Конспект урока по технологии Сгибание и складывание бумаги в технике оригами
Конспект урока по
технологии
Тема: «Сгибание и складывание бумаги»
Цель: изготовить «пароходик» в технике оригами
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с историей оригами
2. Научить выполнять «Пароходик» в технике оригами
3. Познакомить с правилами сгибания и складывания бумаги
Воспитательные:
4. Воспитывать аккуратность и бережливость
Развивающие:
5. Развивать мелкую моторику рук
6. Развивать память и внимание
Этапы: Содержание:
1.Орг. момент. Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, ребята. Выпрямите спины, расправьте плечи и потихонечку садитесь. Сегодня я проведу у вас урок технологии.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
(Дети ставят правую руку локтем на парту, а левой загибают пальцы). Учитель перечисляет все предметы и инструменты для работы на уроке, а дети загибают пальчики: ножницы, лист бумаги, учебник и рабочая тетрадь по технологии, карандаши (фломастеры).
(обеспечение материалами и инструментами тех, кто забыл)
- Все готовы, можно начинать?
2. Вводная беседа
5-7 мин. - Сегодня на уроке ребята, мы с вами попутешествуем.
- А куда мы отправимся, догадайтесь сами, по иллюстрациям на доске и по музыке этого народа.
(на доске: фотографии Японии; звучит японская музыка)
- Вы правы ребята, отправимся мы с вами в Японию, на родину одного замечательнейшего искусства.
- А называется это искусство – оригами.
- «Ори» обозначает сложенный, а «Ками» - бумага.
- Что же у нас получилось?
- Как переведём название этого искусства? (складывание бумаги)
- Верно ребята.
На доске: Оригами – искусство складывания и сгибания бумаги.
- ОРИГАМИ - сгибание, складывание бумаги. Как вид искусства он возник в Японии более тысячи лет тому назад, а позднее нашёл активное распространение в других странах. Это искусство привлекает как взрослых, так и детей, которые с удовольствием делают игрушки из бумаги. Это всевозможные хлопушки, лодочки, шапочки, кошельки, рыбки, птички, цветы.
Оригамисты, так называют людей, которые занимаются оригами, делают в этой технике самые разнообразные фигурки: по форме, цвету и даже размеру!
*Самый большой журавль был создан из квадрата со стороной 33 метра! (иллюстрация)
*Самый компактный журавлик.
Его крошечный размер потрясает: в ход пошел квадрат со стороной всего 1 миллиметр! При работе использовались иглы и микроскоп.
*Бумажный микро-самолетик: 9 на 7 миллиметров!
Есть и количественные рекорды, масштабность которых поражает. Оригамисты из Канады сложила три тысячи бумажных бабочек. В качестве материала применялась обычная макулатура.
*В память о атомной бомбардировки Хиросимы японскими-оригамистами было сложено 200 тысяч журавлей, на каждом из которых было нанесено имя автора и пожелание мира.
- Но мы сегодня с вами лишь познакомимся с этой техникой и кто знает, может быть и вы попадёте в историю, создав что-то необычное.
3. Выбор объекта изготовления (на доске: иллюстрация, на которой дети пускают кораблик)
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию.
- Что делают дети?
- А у нас на улицах уже есть ручейки?
- Я предлагаю вам сделать кораблик, чтобы запустить его, как только появятся первые ручейки.
4. Анализ образца - Ребята, посмотрите на мои кораблики. Чем они отличаются? (размером)
- Давайте посмотрим, из какой фигуры сделан мой кораблик? (квадрат)
- А как вы думаете, если я разверну другой (маленький) пароходик, какой по размерам квадрат будет в его основе? (маленький)
- Какой можем сделать вывод? (размер кораблика зависит от размера квадрата)
- Ребята, а каким должен быть материал, чтобы изготовить фигурку в технике оригами? Можем мы использовать картон? (нет, плохо сгибается)
- Итак, ребята, что же мы заметили в результате наших экспериментов? (фигурки оригами мы делаем из бумаги, картон нам не подойдёт, а размер кораблика зависит от размера листа бумаги)
- Молодцы ребята, совершенно верно!
5. Инструктаж по технике безопасности. - С каким опасным инструментом будем работать на сегодняшнем уроке?
