Урок повторения алгебры в 9 классе по теме Арифметическая прогрессия


Урок повторения алгебры в 9 классе
Учитель: Шитова О.И.
Тема урока: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии».
Цель урока: обобщить и систематизировать теоретические знания тем: «Числовая последовательность», «Арифметическая прогрессия», «Формула n-го члена арифметической прогрессии».
Задачи: 1) Образовательная:
•совершенствовать навыки нахождения формулы n-го члена арифметической прогрессии и применение ее для нахождения первого члена, разности прогрессии и др;
2) Воспитательная:
•воспитание чувства коллективизма, личной ответственности;
3) Развивающая:
•развитие памяти, любознательности, активности.
Оборудование: демонстрационный и раздаточный материал.
Тип урока: повторно-обобщающий.
Методы: частично-поисковый, проблемный, словесно-наглядный, практический.
Ход урока
I. Оргмомент. Настрой.Здравствуйте. Сегодня у нас с вами урок повторения и обобщения по теме: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии».
Эмоциональный настрой на совместную работу:
ХОЧУ: я хочу пожелать вам, ребята, увеличить объем своих знаний. хочу пожелать вам «Ни пуха, ни пера!».
МОГУ: сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
УМЕЮ: мы умеем применять с вами рациональные способы для решения задач.
ДЕЛАЮ: делаем каждый себе установку «Понять и быть тем первым, который увидит ход решения», а вместе с вами сегодня мы движемся только вперед, так как слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка обозначает движение вперед.
Открыли тетради, записали число и тему.
Тема урока: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии».
Сегодня у нас с вами урок повторения-закрепления (обобщения). Давайте определим цель работы на уроке.
Цели нашей работы на уроке:
Умение применять формулы …
Умение грамотно говорить …
Умение обобщать, систематизировать …
Умение логически мыслить …
Умение пересказывать …
Умение молчать …
Ребята! Вспомним теоретический материал по изученной теме.
I.Фронтальная работа:
Дать определение арифметической прогрессии
Арифметической прогрессией называется последовательность { аn } каждый член которой, начиная со второго, получается прибавлением к предыдущему одного и того же числа или каждый член которого, начиная со второго равен предыдущему, сложенного с одним и тем же числом.
an + 1 = an + d
Сформулировать формулу n-го члена арифметической прогрессии
an = a1 + d (n – 1)
3) Дать определение разности d арифметической прогрессии.
Разность последующего и предыдущего членов арифметической прогрессии называется разностью d арифметической прогрессии.
d = an+1 - an
II.Устная работа
1) Является ли заданная последовательность арифметической прогрессией?
3; 6; 9; 12; …
-1; +1, -1; …
0; 13; 1; 14; …
xn = 3n – 2
an = 25 + n2
-3; -1; 1; 3.
2) а) Выразите через а1 и d: а8, а33, а100
б) Найдите а5, если а1 = 4; d = 7
Пока выполняется устная работа с классом, несколько учащихся работают по карточкам индивидуально за партой.
Карточка 1 на «3»
Найдите 16-ый член арифметической прогрессии - 5; - 2,5; 0;…
Карточка 2 на «3»
Найдите 23-ый член арифметической прогрессии 1, 4, 7, …
Карточка 3 на «4»
Является ли число 19 членом арифметической прогрессии, где ?
Карточка 4 на «4»
Найдите разность арифметической прогрессии , в которой .
Карточка 5 на «5»
При каких n члены арифметической прогрессии 15, 13, 11, отрицательны?
Карточка 6 на «5»
В арифметической прогрессии . При каких n выполняется неравенство an< 2 ?III. Дидактическая игра-тест «Получи пятерку».

Вы любите получать пятёрки. Сейчас вам представится возможность мгновенно получить «5». Для этого надо заполнить тест-таблицу, вписывая в каждую клетку знак «+» или « - ». Будьте внимательны! Я буду читать утверждения. Если вы согласны, то пишите «+», если не согласны «-».
1а - последовательность, у которой конечное число членов, называется конечной
1в - последовательность, у которой бесконечное число членов, называется бесконечной
1с - арифметическая прогрессия - это последовательность
1д - у возрастающей последовательности второй член меньше первого
2а - в арифметической прогрессии каждый член, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом
2 в - последовательность нельзя задать описанием
2 с - последовательность не бывает убывающей
2д - никакая последовательность не может быть задана рекуррентной формулой
3а - n-й член арифметической прогрессии задается с помощью формулы
3в - чтобы найти разность арифметической прогрессии надо от любого её члена отнять предыдущийЗс - чтобы найти n-й член арифметической прогрессии, достаточно знать её первый член и разность
3д - последовательность натуральных чисел расположенных в порядке возрастания, не является арифметической прогрессией
4а - чтобы найти n-й член арифметической прогрессии, надо из пятого члена вычесть первый
4б - формула n-й члена арифметической прогрессии аn= а1 +dn4с - формула n-й члена арифметической прогрессии аn= а1 + d (n-1)
4д - чтобы найти n-й член арифметической прогрессии, надо знать её любые два члена
5а - последовательность нечётных положительных чисел, расположенных в порядке возрастания, является арифметической прогрессией5в - у возрастающей последовательности каждый следующий:член больше предыдущего
5с - у убывающей последовательности каждый следующий 1 член меньше предыдущего
5д - разность арифметической прогрессии обозначается аnа в с д1 2 3 4 5 Правильный ответ:
а в с д1 + + + -
2 + - - -
3 + + + -
4 - - + -
5 + + + -

- Пока я выясняю, кто получил пятерку, вы будете работать индивидуально на местах, получив дифференцированную карточку-задание.

