Конспект урока Изучение механического движения с использованием графиков
Интегрированный урок математика + физика по теме:
"Изучение механического движения с использованием графиков"
Цели
1. Показать тесную связь между предметами математики и физики.
2. Научить формулировать четкие ответы при чтении графиков
3. Способствовать воспитанию взаимовыручки в классе.
Оборудование : компьютер, раздаточный материал, карандаши, линейки.
План урока
Повторение линейной функции и прямой пропорциональности;
Повторение темы «Механическое движение»;
Чтение графиков функций;
Решение задач по графику
Заключение.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель М: Здравствуйте дети! Ведь не даром еще великий ученый Николай Иванович Лобочевский говорил: “Математика – это язык на котором говорят все точные науки.”
Учитель Ф: А мне хочется продолжить словами другого великого учёного “Математик может физику не знать, но физик математику знать обязан.” У нас сегодня будет необычный урок. Как вы уже наверно поняли: урок физики и математики. Тема нашего урока «Изучение механического движения с использованием графиков». Цель урока: научиться использовать линейные функции при описании механического движения. Урок пройдет по следующим этапам: (Смотри слайд)
Учитель М: Давайте вместе с вами рассмотрим тесную связь этих двух наук. Каждый ученик прежде чем приступить к решению задач должен обладать определенными знаниями. Я предлагаю ответить на следующие вопросы:
Этап 1. Повторение линейной функции.
1.Дайте определение функции.
2. Каким уравнением задается линейная функция?
3. Какую функцию называют прямой пропорциональностью?
4. Что является графиком линейной функции?
Учащимся по вариантам предлагается построить графическую зависимость двух переменных.
Вариант 1 вариант №2
X
1
2
3
Y
3
6
9
X
1
2
3
4
Y
2
4
6
8
Проверка правильности заданий осуществляется в виде взаимоконтроля.
Учитель математики:
а) Всегда ли при построении графических зависимостей выбираются переменные x и y?
б) Предлагаем вам построить графики зависимости s от t.
t,
1
2
3
S,
4
·
8
12
После построения замечаем, что если ввести единицы измерения, то получится зависимость пути от времени, а это возможность описания механического движения.
Этап 2. Повторение теоретического материала по теме “ Механическое движение.”
Учитель физики: ( проводится фронтальный опрос)
1)Что такое механическое движение? Приведите примеры.
2)назовите виды механических движений. Приведите примеры.
3)Назовите характеристики механического движения?
Запишите формулы, позволяющие рассчитать характеристики механического движения.
S=v*t, V=S/t, t=S/v . Все эти три формулы можно внести в один треугольник в виде
Используя эти формулы предлагаем Вам выполнить решение задачи
задача: Листья, поднятые ветром, за 5 мин., двигаясь равномерно, переместились на расстояние 7500 м. Какова скорость урагана? (ученик в конце доски решает задачу).
Этап 3. Чтение графиков функций
(На экране компьютера выводятся поочередно графики, описывающие механическое движение. Ребятам предлагается проанализировать каждый график.)
Учитель математики:
Графиком какой функции является данная прямая?
График №1
1 Какое движение здесь описано?
2. Чему равна скорость в момент времени 3с?
График №2
Учитель. М
Графиком какой функции является данная прямая?
Учитель. Ф
1.Чему равна скорость в любой момент времени?
2. Какое это движение?
График №3
Учитель. М
Графиком какой функции является данная прямая?
Учитель Ф
1. Найдите скорость тела в начале движения.
2. Чему равна скорость в конце пути?
3. Какой это вид движения?
Учитель физики: А теперь в тетрадях порешаем задачи по графику.
1.
6. Заключение. Итак, мы научились использовать линейные функции при описании механического движения
Домашнее задание:
1. Предлагаем составить задачи на механическое движение с использованием таблиц, составленных по графикам на уроке.
Рисунок 21Рисунок 9