- Давайте вспомним правила пользования ножницами:
- Как нужно правильно держать ножницы? (средним и большим пальцами, указательный, придерживает снизу)
- Как нужно передавать ножницы? (сомкнутыми лезвиями, кольцами вперёд)
- В каком виде храним ножницы на столе? (с сомкнутыми лезвиями)
6. Технологическая цепочка с объяснением этапов действий (+ совместное выполнение) - А теперь давайте приступим к изготовлению фигурки в технике оригами, но прежде обговорим правила работы: по сигналу колокольчика глазки поднимаем на меня, когда я объясняю (показываю) ни кто не работает.
- Итак, приступим:
1. Для выполнения кораблика нам понадобиться квадрат, для этого выгибаем лист на уголок, обратите внимание на то, что бумагу мы складываем на столе, сгиб проглаживаем от центра к сторонам, а затем отрезаем остаток.
2. Затем снова складываем лист пополам (так, чтобы уголки совпали), разворачиваем.
3. Внимательно посмотрите на лист и найдите точку, в которой встречаются линии сгиба – это центр листа. Уголки квадрата сгибаем к намеченному центру.
4. Затем заготовку переворачиваем и повторяем операцию, выполните эту операцию самостоятельно.
5. Снова переворачиваем и повторяем операцию, выполните самостоятельно.
6. Переворачиваем и два противоположных кармана расправляем, из них получатся трубы.
7. Складываем фигурку пополам, при этом растягиваем углы в стороны.
8. Расправляем получившийся пароход.
- А сейчас ребята, я расскажу вам сказку:
1. Жил-был один человек. Была у него земля (квадрат)
2. Решил он продать землю и на вырученные деньги отправиться в путешествие. Он продал часть земли (квадрат складывается по диагонали), но денег ему не хватило.
3. Тогда он решил продать другую часть земли (квадрат разворачивается и складывается ещё раз пополам по другой диагонали).
4. Но денег ему всё равно показалось мало. Тогда он решил продать побольше (квадрат разворачивается и каждый угол складывается к центру листа) …
5. …и ещё больше (сложенный квадрат переворачивается и складывается ещё раз так же)…
6. …а потом продал и всю остальную землю (квадрат опять переворачивается и складывается третий раз)
7. На эти деньги он решил отправиться в путешествие захотел на мир посмотреть (квадрат переворачивается)
8. Путешествовать он собрался на пароходе (квадрат разворачивается в пароход)
9. Много где побывал, в путешествии купил он себе красивую шляпу, (пароход берут двумя руками, на корму и нос парохода надавливают указательными пальцами и складывают их внутрь, прижимают большими пальцами)…
10. … и крепкие надёжные сапоги, (изделие складывается пополам справа налево)
11. Так наш путешественник объехал весь мир, много чего повидал, но особенно ему понравилось в Японии, где он познакомился с удивительным искусством оригами.
7. План действий - Итак, ребята, вы все сделали пароходики, просмотрели сказку о путешественнике. Давайте мы теперь с вами попробуем в нужном порядке расположить эти операции.
(на доске листы со схемой этапов выполнения «пароходика»)
8. Итог урока. Анализ результатов. - Ребята, как вы думаете, по каким критериям (признакам) оценивается работа, выполненная в технике оригами? (красота сгибов, правильность выполнения этапов, аккуратность)
- Верно, оцените каждый для себя свою работу.
- Итак, давайте подведём итог нашего урока.
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке? (техника оригами)
- Чему мы сегодня учились? (выполнять фигурки в технике оригами, складывать и сгибать бумагу)
- Какие правила сгибания и складывания бумаги усвоили? (бумагу складываем на столе, линии сгиба разглаживаем от середины в стороны)
9. Оформление фигурки выполненой в технике оригами. - Ребята, оформите пожалуйста свои фигурки карандашами или фломастерами.
10. Рефлексия - Ребята, понравился вам урок?
- Что новое узнали на уроке?
- Если вам понравился урок, возьмите в руки красный парус, если не понравился – синий парус.
- Свистать всех на верх!
- Поднять паруса!
- Молодцы ребята, спасибо за работу.
11. Резерв - Но чтобы освоить технику оригами, нужно знать некоторые обозначения и научиться выполнять основные приёмы складывания.
- Возьмите учебник и откройте его на стр. 5 и 2 (запись на доске)
- Найдите красную рамочку и покажите мне её пальчиком.
- Хорошо, вижу, что все нашли.
- Рассмотрите условные обозначения.
- Такие обозначения используются в книгах по оригами.
(демонстрация книг по оригами)
- Зная их, вы сможете понимать все схемы.
Оформление доски: