Урок конспект Изобразительность музыки
Обобщающий урок музыки в 1-м классе по теме: "Изобразительность музыки"
Цель. Закрепление первоначальных знаний о средствах музыкальной выразительности и изобразительности.
Задача. Используя знания о средствах музыкальной выразительности и изобразительности, узнать героев “зоологической фантазии”.
Ход урока
Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц, шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн Все эти звуки природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представить.
- Каким образом музыка изображает звуки природы?
Действительно, один из самых излюбленных приемов изобразительности в музыке - подражание голосам птиц и животных. Другой прием существует для изображения не звуков природы, а движений птиц и зверей. Помните, мягкая поступь лисы, неуклюжие движения молодого бегемотика?
Дар изображать в музыке движения животных и птиц, явления природы дается не каждому композитору.
Камиль Сен-Санс, французский композитор, пианист, дирижер, с раннего детства любил вслушиваться во все шумы, звуки природы. Такие наблюдения помогли создать остроумный и изобразительный “Карнавал животных”.
Сейчас предлагаю послушать несколько миниатюр и постараться узнать, кто изображен в музыке. А потом в своем рисунке передать настроение и характер изображенных героев.
Основными изобразительными средствами стали тембры инструментов, ритм и темп. Ведь движения любого живого существа происходят в определенном ритме и темпе, и они очень точно могут быть отражены в музыке. Кроме того, характер движений бывает различен: плавные, летящие, скользящие или, наоборот, резкие, неуклюжие.
Музыкальный язык чутко откликается на это. Плавные движения отражаются в гибком мелодическом рисунке, а резкие - в “колючем”, угловатом рисунке мелодии, остром штрихе.
Слушаем первую часть сюиты.
- Кто может быть изображен в этой музыке? Определите кит и характер мелодии.
Звучит “Королевский марш льва”.
Лев - царь зверей. Он величествен, грозен и прекрасен. Поэтому композитор подарил ему “королевский” марш. Тема звучит грозно и даже устрашающе. Однако в ее ритме нет привычного маршевого пунктира, в ней ощущается упругая и мягкая кошачья походка. Время от времени в музыку марша вторгаются резкие пассажи. С их помощью автор очень метко передает рычанье льва.
- Кто решил изобразить этого героя, каким вы его нарисуете?
- Гордым, с высоко поднятой головой!
- Следующая пьеса - юмористическая музыкальная зарисовка. Невозможно не узнать главных героев.
Звучит “Куры и петух”.
- Чьи голоса изобразила музыка?
- Куриное кудахтанье.
- Бестолково снуют куры, перебивают друг друга и вдруг замолкают Это запел Петух, горделиво скандируя каждую ноту своего “соло”. Любимец курятника трижды солирует, демонстрируя свое мастерство. В третий раз, когда его соло звучит на фоне восторженного кудахтанья, происходит непредвиденное. Петушиный голос “срывается”, и верхняя нота - его гордость - звучит искаженно и фальшиво, вызывая смятение поклонниц.
- Я думаю, что и ваши рисунки будут носить юмористический характер.
Звучит пьеса “Слон”.
Композитор подсмеивается над своим героем. Для этого он избирает редкий в музыке жанр музыкальной пародии. Мы однажды уже встречали в музыке неуклюжего танцора. Да, это был маленький бегемотик. На карнавале тоже танцует необычный герой.
- Послушайте и определите, какой танец, и кто его исполняет?
- У Сен-Санса вальс танцует слон. Солирующий контрабас звучит в низком регистре очень тяжеловесно. Можно только восхищаться изобретательностью композитора. Мысленно представьте вальсовое кружение слона и изобразите его.
- А теперь нам предстоит познакомиться с музыкой, в которой создан образ совершенной красоты.
Звучит “Лебедь”.
Чистота и строгость мелодии, благородный “бархатный” тембр виолончели создают образ красивейшей птицы, а спокойные фигурации фортепиано подражают легкому плеску воды.
Прослушав эти пьесы, дети принимаются за работу. Когда дети рисуют, в классе еще раз звучит эта музыка.
С первых уроков первоклассники учатся самому главному: не только наблюдают и воспринимают то или иное явление, но и размышляют о нем. В данном случае - не только слушают и слышат музыку, но и размышляют о ней. А то, что слышат, изображают каждый по-своему, передовая чувства и настроение, вызванное удивительной музыкой.