План-конспект урока внеклассного чтения Поэты Татарстана — наши современники о природе
Описание методической разработки.
Район (город) г. Тетюши
Ф.И.О. Хайруллина Лилия Ирдусовна
Номинация Методические разработки: разработки урока, серии уроков
Название работы Урок литературы по теме: « Поэты Татарстана-наши современники о природе»
Аннотация.
В трудном и ответственном деле воспитания школьников творчество поэтов нашей республики - неиссякаемый родник тех благородных идей и чувств, которые помогают учителю-словеснику в формировании личности учащихся.
Данная разработка представляет собой план-конспект урока внеклассного чтения в 6 классе. Учебный материал данного урока позволяет учителю определить рациональность его внедрения в уроки внеклассного чтения и в 7-8 классах. Воспитательные аспекты, краеведческое содержание, целостность и связность учебного материала дают возможность его широкого применения. Материал урока также можно использовать на школьных литературных вечерах и утренниках , на кружковых занятиях литературного краеведения и других внеклассных мероприятиях. В том случае, если класс недостаточно подготовлен, учитель может сократить объем предложенного материала, выбрав из него наиболее подходящую часть, или даже остановиться на одной части и провести с классом обстоятельный анализ.
Основная цель методической разработки – показать одну из форм использования национально-регионального материала в работе учителя русской литературы в условиях гуманизации воспитательного процесса. Диалог культур - основополагающий элемент при обучении русскому языку учащихся национальной школы с нерусским языком обучения. Знакомясь с поэтами -современниками, пишущими на русском и татарском языках, учащиеся расширяют свои знания о культуре, литературе Татарстана. Привлечение такого рода материала, обмен духовными ценностями обогащает личность, формирует тонкое художественное чутье, воспитывает лучшие человеческие качества. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются моральные нормы , в первую очередь, такие, как гуманизм, любовь к родному краю, природе, патриотизм, милосердие.
Новизна представленной работы заключается в том, что, во-первых, в ней освещаются те авторы и художественные тексты, которые не представлены в программе внеклассного чтения. Вместе с тем они вполне соответствуют возрастным и психологическим особенностям шестиклассников. Во-вторых, восприятие художественных стихотворных текстов осуществляется посредством сравнения элемента культуры другой нации с аналогичным в собственной национальной культуре. Сравнение – есть основа всякого понимания и всякого мышления. Таким образом, использование сравнительного анализа художественных текстов способствует интеллектуально-духовному развитию учащихся. В – третьих, урок проводится с использованием обучающих структур сингапурского проекта. Повышению эффективности урока способствует применение таких структур, как, джот тотс , тик-тэк-тоу ( для развития критического и креативного мышления), континиус раунд робин ( для развития коммуникации и сотрудничества).
Результаты внедрения уроков такого типа и содержания отражаются в неподдельном интересе учащихся к татарским поэтам, к художественному слову, в стремлении научиться выразительному чтению стихотворений и, самое главное, в обогащении внутреннего мира учащихся. Культурное наследие усваивается только в процессе какой-либо деятельности практической, учебной или иной. Осмысление нового, усвоение невозможны без мыслительных процессов, связанных с языком. Язык содействует взаимному познанию наций, усвоению культурного наследия. Человек достигает высшего культурного развития тогда, когда большая духовная работа происходит в нем самом. Но прийти к этому он может лишь благодаря общению, в том числе виртуальному общению с талантливыми писателями и поэтами – нашими современниками.
Апробация на уровне школы позволяет довести до учащихся тесную связь между художественной литературой и окружающей действительностью. Республика Татарстан – многонациональная республика. В нашем районе проживают представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва. В Тетюшской татарской средней общеобразовательной школе, где я работаю, обучаются и дети из смешанных семей. Поэтому мы уделяем время на изучение произведений татарских поэтов на уроках внеклассного чтения и на внеклассных мероприятиях. Учитель- словесник имеет право и должен выходить за рамки программного материала. Список книг в борьбе за детские умы и души, безусловно, можно расширять замечательными образцами поэзии Татарстана, представленными , например, в данной разработке.