«5»
Дано:
Число 156 является членом арифметической прогрессии 2;9; …
Найти: n
«4»
Дано:
4; 7; 10 …- арифметическая прогрессия
Найти: а45
«3»
Дано:
а1 =5
d = 3
Найти: а6
IV.Решение задач на нахождение суммы п членов арифметической прогрессии. Сб. ОГЭ № 1344 Ответ: 275.
Рефлексия
Ребята, я вам сейчас раздам тесты, заполнив их, вы сможете проанализировать нашу совместную и индивидуальную работу.
ТЕСТ
1.Результатом своей личной работы считаю, что я
А) Разобрался в теории
В) Научился решать задачи
С) Повторил весь ранее изученный материал
2.Что вам не хватило на уроке при решении данных заданий?
А) Знаний
В) Времени
С) Желания
Д) Решал нормально
3.Кто оказал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А) Одноклассники
В) Учитель
С) Учебник
Д) Никто
VII. Подведение итогов
VIII. Д/з: Сб. ОГЭ
I группа № 1280, 1335 II группа № 1319,1327________________________________________________________________________________
ТЕСТ
1.Результатом своей личной работы считаю, что я
А) Разобрался в теории
В) Научился решать задачи
С) Повторил весь ранее изученный материал
2.Что вам не хватило на уроке при решении данных заданий?
А) Знаний
В) Времени
С) Желания
Д) Решал нормально
3.Кто оказал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А) Одноклассники
В) Учитель
С) Учебник
Д) Никто
________________________________________________________________________________
ТЕСТ
1.Результатом своей личной работы считаю, что я
А) Разобрался в теории
В) Научился решать задачи
С) Повторил весь ранее изученный материал
2.Что вам не хватило на уроке при решении данных заданий?
А) Знаний
В) Времени
С) Желания
Д) Решал нормально
3.Кто оказал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А) Одноклассники
В) Учитель
С) Учебник
Д) Никто
________________________________________________________________________________
ТЕСТ
1.Результатом своей личной работы считаю, что я
А) Разобрался в теории
В) Научился решать задачи
С) Повторил весь ранее изученный материал
2.Что вам не хватило на уроке при решении данных заданий?
А) Знаний
В) Времени
С) Желания
Д) Решал нормально
3.Кто оказал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А) Одноклассники
В) Учитель
С) Учебник
Д) Никто
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Повтори
Определение арифметической прогрессии
Арифметической прогрессией называется последовательность { аn } каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему, сложенного с одним и тем же числом.
an + 1 = an + d
Формула n-го члена арифметической прогрессии
an = a1 + d (n – 1)
Определение разности d арифметической прогрессии.
Разность последующего и предыдущего членов арифметической прогрессии называется разностью d арифметической прогрессии.
d = an+1 - an
________________________________________________________________________________
Повтори
1.Определение арифметической прогрессии
Арифметической прогрессией называется последовательность { аn } каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему, сложенного с одним и тем же числом.
an + 1 = an + d
2.Формула n-го члена арифметической прогрессии
an = a1 + d (n – 1)
3.Определение разности d арифметической прогрессии.
Разность последующего и предыдущего членов арифметической прогрессии называется разностью d арифметической прогрессии.
d = an+1 - an
________________________________________________________________________________
Повтори
1.Определение арифметической прогрессии
Арифметической прогрессией называется последовательность { аn } каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему, сложенного с одним и тем же числом.
an + 1 = an + d
2.Формула n-го члена арифметической прогрессии
an = a1 + d (n – 1)
3.Определение разности d арифметической прогрессии.
Разность последующего и предыдущего членов арифметической прогрессии называется разностью d арифметической прогрессии.
d = an+1 - an
________________________________________________________________________________
а в с д1 2 3 4 5 а в с д1 2 3 4 5 а в с д1 2 3 4 5 «5»
Дано:
Число 156 является членом арифметической прогрессии 2;9;…
Найти: пНайти :пНайти: n
«4»
Дано:
4; 7; 10 …- арифметическая прогрессия
Найти: а45
«3»
Дано:
а1 =5
d = 3
Найти: а6
«5»
Дано:
Число 156 является членом арифметической прогрессии
2;9; …
Найти: n
«4»
Дано:
4; 7; 10 …- арифметическая прогрессия
Найти: а45
«3»
Дано:
а1 =5
d = 3
Найти: а6