критерии оценивания
Оценка «5» - Работа выполнена без ошибок и без недочётов
Оценка «4» - В работе допущены 1-2 ошибки
Оценка «3» - В работе допущены 2-3 ошибки и 1 недочёт
Оценка «2» - В работе допущено более 3 ошибок и 1-2 недочёта
Методические рекомендации
по выполнению синтаксического разбора сложносочиненного предложения
План разбора:
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).
Объяснить расстановку знаков препинания.
Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.
Образец разбора сложносочинённого предложения
[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада] (А. Ахматова).
[ ], но [ ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.
То [падал как будто туман], то [вдруг припускал косой, крупный дождь] (Л. Толстой).
То [ ], то [ ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то - то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.
Критерии оценивания
Оценка «5» - Работа выполнена без ошибок и без недочётов
Оценка «4» - В работе допущены 1-2 ошибки
Оценка «3» - В работе допущены 2-3 ошибки и 1 недочёт
Оценка «2» - В работе допущено более 3 ошибок и 1-2 недочёта
Методические рекомендации
по выполнению синтаксического разбора сложноподчиненного предложения
Сложноподчиненное предложение с одним придаточным
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Указать главное и придаточное предложения.
Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.
Объяснить расстановку знаков препинания.
Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Указать главное и придаточное предложения.
Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинацию этих видов).
Объяснить расстановку знаков препинания.
Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.
-5715386715Образец синтаксического разбора
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.
1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), распространённое, полное, осложнено однородными обстоятельствами;
2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была, ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
3 часть: односоставное — неопределённо-личное (сказуемое открывали, ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
4 часть: односоставное — безличное (сказуемое невозможно было сказать), нераспространённое, полное, неосложненное; (другой вариант разбора: двусоставное, неполное — место подлежащего занято придаточным изъяснительным, нераспространённое, неосложненное);
5 часть: двусоставное (подлежащее ель, сказуемое кончается, ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
6 часть: двусоставное (подлежащее ель, опущено, сказуемое начинается, ПГС), распространённое, неполное (опущено подлежащее), неосложненное;
7 часть: двусоставное (подлежащее мальчик, сказуемое стоял, ПГС), распространённое, полное, неосложненное;
8 часть: двусоставное (подлежащее тома, сказуемое были, ПГС, опущено), распространённое, неполное (опущено сказуемое), неосложненное.
22860277495Схема:
1] — 2 — 3 — 4 — 5 — последовательное подчинение,
[1] — 2 — 3 — 4 — 6 — последовательное подчинение,
[1] — 2 — 7 — параллельное подчинение,
[4] — 5 — 6 — однородное подчинение.
Критерии оценивания
Оценка «5» - Работа выполнена без ошибок и без недочётов
Оценка «4» - В работе допущены 1-2 ошибки
Оценка «3» - В работе допущены 2-3 ошибки и 1 недочёт
Оценка «2» - В работе допущено более 3 ошибок и 1-2 недочёта
Методические рекомендации
по выполнению синтаксического разбора бессоюзного предложения
План разбора:
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Определить, из скольких простых предложений состоит, каковы смысловые отношения между ними (одновременность, последовательность, противопоставление, причина и следствие, дополнение, пояснение и т.д.).
Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.
Объяснить расстановку знаков препинания.
Образец разбора бессоюзного сложного предложения
1) [Вся кожа его дрожала от жажды боя], [глаза налились кровью], [ноздри трепетали], [лёгкий парок от дыхания сносило ветерком] (Ю. Казаков).
[],[].[].[]
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное бессоюзное, состоит из четырёх частей, отношения между частями перечислительные (одновременности).
2) [Всё вокруг него опустело]: [одни померли], [другие - ушли] (М. Салтыков-Щедрин)'.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное бессоюзное, состоит из трёх частей; вторая и третья части вместе раскрывают причину того, о чём говорится в первой (причинные отношения); между второй и третьей частями отношения сопоставительно-противительные.
Критерии оценивания
Оценка «5» - Работа выполнена без ошибок и без недочётов
Оценка «4» - В работе допущены 1-2 ошибки
Оценка «3» - В работе допущены 2-3 ошибки и 1 недочёт
Оценка «2» - В работе допущено более 3 ошибок и 1-2 недочёта
Методические рекомендации
по выполнению синтаксического разбора сложного предложения с различными видами связи
План разбора:
Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.
Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.
Установить, что это сложное предложение с разными видами связи (союзной сочинительной и подчинительной и др.).
Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в сложном.
Объяснить расстановку знаков препинания.
Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.
Образец разбора сложного предложения с разными видами связи
[Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и II части) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть - простое предложение, II часть - простое предложение, III часть - сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая.
Критерии оценивания
Оценка «5» - Работа выполнена без ошибок и без недочётов
Оценка «4» - В работе допущены 1-2 ошибки
Оценка «3» - В работе допущены 2-3 ошибки и 1 недочёт
Оценка «2» - В работе допущено более 3 ошибок и 1-2 недочёта
Методические рекомендации для написания автобиографии
Документ, в котором человек самостоятельно (от первого лица) описывает свой жизненный путь, именуется автобиографией. Её составление обычно требуется при трудоустройстве, при оформлении документов для получения гражданства или для выезда заграницу. Особенностью написания автобиографии является то, что составляется она в свободной форме, на чистом листе бумаги (не разлинованной), без наводящих вопросов (подсказок).
Автобиография начинается со слов: «Я», фамилия, имя, отчество, а дальше вся информация излагается в свободной форме, но при этом следует учесть несколько рекомендаций:
Автобиография должна быть краткой, но вместе с тем достаточно развернутой, чтобы можно было представить основные события вашей жизни.
Информация, указанная в автобиографии, должна помочь вам представить свою жизнь в максимально выгодном свете, не искажая реальных фактов и событий.
Прямо указывайте на конкретные события вашей жизни, описывая не только суть самого события, но и ваше отношение к нему и. что более важно, ваши выводы, которые вы сделали после этого события.
Текст автобиографии и ее внешнее оформление должны быть максимально комфортными для чтения, все пишется (печатается) на хорошей бумаге, крупным шрифтом или разборчивым почерком.
В конце текста вы должны поставить дату написания автобиографии
Автобиография должна быть подписана. Если она написана на нескольких листах, то подписывается каждый лист.
Пример автобиографии см. в Приложении 1
Методические рекомендации
для написания интервью
Жанр журналистики, в котором информация представляется в виде диалога журналиста и того кто предоставляет информацию, называют интервью. Как правило, оно представлено прямой речью.
Во время взятия интервью необходимо лучше иметь при себе диктофон, в крайнем случае, блокнот и ручку. Диктофон облегчит Вам, как говорится, жизнь, сделает все за Вас в автоматическом режиме. Он избавит Вас от записей и переспрашиваний. Единственное, что надо сделать, так это настроить диктофон.
Предварительно, чтобы писать интервью, составьте список вопросов, которые будут задаваться интервьюируемому. В процессе диалога возможны корректировка и уточнения, но все же, не должно быть отклонений от заданной темы.
Следует очень внимательно выслушивать собеседника, не надеясь на диктофон или записи в блокноте. Проявляя неподдельный интерес к диалогу, задавайте по возможности больше вопросов собеседнику.
После того как Вы закончили интервью, перенесете записи с диктофона или бумажника в компьютер и обработайте в текстовом редакторе.
Стандартным в оформлении интервью является запись каждой реплики в отдельной строке, перед каждой указываются или инициалы собеседника, или журналиста. Вместо инициалов указывают первые буквы издания или "корр.", т.е. корреспондент. Допускается в промежутках между репликами вставка пояснений, отмечающих особенности поведения собеседника, реакцию на поставленный вопрос и слова журналиста.
Советы:
Чтобы ваша беседа кому-то запомнилась, стоит не только узнать биографию человека и выучить опорные факты, но уметь развивать разговор во время беседы.
Чтобы интервью получилось цельным вам стоит оформлять его в виде полноценной беседы. Для этого нужно научиться перестраивать вопросы, менять их местами. В итоге у вас может не получиться того разговора с теми вопросами, которые были. Всё это трансформируется. Поменяются вопросы, последовательность их задавания, останутся только ответы, которые нельзя менять.
Если вы считаете, что у вас хорошее интервью, которое получилось цельным и в нём есть интересные вопросы, не поленитесь найти хорошую фотографию. Во многом она и будет выделять ваш текст из общей массы. Чем интереснее фотография, тем больше шансов, что ваше интервью прочитают. Самым оптимальным вариантом будет получить фотографию из личной коллекции интервьюируемого.
Пример интервью см. в Приложении 2
Методические рекомендации для написания рецензии
Само слово «рецензия» на латинском языке означает рассмотрение. Это может быть отзыв о книге или разбор ее содержания. Причем составляется рецензия не только на книгу, но и на фильм, музыку или статью в журнале. Главное, чтобы это был краткий, но содержательный текст.
Для того чтобы написать рецензию на книгу, необходимо очень много читать, иначе вы просто не сможете изложить грамотно и четко свою мысль. Для начала стоит прочитать ту книгу, о которой вы собираетесь писать.
Очень важно представлять, что именно вы хотите рассказать читателям данной книги. Наверняка во время прочтения вы выделили ключевые факты, о которых просто необходимо написать.
Как и все статьи начинать нужно с названия. Ведь заголовок - как одежда. Принимают по ней. Если у вас получилось сделать такой заголовок, что при прочтении хочется читать дальше – считайте, половина работы сделана.
Вот представьте, что читатель открывает вашу рецензию. Что он видит после заголовка? Конечно, начало вашего отзыва. Это не менее важная часть. Ведь в основном запоминается то, чем началось и как закончилось. Над этой частью тоже нужно внимательно подумать.
Если вы возьмете на себя ответственность аргументировать героев или автора, то обязательно приводите четкие и ясные аргументы. И если хочется поделиться впечатлениями - делайте то. Но будет хорошо, если вы обоснуете свое мнение.
Наверняка вам захочется сравнить книгу с каким-либо другим произведением, можете смело это делать. Только помните, что во всем нужна мера.
После того, как вы напишите рецензию, прочитайте ее еще раз. Конечно, вам она понравится, но дайте на всякий случай ее почитать своим родным и близким. Мало ли вы где то переборщили с мнением, и одна вроде бы невинная фраза сделает ваш отзыв грубым. Ведь рецензирование-это очень ответственное занятие. От этого зависит, выберут читатели книгу или нет.
Самое главное, не путайте рецензию с пересказом. Рецензия это отзыв, это лично ваше мнение. Поэтому не вздумайте копировать ее у других авторов. От этого смысл рецензии пропадет. И, конечно, не стоит забывать о грамотности. Ведь если читатель найдет хоть одну ошибку в рецензии, в подсознании, возможно, он подумает, что ошибки есть и в книге.
Пример рецензии см. в Приложении 3
Методические рекомендации для написания сочинения
Сочинение - вид творческого задания, письменная работа учащихся, изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. Сочинения различаются по жанру, типу создаваемого текста или способу выражения мыслей (описание, повествование, рассуждение), по характеру психологической опоры (зрительно-слуховая с привлечением собственного опыта, наблюдательности, воображения), по организации материала (логическая, хронологическая, пространственная, причинно-следственная, обратно-эмоциональная), по целевому заданию (использование данного текста-образца, определённого лексического и грамматического материала).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
вступление
основная часть
заключение
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
ВСТУПЛЕНИЕ — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
содержаться ответ на заданный по теме вопрос
представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению обучающегося («как вы понимаете смысл названия…»)
содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста
сформулировано ваше понимание языковых терминов, если они использованы в названии темы.
Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ той или иной проблемы.
В основной части следует избегать изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
короткой, но емкой
органически связана с предыдущим изложением
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.
Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.
Пример написания сочинения см. в Приложении 4
Оценка "5" ("пять") ставится за сочинение, полностью соответствующее теме, глубоко и аргументированно ее раскрывающее, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения так же, как и других материалов, привлеченных для раскрытия этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских и т. д.). Сочинение не должно содержать фактических ошибок. Сочинение должно быть логичным и последовательным в изложении мыслей, демонстрирующим исчерпанность цитатной аргументации, выстроенным изящно в композиционном плане, написанным в соответствии с нормами литературного языка и выдержанным в стиле, соответствующем избранной теме. В сочинении, оцененном на "5", допускается наличие 1-2 речевых недочетов, 1 орфографической или 1 пунктуационной ошибки. Оценка "4" ("четыре") ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, логичное и последовательное по изложению, хорошо выстроенное композиционно, написанное в соответствии с нормами литературного языка, стилистически соответствующее теме, лексический и грамматический строй речи которого достаточно разнообразен. В сочинении, оцененном на "4", допускаются 1 - 2 фактических неточности, не более 2 речевых недочетов, не более 2 орфографических и 2 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты: 1 орфографическая + 3 пунктуационных или стилистических, 0 орфографических + 4 пунктуационных или стилистических). Оценка " 3 " ("три") ставится за сочинение, в целом раскрывающее тему, но обнаруживающее односторонность или неполноту в раскрытии темы, в котором допущены отклонения от темы или отдельные неточности в изложении фактического материала, нарушение последовательности и логичности изложения, недостаточность цитатного материала и аргументации, невыразительность речи, однообразие синтаксических конструкций, бедность словаря. В сочинении, оцененном на "3", допускаются не более 4 орфографических и 4 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты: 3 орфографических + 5 пунктуационных или стилистических; 0 орфографических + 8 пунктуационных или стилистических). При выставлении оценки учитываются и речевые недочеты (не более 5), имеющиеся в сочинении. Оценка "2" ("два") ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, в котором обнаруживается незнание литературного текста и критического материала, обилие фактических неточностей, нарушение логики изложения, тяготение к пересказу, а не анализу текста. Сочинение оценивается на "2", если в нем наличествует нарочито упрощенный синтаксис, бедный словарь, если оно написано без соблюдения норм литературного языка. Сочинение оценивается на "2" и в том случае, если тема раскрыта, но имеется много орфографических и пунктуационных ошибок (более 8 -9 в общем количестве).
Список используемых источников
1. Балашова Л.В.,Дементьев В.В. Правила русского языка. Правописание слов. Упражнения // http://www.licey.net/russian
2. Как написать сочинение. Составитель: Ведерникова И. //
http://www.publiclibrary.ru/readers/otlichnik/learn-kak-napisat-sochinenie.htm
3. Синтаксический разбор слова и словосочетания, разбор простого и сложного предложения. Автор: Empty Spaces //
http://www.vigivanie.com/nauka/1327-kak.html
4. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00407221286212178936/5. http://rusolimp.kopeisk.ru/sintaksis/?file=1236. http://manyakov.net/russkiy-yazik-kratkiy-teoreticheskiy-kurs/sintaksicheskiy-razbor-slozhnogo-predlozheniya.html7. http://spelling.siteedit.ru/razbor
8. http://uchim.org/russkij-yazyk/foneticheskij-razbor-slova9. http://www.kakprosto.ru/kak-2680-kak-napisat-recenziyu-na-knigu10.http://edu.glavsprav.ru/info/sintaksicheskij-razbor
Приложение 1
Пример написания автобиографии
Я, Иванов Иван Иванович, родился 30 мая 1982 года в г. Москва Московской области.
С 1988 по 1999 гг. учился в Московской СШ № 1024.
С 1999 по 2000 гг. проходил армейскую службу.
С по 2004 гг. учился в Московском государственном университете, факультет "Прикладная математика", специальность "Программист".
С 2001 года – студент очного отделения факультета "Прикладная математика", специальности "Программист" Московского государственного университета, на 3–ем курсе которого и учусь.
Семейное положение – женат.
Жена – Иванова Мария Алексеевна – 1982 года рождения, юрист. В данный момент находится в отпуске по уходу за ребёнком.
Сын, Ильин Кирилл Сергеевич, 2002 года рождения.
