Урок биологии Фитолаборатория в классе

Фитолаборатория в классе.
Класс 7
Тема: Лекарственные растения села Ушакова и его окресностей.
Цели урока: - углубить и расширить знания о роли лекарственных
растений;
- формировать бережное отношение и любовь к природе;
- учить рациональному использованию природных
ресурсов;
- профориентация.
Задачи: - знакомство с растениями, обладающими целебными свойствами;
- ознакомление с правилами их сбора и хранения.
Форма проведения: урок – исследовательская конференция.
Оформление класса: - стенд «Лекарственные растения»;
- гербарий лекарственных растений;
- открытки, фотографии;
- выставка лекарств получаемых из целебных растений;
- таблица-календарь сбора трав;
- раскладной альбом «Лекарственные растения»
нашего села.
Место урока в теме: урок проводится в разрезе темы «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, при изучении семейств.








Ход работы.
Введение.
Сообщение учителем темы и целей урока.
Учитель: среди обычных растений, растущих в наших местах: лесах, полях, лугах, обочинах дорог много лекарственных. В этой природной аптеке легко найдутся средства от простуды, кашля, от болезней почек и сердца, и от многих других недугов. Если посмотреть вокруг себя взглядом врача, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств.
Основная часть.
Учитель: сегодня мы познакомимся с самыми распространеными лекарственными растениями, узнаем, какими целебными свойствами они обладают, где они растут, как правильно их собирать и хранить. (Детям раздаются карточки-задания «Заполни пробелы», по которым проводится беседа).
Исследование 1. «Аптека рядом с нами».
1. Наступил август – последний летний месяц. Заметно дыхание осени. Отцветают ромашки (укажите семейство). Но буйным цветом расцветают крестоцветные растения (назовите их). Ветер безжалостно срывает желтые листья березы (охарактеризуйте ее лист). В саду горит костер (назовите растение семейства розоцветных).
2. «Что лежит в шкатулке?» (дети по устному описанию должны назвать часть растений которое лежит и ней.)
- здесь лежит растение семейства Пасленовых. Завезено в Россию Петром I. Плод – ягода, ядовита. Съедобны подземные, видоизмененные побеги – клубни. (Картофель)
- в народной медицине его считают элексиром жизни. Соцветие – корзинка желтого цвета. Листья собраны в прикорневую розетку, при созревании плодов образуются пушистые зонтики – парашютики, которые при легком дуновении ветра разносят его семена на большие расстояния. (Одуванчик)
- это растение Красной книги, семейства Лилейных. Плод – ягода красного цвета, - ядовита. Растение тенелюбиво. Цветет ранней весной, на опушке леса, однобокой белой кистью. (Ландыш)
- На пустырях и по дорогам
с соцветьем беленьким – сорняк.
Но изучите его свойства,
быть может, взгляните не так:
кровотеченье остановит,
в Китае - он салат к столу.
Сорняк живуч, семян так много
в плодах, похожих на суму. (Пастушья сумка)
- Что за цветик – невеличка
там белеет, как снежок?
Эта прелесть __________ (вставьте название растения)
Скромный беленький цветок. (Земляничка)
( По ходу работы учащиеся находят эти растения на стенде, альбоме, гербариях).
Исследование 2. «Помоги себе сам».
Учитель предлагает ребятам жизненные ситуации, в которых они должны проявить знания о целебных свойствах растений и условно применить их на практике.
- вы пришли в гости к товарищу, а он болен: у него начинается кашель, болит горло, слегка повышена температура. Какое народное средство вы ему посоветуете? (Ребята высказывают свои предложения)
- ты был в лесу, гулял, натер ногу, идти дальше не можешь. Еле-еле доковылял до полянки и повалился на траву. Как облегчить боль и жжение? Оглянись вокруг – ты сидишь на лекарствах. На каких? (Ребята называют растения, которые можно использовать в данной ситуации)
- завтра у вас итоговая контрольная работа по математике, вы очень волнуетесь. Как снять это волнение без лекарств? (Дети предлагают свои рецепты)
Слово специалисту-медику ФАП Сергеевой Н.Ф. Она обобщает все сказанное учащимися и сообщает дополнительную информацию:
Как средство от простуды, кашля, для примочек, полосканий, промывания ран употребляют цветы ромашки. Сухие корзинки ромашки заваривают кипятком, настаивают 15 минут и пьют этот чай с сахаром или медом, чтобы крепко и спокойно спать.
Если в походе вы натрете или пораните ногу, оберните больное место листом подорожника. Вы почувствуете, что боль постепенно проходит. Листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых, нарывах. Сок его – хорошее ранозаживляющее средство.
