Урок русского языка. Тема: Когда согласным можно доверять?

Урок русского языка

Тема: Когда согласным можно доверять?
Дидактические цели: Провести наблюдение за парными и непарными по глухости – звонкости согласными; учиться разграничивать орфограммы и «неорфограммы»; обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение, т. е. предвидеть, прогнозировать орфограммы.
Планируемые результаты:
Личностные:
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности. Зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка. Осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка.
Регулятивные:
Ставить и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга
Предметные:
Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Решать орфографические задачи, применять при письме известные правила, обобщать их, проверять написанное и вносить коррективы.
Оргмомент.
Эмоциональный настрой. Определение темы и задач урока. Учёный. Слайд 3.
Прозвенел звонок, позвал нас на урок.  Учёный к нам придёт, В мир знаний поведет. 
 Грамоте учится – всегда пригодиться.
Объясните, как вы понимаете пословицу.

- Тема предыдущего урока?
- Работа в парах – рассказ по плану. Слайд 4.
План:
Каким согласным нельзя доверять?
Когда?
Почему?
Вывод: почему это важно знать? ( Чтобы находить орфограммы).
Применим свои знания.
Словарная работа: из словарика выбрать сначала слова с орфограммами парных по глухости – звонкости согласных; затем - остальные. Запись с комментированием.
Как будем действовать, чтобы предупредить ошибки? (проговаривать по слогам).

Мороз, капуста, завтрак, арбуз, деревня, апельсин.

- Что объединяет эти слова?
( названия предметов по работе; орфограммы гласных и согласных по правописанию).

- В словах с орфограммами согласных сравните звуки и буквы: совпадают - +, не совпадают - --
Слайд 5.
Какие слова более ошибкоопасны? Почему?
Вывод: Цель выделения этих слов? Цель этой работы?
Наблюдения: ученые знаки – девочки. Инсценировка.
Наши старые знакомые зададут вам непростые вопросы. Сможете ли вы на них ответить?

а). 1 ученый - Даша.
- Помните мальчика Витю из страны невыученных уроков? Он попробовал написать еще одно слово – хлеб. Но тоже поесть не удалось. Тогда он написал слово суп. И опять неудача.
- Почему? Где он мог сделать ошибки?

б). Запишем слова значками звуков. Слайд 6 -7.
[х л' э п] хлеб [п] -- б
[суп] суп п
- Сравните звуковые записи. Что общее? [п].
- Запишем буквами
Вывод: Почему Витя не смог правильно записать эти слова?
(Есть выбор букв, т.е. орфограмма).

в). 2 ученый - Лиза.
- А вот если бы Витя догадался написать слово сыр, то получил бы его. Почему?

г) Запишем слово значками звуков. Слайд 8.
[с ы р] сыр

Наблюдение: Почему Витя не смог бы допустить ошибку? Есть ли выбор букв? Почему?
Вывод: К какой группе согласных относится звук [р] ?
5). Мальчик – иностранец. Почему их называют непарными? Слайд 9.
Назовите буквы непарных звонких и непарных глухих согласных звуков.
6). В словах из словарика найдите слово, в котором Витя не смог бы допустить ошибку при письме букв согласных. Почему?
апельсин
Вывод: Почему Витя не ошибся бы в этих словах? (Нет выбора букв, нет орфограммы).
Ответим на вопрос: каким согласным можно доверять? Почему?

Работа над правилом стр. 51.
- Прочитайте правило.
- Правильный ли мы сделали вывод?
- Каким согласным можно доверять? Можно ли эти слова заменить другими?
- А каким согласным нельзя доверять?

6. Закрепление. Упр.114.
- Послушайте мое задание.
-Помогите Вите разобраться со словами. На какие группы их можно разделить?
Нет орфограмм. Есть орфограммы.

- Как будем действовать? Алгоритм. Слайд 10.
1. Проговорить слово.
2. Парный согласный на конце слов – орфограмма.
3. Непарный согласный – нет орфограммы.

- Проверка: прочитать по столбикам. Обмен тетрадями. Слайд 11.
Игра «День – ночь». Дети закрывают глаза, учитель читает слова в столбиках.
- Послушайте последние звуки.
- Можно ошибиться при письме под диктовку? Почему?

7. Обобщение. Мини-тест. Слайд 12.
1. Орфограммой называется
1) ошибка в слове;
2) место в слове, где есть выбор букв.
2. Выбери верное высказывание:
1) буквам непарных согласных по звонкости-глухости при письме можно доверять;
2) буквы непарных согласных по звонкости-глухости - это орфограмма.
3. Выбери верное утверждение:
1) парные согласные по глухости-звонкости в любом месте – это орфограмма.
2) парные согласные по глухости звонкости на конце слова и перед согласными – орфограмма.
4.Укажи слово, в котором есть орфограмма: буква парного согласного по звонкости – глухости
1) глазной 2) глаза 3) глазки
5. Укажи слово, в котором нет орфограммы: буква парного согласного по звонкости – глухости
1) фарш 2) петух 3) чашка

8. Рефлексия: Слайд 13. Теперь я знаю. Мне было .
9. Итог урока.

15