Коррекционно-развивающая направленность уроков физической культуры
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Лысюк Валентина Николаевна
МБОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа №5»
г.п ЛянторАннотация
В статье по-новому оцениваются возможности физической культуры при дефекте зрения. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и в профилактике ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма, так и повышению работоспособности мышц глаза. Практически доказана необходимость осуществления индивидуальной коррекционной помощи школьникам с нарушениями зрения на уроках физической культуры.
Введение
Здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом и косоглазием. Статистические данные состояния зрения школьников нашей школы тому доказательство: на 680 учащихся -168 имеют диагноз понижение зрения, из них 36 состоят на учете (миопия).
Очень большую роль в профилактике слабовидения и в приостановке его прогрессирования призваны сыграть средства физической культуры.
Анализ литературы и результаты исследования Э.С. Аветисова, Е.И Ливадо и Ю.И Курпан, особенно касающиеся механизма происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при дефекте зрения. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и в профилактике ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза [1,с.25]. Исследования И.И. Шмелькова, Р.Н. Азаряна, Л.Н. Ростомашвили, Б.В. Сермеева указывают на низкий уровень физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями зрения. Следовательно, для детей с нарушениями зрения каждый урок физической культуры должен иметь коррекционно-развивающую направленность неразрывно связанную с процессом обучения двигательным действиям и развитием двигательных способностей [3,с.86].
Успех овладения движениями детьми с нарушениями зрения во многом зависит от правильно организованной коррекционно-педагогической работы и индивидуализации в системе физического воспитания. Поэтому и возникла необходимость изучить особенности осуществления индивидуальной и коррекционной помощи детям с нарушениями зрения на уроках физкультуры в общеобразовательной школе.
Цель исследования: теоретически изучить и практически доказать необходимость осуществления индивидуальной коррекционной помощи школьникам с нарушениями зрения на уроках физкультуры.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования: изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования, изучить особенности физического развития детей с нарушением зрения, подобрать индивидуальные задания для учащихся с учетом состояния зрения на уроках физкультуры.
Для определения уровня развития двигательных способностей детей с нарушениями зрения мы адаптировали экспрес-тесты, предусмотренные комплексной программой по физической культуре под редакцией В.И.Ляха, такие как: подтягивание на низкой перекладине из положения лежа, наклон вперед из положения сидя, бег 30 м, 6-мин. бег, челночный бег, прыжок в длину с места (приземление в песок), челночный бег 3*10м. (с переносом фишек –предотвращение наклонов) [5,с.54].
Результаты первого этапа тестирования позволили нам сделать вывод, что 50 % школьников с нарушениями зрения имеют общий уровень двигательных способностей ниже среднего. На низком уровне такие способности как скорость, сила, координация.
Анализ программы по физическому воспитанию под редакцией В.И.Ляха для учащихся и учет рекомендации показаний и противопоказаний физических нагрузок при нарушениях зрения изложенных в учебнике Аветисова Э.С. «Занятия физической культурой при близорукости» опредилил пути осуществления индивидуальной коррекционной помощи детьмям с нарушениями зрения [4,с.34], [1, с.79].
