Конспект урока: Возникновение ислама. Арабский халифат. 6 класс.ФГОС
Технологическая карта урока №
Предмет: Всеобщая история Класс:_______ Дата проведения___________
Тема АРАБЫ В VI-XI ВВ.
Тема урока. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
Цели познакомить с историей и причинами возникновения ислама; выяснить роль новой религии в объединении арабских племен; исследовать степень влияния природы и климата Аравии на занятия и образ жизни ее населения; объяснить причины поенных успехов арабов.
Планируемые результаты
предметные: научиться объяснять причины возникновения новой религии; овладевать целостными представлениями об историческом пути арабов; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников; давать образную характеристику исторических ценностей;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точка зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; составлять простой план; формулировать и обосновывать выводы; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различных формах; личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Основные понятия Ислам, Коран, хиджра, шахада, салят, саум, закят, хадж
Ресурсы карты «Завоевания арабов», «Распад халифата»; и иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.
Тип урока
открытия нового знания.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающегосяПримечания
2 Организационный момент Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.
Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Настраиваются на работу.
Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку 2.Проверка домашнего задания 3.Актуализация опорных знаний и умений учащихся Что такое религия?
Когда и почему она зародилась?
Когда появилось христианство?
Какую роль оно сыграло в жизни античного мира? (Ответы учеников.) Мы начинаем знакомство с новой страной, которая стала родиной новой мировой религии.
—Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на нашем уроке.
4.Постановка целей и задач урока Объявление темы, учебных результатов и хода занятия
(презентация)
Тема урока: «Возникновение ислама. Арабский халифат и е распад».
План урока
Природа и занятия населения Аравии.
Племена бедуинов.
Мухаммед — основатель ислама.
Возникновение и распад Арабского халифата.
Знакомство с темой и планом урока, делают соответствующие записи в тетради
Формулирование проблемных вопросов урока. Почему арабы так
легко покоряли соседние страны? Что способствовало объединению арабских племен? Почему произошел распад Арабского халифата?
5. Мтивация УД
Ислам — самая молодая из мировых религий, возникшая и VIIв. в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожия (монотеизма) и пророческих мессий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья. О религии, которая играет важную роль в мире, и пойдет речь на нашем уроке.
6.Изучение нового материала 1. Природа и занятия населения Аравии
Родиной арабов был обширный Аравийский полуостров.
—А теперь отправимся в виртуальное путешествие во време1на Аравийский полуостров.
Слайд 1. Арабы издавна жили на Аравийском полуострове и Юго-Восточной Азии. Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые пробы, которые выращивали сахарный тростник и хлопчатник, но (делывали сады, финиковые пальмы и виноградники.Слайд 2. Кочевые арабы — бедуины — передвигались по степям 10 своими стадами. Они разводили верблюдов, овец и лошадей.
Слайд 3. Бедуины питались молоком и мясом верблюдов, одевались в ткани из верблюжьей шерсти, укрывались от зноя в па-нитке из верблюжьего войлока. Из кожи этих животных шили обувф2ь, седла, сбрую. При переходе на новое место верблюд пере-птил бедуина с семьей и его имущество.
Слайд 4. Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. Самый крупный город на этом пути — Мекка. Состоятельные граждане жили в больших каменных домах, а бедные — в лачугах. Богачи скупали у кочевников товар и дважды в год (зимой и летом) (наряжали караваны в Сирию и Йемен. Каждую весну в Мекке проходили ярмарки (ежегодные или сезонные торги). Бедуины пригоняли скот и обменивали его на оружие, хлеб, ткани, посуду.
Слайд 5. В Мекке расположено древнее святилище — храм Кааба («куб»), святое место для всех арабов. Знать Мекки руководила религиозными обрядами, снабжала паломников пищей и одеждой.
Работая с картой, отвечают на вопросы:
Покажите на карте Аравийский полуостров.
Какими морями омывается полуостров?
Какие государства были соседями арабов к началу VII в.?
Изучая карту, опишите природные особенности Аравийского полуострова.
Как природа и географическое положение Аравии могли повлиять на занятия ее населения?
(Ответы учеников.) Вопрос-загадка. Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?
(Ответы учеников.)
Задание: рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 70 «Ка-раван -сарай на торговом пути». Что рисунок может рассказать и жизни арабов?
(Ответы учеников.)
7.Физминутка Продолжение изучения нового материала 2. Племена бедуинов
Давайте поближе познакомимся с жителями Аравийского полуострова — племенами бедуинов.