Мой адрес:
123000, Московская обл.,
г. Москва,
пр-т Ленина, дом 159, кв. 5.
Тел. 8-690-568945
Подпись
Приложение 2
Пример написания интервью
В рамках открытия форума молодых писателей, интервью нашей газете дал опытный журналист и одновременно талантливый начинающий писатель, автор романа «Не бойся никогда!», Александр Кудрявцев.
Корр.: Александр, большинство Ваших произведений это миниатюры. Могли бы вы нам что-нибудь рассказать о творческом процессе. Когда вы работаете, Вы придерживаетесь строгого распорядка дня? А.Кудрявцев: К сожалению, мой творческий процесс, очень сильно зависит от рабочего графика. Хотелось бы конечно работать, как Хемингуэй: проснуться после полудня, в одной руке «Дайкири», в другой «Мохито», написать пару предложений, подумать, налить ещё ..хотелось бы, но не получается. Поэтому обычно пишу ближе к ночи, где-то с полуночи до трех. А если мысли и воображение разыграются, можно вообще не спать. Ночь вообще лучше всего подходит для творческого процесса. Она как барокамера. Ночью тебе не мешают « микрострессы» трудового дня, а тишина помогает сосредоточиться. Корр.: А как много времени занимает у Вас написание миниатюры? А.Кудрявцев: По-разному. У меня всегда есть с собой «носитель чернил» и когда у меня в голове рождается какая-нибудь любопытная фраза, во время бритья или по дороге на работу, я непременно её записываю. Я могу писать одно предложение и две недели. Но в целом, я нахожусь в творческом процессе постоянно.Корр.: Язык-инструмент писателя. Вы пишете просто и ясно, но при этом весьма оригинально. Каким образом Вы обогащали вашу литературную речь и, какое интеллектуальное упражнение вы могли бы порекомендовать начинающему писателю?А.Кудрявцев: Как говорил Маяковский « Больше читай - больше пиши». Для меня очень важна работа с деталями. Нагромождение всегда плохо, кроме случаев, когда хочется испортить бумагу. Могу предложить следующий приём для фиксации внимания: в любой свободный момент обращайте внимание на детали, помимо которых взгляд скользит, зафиксируйте его на маленьком кусочке, который кажется незначительным. Подумайте, какие мысли и ассоциации вызывает у вас эта деталь, а потом восстановите картину на бумаге.
Корр.: Хемингуэй, уже упоминавшийся Вами в нашем разговоре, говорил, что большая литература берет начало из чувства несправедливости. А какие чувства необходимы Вам для написания произведения? А.Кудрявцев: Тексты как кристаллы. Появляются из перенасыщения. Для того, чтобы написать произведение, мой творческий резервуар должен буквально кипеть от переживаний и чувства нетерпимости. Только тогда смогут посыпаться эти самые «кристаллы».
Корр.: А в чем вы, как писатель, видите задачи своего искусства? В отражении событий или их причин?А.Кудрявцев: Отражение событий больше тяготеет к журналистике. А художественная литература все-таки должна влиять на чувства и эмоции человека. Мысли должны танцевать вокруг слова, заставляя читателя думать. Поэтому для меня главное, чтобы при чтении моих произведений, у людей что-то «аукалось» внутри. Если аукнулось, значит, моя цель достигнута.
Корр.: Александр, вы профессиональный журналист и публицист, что, безусловно, свидетельствует о Ваших обширных и разносторонних интересах. В конце нашего разговора хотелось узнать, какие именно направления в современном творчестве Вам любопытны помимо прозы?А.Кудрявцев: Мне не нравится постмодернизм. Я считаю, что это лазейка для бездарностей. Любой восьмиклассник может придумать подпись на пачке сигарет и выдать это за искусство. Или скопировать того же Хемингуэя или Шекспира, что-то добавить и это будет то же самое.Из художников мне нравится Магриб Рене. В музыке, я подобно Стивену Кингу, воодушевляюсь тяжелым металлом. Этакий мрак и жестокость. Если говорить о кино, то мне больше интересны блокбастеры. Авторское кино могут снять многие, и оно всегда будет спорно. А вот попробуйте-ка снять фильм для миллионов… Вот что действительно сложно! Я согласен, что сюжет таких фильмов не всегда бывает высокоинтеллектуальным, но мне здесь в первую очередь интересны новые инновации и сама технология процесса.