В условиях предстоящего перехода к новым образовательным стандартам возрастают требования к достижению высокого качества образования и духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Требования к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС ООО в школе предполагают создание условий, которые обеспечат возможность для достижения планируемых результатов, в том числе предметных, метапредметных и личностных. Этих результатов можно добиваться путем привлечения учащихся к подготовке и проведению внеклассных мероприятий, поручив каждому посильное задание в соответствии с его индивидуальными особенностями , интересами и возможностями. Особое место в достижении планируемых результатов отводится внеклассному чтению. Важно так построить руководство внеклассным чтением, чтобы подростки находили эстетическое наслаждение в коллективном сопереживании, реализуемом в беседе, дискуссии, обмене мнениями. Одной из основных целей преподавания литературы, как известно, является нравственное воспитание подрастающего поколения. Это особенно важно в наше время, когда образ жизни в современном обществе формирует особый тип человека. Во-первых, высшей ценностью значительная часть наших современников (как показывают опросы) считает материальное благополучие. Во-вторых, многие вовлечены в чрезвычайно интенсивную трудовую деятельность, что сопровождается большой концентрацией усилий. Подобный ритм жизни вместе с сильно сократившимся свободным временем ограничивает умственные горизонты и возможность доступа к серьезной культурной информации, поскольку культурная продукция воспринимается только как вариант отдыха и расслабления. Поэтому чрезвычайно важно осознавать учителю-словеснику всю ответственность за нравственное становление личности ученика.
Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не только научить, но и создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Одним из этих условий является использование инновационных ИКТ, в частности, яркого красочного мира мультимедиа ,технологий личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве. К примеру, на этом уроке используется технология коллективно - распределительной мыследеятельности. Учебно-исследовательская деятельность по своей природе коллективна, она предполагает критическое сопоставление разных позиций, подходов, точек зрения. Поэтому в развивающем обучении деятельность ученика должна развертываться в рамках коллективного учебного диалога, учебной дискуссии, или, как еще называют этот процесс, коллективно-распределенной деятельности.
6.Приложения: 1.Презентация; 2. Аудиофайл
План-конспект урока
Тема урока: Поэты Татарстана – наши современники о природе
Цели урока:
Образовательные: Расширение знаний учащихся о культуре и литературе Татарстана; знакомство с поэтами-современниками, пишущими на русском и татарском языках; углубление знаний о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, об особенностях текстов художественного стиля.
Развивающие: Интеллектуально-духовное развитие учащихся, развитие речи, воображения; формирование умений составлять связный текст на основе художественных текстов (стихотворений).
Воспитательные: воспитание любви к родной природе и бережного отношения к ней, чувства патриотизма.
Оборудование: Мультимедийный проектор; презентация Power Point, выполненная учителем; экран; выставка книг поэтов ( Ренат Харис, Разиль Валеев, Заки Нури, Ольга Левадная); репродукция картины И.И. Шишкина «На севере диком» и др.
Форма занятия: коллективная, групповая,индивидуальная
Методы: практические, частично-поисковые
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
-Родной край, родная земля – понятия очень широкие. Для каждого из нас они включают что-то свое, личное. У каждой былинки на земле есть свое место, откуда она взяла жизненную силу. Так и человек: у него есть свои корни, что дают ему жизнь. Они уходят глубоко в родную землю. Поэтому при слове «родина» перед нашим мысленным взором обычно возникает прежде всего самое дорогое, заветное и родное. У каждого в душе теплится огонек любви к родной стороне. Здесь, на земле Татарстана, наша деревня, где мы произнесли первое слово «мама», услышали голос отца, здесь первая наша школа, здесь впервые мы увидели зеленую траву под ногами и синее небо над головой. Здесь научились находить душистые ягоды, различать запахи цветов, краски осенних листьев.
В родном краю все важно: и события общественной и культурной жизни, и благородные дела земляков, и окружающая природа, полная очарования. Но она полна очарования не только сама по себе. Она колыбель человеческих судеб и деяний Это она, природа Татарстана, вдохновляла на бессмертные творения Г. Тукая, М. Джалиля, М. Горького. Это он, пейзаж родного края, лег на холсты И.Шишкина и Б. Урманче.
Мы живем в многонациональной республике. В нашем районе, например, дружной семьей проживают русские, татары, чуваши, мордва и другие национальности. Недалеко друг от друга расположены татарские деревни Алабердино, Б. Турма, чувашские - Тоншерма, Шемякино, русские деревни Льяшево, Нармонка, мордовские – Урюм, Киртели и другие. У каждого народа свой язык, своя культура, свои традиции, своя литература.
Слайд №1
Этот урок мы посвятим поэтам Татарстана и их творчеству.
Переводятся ли произведения татарских поэтов – наших современников на русский язык? Есть ли у русских и других национальностей возможность познакомиться с современной татарской поэзией?
- Вот перед нами книга «Поэты и писатели моего детства» ( на татарском и русском языках) («Балачак эдиплэре»), в которой мы можем найти интересующие нас сведения о жизни и творчестве детских писателей и поэтов Татарстана. Здесь же даются списки произведений, книг, переведенных с татарского на русский и изданных на русском языке.
Слайд №2 На этом уроке мы познакомимся со стихотворениями о природе, взятыми из следующих книг:
Ренат Харис. «Пером, пишущим стихи»
Разиль Валеев. «Зимние яблоки»
Заки Нури. «Иволги и Волга»
Ольга Левадная «В свободном падении вверх»
Работа по обучающей структуре «Джот тотс».Каждый член команды берет 4 листочка бумаги. На каждом листочке бумаги:
Придумайте одно слово, связанное с понятием «природа»
Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.
Положите на центр стола лицевой стороной вверх
Повторите шаги 1-3, пока не используете все листочки
Обучающая структура «Тик-тэк-тоу». Листочки бумаги с 1 словом на каждом перемешайте и разложите 9 листочков в формате 3на 3. Каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые три слова на одной линии ( по вертикали, горизонтали, диагонали). Прочитайте, какие у вас получились предложения. Это у вас. А как же у наших авторов? Сегодня мы мысленно и эмоционально пообщаемся с авторами вышеназванных книг. Это известные поэты Р. Валеев, Р. Харис, З. Нури, О. Левадная . Среди них Разиль Валеев – известный общественный деятель, депутат Государственной думы Республики Татарстан и Ренат Харис- лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Ребята, сегодня на уроке мы проведём коллективную исследовательскую работу. Как вы думаете, на какие вопросы должны будем ответить в итоге?
Выслушиваются возможные вопросы учащихся, выделяются 3 из них:
1. Проследим, какие картины родной природы создают в своих стихотворениях представленные поэты.
2. Сформулируем основные мысли стихотворений.
3. Ответим на вопрос о том, с помощью каких изобразительных средств удается поэтам донести до читателей свои мысли и чувства.
2. Знакомство с книгой Рената Хариса «Пером, пишущим стихи»
Слайды № 3,4
Беседа:
-Почему так называется книга? (показываем рисунки поэта, помещенные в книге)
-Кто уговорил поэта издать рисунки? (Тавиль Хузиахметов – народный художник Татарстана)
-Каких художников –пейзажистов Татарстана вы знаете?
-Как связано с Татарстаном имя великого русского пейзажиста И.И. Шишкина?
Работа в группах ( использование обучающей структуры «континиус раунд робин»)
Учащиеся получают заранее приготовленные листки со стихотворениями. Дается время для чтения, обдумывания. Затем обсуждают в группе, и один ученик из группы отвечает на поставленные вопросы. (Вопросы на экране - слайд № 5 ) Другие группы слушают, при необходимости дополняют, высказывают свои мнения.
Чтение и анализ четверостиший Рената Хариса.
Первый ученик:
- Все четверостишия в книге «Пером, пишущим стихи» даны на русском, татарском, английском языках. Мне понравились вот эти четверостишия:
1.Стоят деревья против ветра, сгорбясь
Как хочет, гонит ветер облака.
Порой весь мир навалится на совесть,-
Она не гнется. Как она крепка!
2. Когда, ворча, волну гоняет
И поедом ест берега,
Она – хозяйка. Но в покое
Служанкой станет всем река
-В первом стихотворении поэт выражает восхищение таким качеством человека, как совесть. При этом он использует прием антитезы (деревья гнутся от ветра, а совесть – не гнется от жизненных преград).
Восхищение поэта великой рекой, восторг звучит и во втором четверостишии. Для выразительности использованы олицетворение и антитеза.
Второй ученик:
-Неподвижные старые ивы, и те
Так мечтали бы мир повидать
Облака плывут и плывут в высоте
Ветры дуют опять и опять
Это стихотворение созвучно со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Утес». Лермонтовский утес является воплощением мощи, суровости, одиночества, неподвижности. В стихотворении Р. Хариса мотив неподвижности несут старые ивы. С помощью антитезы раскрывается тема безысходности, которая смягчается мыслью о том, что у каждого – свое место в жизни, свой удел.
Третий ученик:
- А вот эти четверостишия о красоте зимнего леса и о единстве человека с природой, со Вселенной:
1. Зачарован светом в роще зимней,
Не пойму я – сказка или быль?
«Разве это снег, - о, не просыпьте. – Это звезд мерцающая пыль!»
2. Сияя в небе, льдистая луна
Мне обожгла зрачок лучом морозным.
Безмерная Вселенной тишина
Отозвалась в душе молчаньем звездным.
Для выразительности использованы эпитеты «льдистая» ( луна), «звездным» (молчаньем)
3. Знакомство с поэтом Разилем Валеевым. Слайды № 6,7
Учитель:
-Разиль Валеев – не только замечательный поэт, прозаик, драматург, публицист, переводчик, но и общественный и политический деятель. С 1990 года он народный депутат. С 2000 года работает в Государственном Совете Республики Татарстан. В биографических центрах Англии и Америки 5 лет подряд (1991-1995) Р. Валеева включали в список самых известных людей планеты.