Дополнительный материал
1. Какие выводы о жизни арабов до возникновения у них ислама можно сделать на основе отрывка из стихотворения арабско-го поэта того времени?
Мы мстим за убийство своих соплеменников,
И наше возмездие неотвратимо.
Того, кто дерзает от рода отречься открыто,
Терзают клинки и тяжелые топчут копыта.
В добычу берем только самое ценное,
Ничтожная нам не по вкусу нажива.
А я ведь друзей нахожу и в убогих шатрах,
И там, где в богатстве живет не одно поколенье.
Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины.
Прекращение вражды племен между собой.
Борьба с внешними врагами.
Упадок торговли.
Желание знати объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.
Стремление знати объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.
Задание: познакомьтесь с дополнительным материалом и сделайте вывод об особенностях жизни бедуинов в VII в.
2.Какими предстают характер и обычаи кочевников в стихо-творении поэта доисламского времени?
Я знаю, что лень не добро нам приносит, а зло, Беспечность страшна — неприятель врасплох застает. Неделю могу я прожить без еды и питья, Мне голод не страшен, и думать не стану о нем. Никто не посмеет мне дать подаянье в пути, Глодать буду камни и в землю вгрызаться зубами. В опасности племя мое — я готов умереть, Враги угрожают — иду без боязни в сраженье.
3.До возникновения ислама араб, изгнанный или бежавший из своего племени, старался примкнуть к другому племении обычно становился зависимым от его вождя человеком.
—Почему отдельные люди изгонялись или бежали из своегоплемени? Чем вы можете объяснить стремление изгнанни-ков примкнуть к другому племени?
(Проверка выполнения задания, на доске записывают ключевые слова.)
Множество племен.
Кровная месть.
Междоусобные войны.
Многобожие.
Вражда вождей.
Усиление неравенства.
—Предположите, какая задача стояла перед племенами бе-дуинов. Почему она возникла?
(Запись в тетради.)
3. Мухаммед — основатель ислама
Объединению арабских племен способствовала новая религия — ислам. Основателем ислама является житель Мекки Мухаммед.
Слайд 1. Мухаммед родился около 570 г. в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда, Абдаллах, умер до рождения сына, и мать Мухаммеда, Амина, умерла, когда ему исполнилось всего пиль шесть лет, оставив сына сиротой. Воспитывался сначала душкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в единого Бога. Сначала он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах своего дяди. Он становился известным, люди его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность наградили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверие).
Слайд 2. Позднее Мухаммед вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей некоторое время спустя Мухаммеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливо.
Слайд 3. Он любил уединяться для молитв и размышлений в горы, окружавшие Мекку. В один из таких дней, пришедшихся на 610 г., с Мухаммедом, которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно видении перед ним предстал ангел Джабраил и, указав на явившиеся извне слова, велел ему произнести их. Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям.
Слайд 4. Мухаммед вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл посланником Бога - его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.
Слайд 5. Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчисление.
Слайд 6. Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб стал называться Мединой - Городом Пророка. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда мечеть. К моменту смерти Пророка в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.
(Проверка выполнения задания.)
Мухаммед высказывал свои мысли как «откровения», пере данные ему Богом. После смерти Мухаммеда они были переработаны и составили священную книгу мусульман Коран. Текст Корана состоит из коротких фраз, которые легко запомнить. Коран состоит из 114 глав, называемых суры.
С возникновением ислама место родовых и племенных связей заняли религиозные, преданность роду и племени смениласьверностью религии — исламу. Столкновения между племенами уступили место войнам с «неверными». Для верующих были уста-новлены новые правила поведения.{
Ислам по Мухаммеду стоит на 5 столпах:
1.ШАХАДА – вера в единого Бога ( «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его»)
2.САЛЯТ- молитва ( в Крыму – НАМАЗ)
3.САУМ- пост в месяц рамазан
4.ЗАКЯТ – раздача милостыни
5.ХАДЖЖ – паломничество в Мекку
Ислам – в пер. «покорность».
Коран – священная книга мусульман ( пер. с араб. «ал-куран»- чтение вслух наизусть).
Началом мусульманского летоисчисления считается 622 год-ХИДЖРА – переселение Мухаммеда из Мекки в Ясриб (переименовали в Медину – город Пророка). Задание: давайте познакомимся с основателем новой религии. Почему именно этому человеку удалось справиться с таким трудным делом? Какие качества помогли ему?
