Лабораторная работа Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела


Тема: Лабораторная работа «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»
Цель: измерить удельную теплоёмкость металлического цилиндра и сравнить её с табличным значением.
Приборы и материалы: стакан с водой, калориметр, сосуд с горячей водой, металлический цилиндр на нити.
Задача: продолжить развитие умений, применять теоретические знания на практике.
Самоорганизованная компетенция: планировать эксперимент, правильно собирать установку, пользоваться измерительными приборами, кратко составить отчёт о проделанной работе.
Коммукативная компетенция: работа в малых группах.
Мотивация: На прошлой л.р. мы рассчитали количество теплоты необходимая при нагревании и отданное при охлаждении горячей водой. Выяснили, что же происходит между телами разной температуры.
Теплообмен-это основное понятие в термодинамике. Решая задачи мы обращались к таблице удельной теплоёмкости. А как были получены эти табличные данные, как их можно получить? Сегодня это мы и узнаем на л.р.
Активизация знаний.
У-ль: При проведении л.р. получилось, что отданная горячей водой энергия больше энергии, полученной холодной водой.
Чем это объяснить?
Уч-к: Часть энергии передаётся окружающему воздуху, а часть энергии сосуду в котором смешивали воду.
У-ль: Равенство отданной и полученной энергии будет тем точнее, чем меньше потерь допускается в опыте. Если подсчитать и учесть эти потери, то равенство будет точным.
Последовательность работы.
Взвешивают внутренний сосуд калориметра. Наливают в него воды немного меньше половины и вновь взвешивают.
Измеряют t˚ воды.
Вода кипит на столе у учителя. Цилиндр с разными нитками помещают в воду 100˚.
Быстро переносят в сосуд с холодной водой.
t˚ общая,- когда температура перестаёт повышаться. Цилиндр полностью помещён в воду.
Взвешивают цилиндр, предварительно промокнув его салфеткой.
Производят расчёт.
Рефлексия: а сейчас каждый выскажет своё отношение к уроку.
Было ли трудно на уроке?
Понравилась ли вам исследовательская работа?
Было ли интересно на уроке?
Вывод: мы познакомились с тем, в чём суть исследовательской работы. Как опредеяют удельную теплоёмкость, которой мы пользуемся в таблицах.
c, m, (Q-t˚1) + c2 m2 (Q-t˚1) = cm (t˚2-Q)
C= c,m, Q-t˚1+ c2m2 (Q-t˚1)m(t˚2-Q)