Приложение 3
Пример написания рецензии
«Вечное это…»
Я ношу джинсы, у меня пирсинг, и я жить не могу без интернета... Я поколение Next, со всеми вытекающими последствиями, мы все умеем делать быстро: быстро жить, учиться, работать, вот только любить мы быстро не умеем. Все также сжимаем руки от волненья, все также страдаем, не спим ночами, задыхаемся любя...
И Ахматова все также актуальна, все также правдива и по-настоящему мне дорога. Потому как она меня знает, знает, что чувствую я...
Читать Ахматову мне стало невыносимо тяжело, слишком глубоко в сердце проникает ее поэзия, слишком она родная, слишком много она обо мне знает, слишком я ее понимаю...
Вот так и живу, бегу, бегу, бегу, а в сердце все тоже, что и сто лет назад: волнение, любовь. И пока мы совсем эти понятия не позабыли, Ахматова будет жить. Правда?
Приложение 4
Пример написания сочинения
Для чего нужно изучать русский язык?
Для чего нужно изучать русский язык? Этот язык для нас родной, первый язык, которому нас обучили. Мы говорим на нем с детства, поэтому редко задумываемся, насколько он сложен и многогранен.
Русский язык нужно учить для того, чтобы понимать окружающих и чтобы они понимали нас. Взрослея, мы учимся читать и писать, общение больше не ограничивается разговорами. Мы можем писать письма, сочинения, рассказы. Таким образом, мы показываем свой внутренний мир, мысли и чувства, о которых иногда трудно говорить вслух.
Всю нашу жизнь мы не перестаем учить русский язык, постоянно узнаем что-то новое. Иногда это жаргонные или слэнговые словечки, иногда термины иностранного происхождения, но все они теперь часть живого русского языка, и чтобы понять окружающих, нам приходится эти слова знать. Мы вращаемся в разных кругах общества, иногда нам выгоднее говорить на правильном, литературном русском языке, иногда опускаться до жаргонов, всё для того, чтобы быть понятыми. Чем обширнее наш словарный запас, тем с большим количеством людей мы сможем беспрепятственно общаться. Представители различных профессий, разные слои населения, разные поколения, жители различных областей пользуются словами и выражениями малознакомыми или вовсе не знакомыми для других. То есть носители одного языка могут с трудом понимать друга, потому что они пользуются диалектами или какими-нибудь жаргонами. Но, в то же время, есть единая «база» слов, которую понимают все представители русской нации.
Многие считают, что русский язык переживает сейчас не самые лучшие времена, что его засоряют заимствованные из других языков слова. Но как же сейчас без них? Термины, связанные с компьютерами и большинством другой современной техники, заменить нечем. К примеру, начнем мы, стараясь заменять американизмы русскими словами, говорить вместо «браузер» «программное обеспечение для просмотра веб-сайтов» и заменим, в итоге, одно иностранное слово двумя, но зато с тремя русскими. Есть ли в этом смысл? Конечно, не стоит злоупотреблять заимствованными словами, если для этих вещей есть синонимы в русском языке, но это тоже не всегда. Например, кто сейчас назовет мэра городничим? Я думаю, никто. К тому же, многие недавно появившиеся в нашей речи слова отражают наше отношение к обозначаемым предметам. Например, зомбоящик. Сразу понятно, что говорящий негативно относится к привязанности современных людей к телевидению. Язык менялся всегда, упрощался, слова появлялись и исчезали. Так было, есть и будет. Мы ничего с этим не сможем поделать. Время меняется, язык меняется, ему необходимо подстраиваться под общество. Если в языке не будет происходить перемен, он прекратит развитие. Пытаться сохранить язык без изменений так же бессмысленно, как остановить развитие технологий. Нужно ли изучать современный русский язык? Мой ответ – да.