Успокаивающее действие на нервную систему оказывают настои и отвары пустырника, мелисы, душицы. Их можно сделать в домашних условиях, заварив одну ч.л. травы на стакан кипятка. Траву можно приобрести в аптеке. На каждой упаковке предлагается приготовление лечебного снадобья.
Исследование 3. «Азбука травника».
На столе в стеклянных сосудах находятся отвары трав (сосуды пронумерованы). Учащимся предлагается определить по вкусу, на основе какого растения приготовлен данный чай. Когда и для чего его можно применять (В сосудах отвары шиповника малины, мяты, липы, смородины, иван-чая, мелисы, земляники).
Слово знатоку местной лекарственной флоры Шестаковой Е.П. Она дает оценку результатов дегустации ребятами чаев и сообщает дополнительную информацию:
Мало знать лекарственные растения. Важно знать, какие его органы целебны, когда их заготавливают, как сушат и хранят. (Дети записывают информацию в тетрадь)
Листья и стебли в наибольшем количестве накапливают целебные вещества во время цветения;
Цветки – в начале цветения;
Плоды в период полного созревания;
Корни и корневища - поздней осенью.
Вниманию детей предлагается таблица «Календарь сбора лекарственных растений». Идет комментарий по ней.
Учащимся сообщаются общие правила сбора растений, правила сушки и хранения .
Учитель. Ребята, вы познакомились с некоторыми лекарственными растениями, узнали при каких заболеваниях используют, как заготавливают. Никогда не забывайте, что в природе все взаимосвязано, каждый вид растений живет в определенных условиях и, собирая лекарственные растения нельзя нарушать их. Помните, при заготовке можно брать только часть растений, чтобы их запасы не истощились. Массовая заготовка лекарственных растений, особенно неправильная, приводит к резкому сокращению их численности. Нельзя выдергивать растения, надо срезать их ножом или ножницами. Плоды и семена собирать выборочно, по мере их созревания. Корни выкапывают, осторожно вытряхивают землю, промывают и сушат без доступа солнца. Нельзя собирать растения вблизи дорог – в них скапливается огромное количество тяжелых металлов, вызывающих тяжелые отравления, подчас смертельные.
Ребята, вы можете помочь стране сохранить ценные лекарственные растения: ландыш, подснежники, калину. Эти растения варварски истребляются. В ваших силах вести разъяснительную работу среди населения, о непоправимом вреде, наносимом природе, при неправильном использовании ее богатств.
Исследование 4. «Ядовитые растения – лекарства»
Учащийся. В растениях: белена, дурман содержаться вещества -
алкалоиды, в ландыше – гликозиды. В больших дозах эти вещества – яды, а в малых они используются при лечении болезней сердца, нервной системы, при желудочно-кишечных заболеваниях. Но даже, если речь идет о не ядовитом растении, нужно помнить, что яд в малых дозах может быть лекарством, а лекарства в больших дозах – ядом.
Слово специалисту – фармацевту Южалина Н.П. Она демонстрирует лекарства, изготовленные на основе ядовитых трав и рассказывает, об их фармакологическом действии, предупреждая, что их следует использовать только по назначению врача.
Заключение.
Учитель. Сегодня мы узнали много нового о медицинском значении растений, растущих в нашей местности. Рассказ можно было бы продолжить и поговорить о растениях, вырабатывающих вещества – фитонциды, которые убивают микробы и вирусы. Можно вспомнить и об «аптеке на окне» (алое, каланхоэ, олеандр, герань, бегонию и др.). Этот перечень могут пополнить растения – «копилки витаминов» (шиповник, рябина, крапива, морковь, ячмень, кукуруза, тыква, смородина, капуста и др.). Но о них мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание.
- 2 учащимся подготовить сообщения по следующим рубрикам: «витаминные растения», «аптека на окне»;
- Заполнить таблицу «Лекарственные растения»:

Названия растения
Какая часть используется
Для каких целей используется

1




2




- Заполнить таблицу «Ядовитые растения»:

Название растения
Как человек использует растение?
Какие части растения ядовиты
По каким признакам легко узнать это растение?

1
Ландыш майский




2
Вороний глаз




3
Волчье лыко




4
Дурман вонючий




5
Белена черная




6
Жимолость лесная




Если вам известны другие ядовитые растения, внесите их в таблицу.
Учитель благодарит всех присутствующих за участие в практической конференции.

Литература.
Губанов И.А., Киселев К.В., Новиков В.С.. Дикорастущие полезные растения. М. Издательство МГУ 1993 год.
Лесная энциклопедия в двух томах под редакцией Воробьев Г.И. М. Советская энциклопедия 1985 год том первый.
Журнал «Биология в школе» №3 1994 год стр.40
№5 1991 год стр.28
№1 1996 год стр.39


15