В разделе «Лыжная подготовка» учащиеся с нарушениями зрения программный материал выполняли в полном обьеме с обязательной пульсометрией (пульс 100 - 140 уд/мин). Раздел «Спортивные игры» имеет незначительные ограничения в выполнении элементов волейбола и баскетбола, но огромный плюс в проведении профилактической и коррекционной работы, так как прослеживание глазами за мячом (мяч, чем ярче, тем эффективнее) способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости. Индивидуальная и корригирующая помощь заключалась в индивидуальном подборе дистанции при выполнении упражнений с мячом, при работе в парах с ребенком с нарушениями зрения работал более опытный ученик, а так же применении щадящего режима в осуществлении игровой деятельности (опека со стороны более опытного игрока в команде). Для предотвращения утомляемости игровая деятельность чередовалась с осуществление помощи в судействе или выполнение специальных упражнения для снятия напряжения с глаз и укрепления мышц глаза. В разделе «Легкая атлетика» так же имеются незначительные ограничения. Бег на длинные дистанции на время - заменяем бегом в медленном темпе на развитие выносливости; прыжки в длину с разбега - на прыжки в длину с места, но обязательно приземление на мягкую поверхность; при метании мяча в цель расстояние до мишени подбираем индивидуально к каждому ребенку в зависимости от остроты зрения. Самый сложный в прохождении программного материала для детей с нарушениями зрения раздел «Гимнастика с элементами акробатики», так как имеет огромное количество противопоказаний. Индивидуальная и коррекционная помощь осуществлялась в выполнение упражнений в щадящем режиме или замене на упражнения, развивающие двигательные качества, чередуя с упражнения для снятия усталости с глаз.
С целью профилактики появления и прогрессирования близорукости всем учащимся на каждом уроке при выполнении общеразвивающих упражнений, особенно связанных с движениями рук, предлагалось одновременно выполнять упражнения для цилиарной мышцы и наружных мышц глаза, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Учащимся с нарушениями зрения предлагалась тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза, проводимая по методу, называемому «метка на стекле». При выполнении упражнения «метка на стекле» учащийся в очках становится у окна на расстоянии 30 - 35 см от оконного стекла. На этом стекле, на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 - 5 мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, ученик намечал какой-либо предмет для фиксации, затем поочерёдно переводит взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение проводится в процессе урока самостоятельно. Первые несколько уроков продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 мин., последующие - 5 мин., а в остальные - 7 мин. Эти упражнения необходимы для того, чтобы функция аккомодационного аппарата не снижалась и адаптация к повышенной зрительной нагрузке проходила бы в более благоприятных условиях.
Подвижные игры также являлись хорошим средством регулирования физической нагрузки. Игры подбирались средней активности с непродолжительным быстрым бегом (10-15 м), передачей и ловлей мяча, бросками мяча в стену или мишень.
Индивидуальная и коррекционная помощь детям с нарушениями зрения с учетом выше изложенного осуществлялась на каждом уроке.
Анализ результатов повторного тестирования двигательных способностей показал, что все учащиеся эксперементальной группы имеют прирост в показателях двигательных способностей. 75% имеют общий уровень развития двигательных способностей средний и 25 % выше среднего. И такие способности как скорость , сила, координация с низкого уровня поднялись до ниже среднего и среднего.
Вывод
Прирост показателей двигательных способностей позволяет говорить об эфективности проведенной работы. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т. е. оказывать положительное влияние, на все ослабленные функции ребенка, развивая двигательные способности, учитывая его индивидуальные особенности. Особое внимание стоит уделить школьникам среднего звена, так как именно в этом возрасте глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и офтальмологическое заболевание может прогрессировать. Именно поэтому в урок обязательно следует включать специальные упражнения для охраны зрения, для улучшения кровообращения в тканях глаза, для улучшения работы аккомодационной мышцы, укрепления мышц и склеры глаз, для снятия утомления глаз.
Литература
Аветисов, Э.С. Занятия физической культурой при близорукости: учеб. пособие для вузов [Текст] / Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан. - Т. : Медицина, 1984. - 140 с.
Аветисов, Э.С. Метод тренировки цилиарной мышцы при ослабленной аккомодации [Текст] / К.А. Мац. - М. : Медицина, 1971. - 150 с.
Азарян, Р.Н. Педагогическое исследование влияния многолетних занятий физической культурой и спортом на развитие и воспитание слепых и слабовидящих школьников [Текст] / Р.Н. Азарян. - М.: наука, 1989. – 104с
Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов [Текст] / В.И.Лях. - М. : Просвещение, 2007. - 137 с.
Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст] / В.И.Лях. - М. : Просвещение, 1998. - 131 с.