Задание: работая с текстом п. 4 § 9, охарактеризуйте правил поведения мусульман.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: в Коране сказано: «Я не владею для самого себя ни пользой, ни вредом, если того не пожелает Аллах»; Аллах «кого желает, того сбивает с пути, а кого желает, того помещает на прямой дороге».
Как вера в Аллаха должна была влиять на поведение мусульманина: на выбор цели жизни, его поступки, на оценку имповедения других людей?
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Чем можно объяснить, что зарождениие классов и возникновение государства сопровождались появлением новой религии: франки приняли христианство, а арабы ислам?
(Ответы учеников.)
Учащиеся делают соответствующие записи в тетради Возникновение и распад Арабского халифата.
Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространения «истинной веры» среди «неверных».
-Удалось ли добиться решения этой задачи?
-Как дальше сложится история государства арабов?
В арабском сборнике рассказов «Занимательные истории» описан такой случай. Однажды халифу доложили, что один старик-торговец сказал: «Некому заботиться об интересах мусульман». Халиф прервал развлечения, приказал привести к себе старика, допросил, почему он произнес эти слова, и отпустил его. Когда приближенный выразил удивление его действиями, халиф сказал: «Если простые люди станут произносить такие слова, 01! и осмелеют, привыкнут к подобным речам и будут считать, что это вполне дозволено. А такие разговоры легко внушают народу недовольство властью и исламом и побуждают к бунту против правителя, В таких случаях лучше всего пресекать зло в самом зародыше».
-Чего опасался халиф и в чем он видел задачи своей власти?
В VIII в. налог продуктами, составлявший определенную час выращенного урожая, был заменен денежным налогом, которы взимался в зависимости от размеров посевной площади.
—Как изменение способов сбора налогов должно было повлиять на положение крестьян в халифате?
—Когда и почему распался Арабский халифат?(Проверка выполнения заданий.)
Для того чтобы ответить на эти вопросы, разделимся на три группы.
Задание для первой группы: работая с п. 5 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.
Задание для второй группы: работая с п. 6, 7 § 9 и исторически картой, ответьте на вопросы и выполните задания.
Задание для третьей группы: работая с п. 8 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.
Вопросы и задания для первой группы
Кто управлял Арабским государством после смерти Мухаммеда? Что составляло главную силу их войска?
Какие территории завоевали арабы? Объясните причины военных успехов арабов.
Какое государство образовалось в течение VII и VIII вв.?
-Охарактеризуйте это государство.
Вопросы и задания для второй группы
-В каком году власть в халифате перешла к династии Аббасидов?
-Какие новые территории были присоединены к Арабскомугосударству в годы их правления?
-Почему поначалу многие жители завоеванных стран охотно
принимали ислам?
-Как стали называть государство арабов при Аббасидах?
-Назовите время расцвета Багдадского халифата.
-Охарактеризуйте халифа Харун ар-Рашида. Исследуйтелегенды и быль о его правлении. Выскажите свое мнениеоб этой исторической личности.
Вопросы и задания для третьей группы
- В каком положении находились не мусульмане в Багдадском халифате?
В арабском сборнике рассказов «Занимательные истории» Крестьянин говорит помощнику казначея: «Разве ты не выбираешь землемеров и не велишь им замерять землю так, как надо? А потом сборщик налогов отправляется в сопровождении конных и пеших воинов, гонцов и помощников, пускает в ход побои, оковы, кандалы и при этом все время действует так, как ты велишь:
если ты позволишь отпустить человека, они так и делают, а если нет, они жмут на него, пока он не заплатит».
—Как сборщики собирали налог с крестьян, какие злоупотребления они при этом допускали?
8.Закрепление и систематизация знаний и умений учащихся 9.Рефлексия.
Подведения итогов. Оценивание V.Подведение итогов урока
—Что общего в причинах распада империи Карла Великои Арабского халифата? В чем различия?
—Почему такие огромные государства были непрочными?(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.VI.Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Какие умения и навыки отрабатывали?
С какими новыми терминами познакомились?
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
Какие выводы сделали?
10. Домашнее задание Домашнее задание (дифференцированное)
Для сильных учеников — § 9, подготовить проект на тем «Мировые религии».
Для средних учеников - § 9, написать рассказ на теми «Мусульманские и христианские порядки: сходство и различия».
Для слабых учеников — § 9, задания и вопросы к параграфу 3