Работа в группах. Предположительные ответы:
Первый ученик:
-Мне очень понравилось стихотворение «Лес»:
День и ночь шумят леса родные,
Мы в родных лесах – не сухостой,
Мы идем вперед и не впервые
Званы в лес, пожить иль на постой.
Головы живых цветов погладим,
И, кому быть рослым суждено.-
Вырастет. И мы всегда поладим –
Солнце греет общее, одно.
Кто по муравьиной пирамиде
Прошагал, живое потопча?
Множество сирот в глухой обиде,
Но простят слепого палача.
Тем слепцам, бездумным и бездушным,
Встретив, растолкуй закон лесной.
Пусть березы в образе воздушном
Не бегут хвалиться белизной
-Сильное впечатление произвело то, что маленьких муравьев автор называет сиротами («Множество сирот в глухой обиде, не простят слепого палача» )
Второй ученик читает стихотворение:
Леса, родники и дороги
В привольном родимом краю!..
Как много, однако, как много
Вмещается в душу мою!
Хоть я и не лезу в пророки,
Родные люблю берега.
Мир вам, родники и дороги,
Леса, небеса и луга!
Быть может, умру я до срока
Не плачьте по мне, соловьи,
Ведь лес и родник, и дорога
Вливаются в песни мои.
- Я считаю, что заключительные строки: «Ведь лес и родник, и дорога вливаются в песни мои» говорят о том, что это стихотворение для Разиля Валеева является программным, в нем он заявляет о своей любви к родной природе.
-Лес всегда служил человеку. И сейчас он должен выполнять эту миссию. А мы должны его охранять и приумножать на благо будущих поколений. Ведь лес – это кладезь кислорода, а значит, это жизнь. Всем приятно, когда птички поют, букашки ползают. Представьте только на миг мир без этих милых сердцу и душе мелочей.
Третий ученик:
Каждую осень
Листва облетает с деревьев
Каждую осень
Лишаются речи они.
Видно, навек заведен
Календарь этот древний:
Листья лепечут
В весенние ясные дни.
А до весны
Будут теплить надежду им
Корни.
Было так прежде
И будет всегда наперед
Знаю, умолкну и я
С тихой болью во взоре.
Но не умру никогда,
Коль мой стих
Не умрет.
- Я думаю, что это стихотворение не только об осени. Обратим внимание на последние строки. Кого из татарских поэтов мы вспомнили? М. Джалиля и его стихотворение «Мои песни», в котором тоже звучит мысль о бессмертии поэзии.
Учитель:
-Послушаем еще два стихотворения Р.Валеева и отметим, что звучание и музыкальность этих стихов напоминают есенинские строки.
Четвертый ученик:
1.Деревьев позолота молодая
Своим сияньем высветила даль.
Летит листва к земле, в душе рождая
По лету уходящему печаль.
Березы на обветренном пригорке
Внимают грустно тишине полей.
Тревожит душу запах прели горький
И крик летящих к югу журавлей.
И кажется, что лето не вернется,
И слышится метели дальний свист
Сейчас как будто сердце оборвется,
Как с ветки клена пожелтевший лист.
И все-таки надеждою согрета
Душа средь засыпающих долин.
Ей ведомо: не на зиму, на лето
Указывает журавлиный клин.
2.Земля в осенние оделась платья,
Гуляет ветер хмурый по полям.
Мне кажется, земля вот-вот заплачет
Вослед кричащим в небе журавлям.
Не попрощавшись, улетели птицы
В невидимые дальние края.
Не знал я, что мой конь гнедой умчится,
Когда с него на землю спрыгнул я.
Не знал я, что мой конь не возвратится,
Что навсегда его поглотит даль
Гнедому в гриву надо бы вцепиться,
Да в гриву жизни вцепишься едва ль!..
Деревья жаль, что обронили листья,
И жаль луну: замерзнет подо льдом
Скорей, зима!
Пусть вьюга отозлится.
Зато весна – за вьюгою потом!
Ученик:
-У меня возник вопрос: «Что общего между этими стихотворениями?» Думаю вы согласитесь, что их объединяет общая тема – тема осени, образы деревьев, журавлей : ( «деревья жаль, что обронили листья», «как с ветки клена пожелтевший лист», «кричащим в небе журавлям», «и крик летящих к югу журавлей»), настроение грусти, печали, да и заканчиваются они почти одинаково и вполне оптимистично.
-Да, в конце каждого из этих двух стихотворений звучат мысли о вечной смене времен года, о вечно обновляющейся природе.
4.Чтение и обсуждение стихов Ольги Левадной. Слайды№ 8,9
Учитель:
Перед нами книга стихов (с переводом на татарский язык), которая называется «В свободном падении вверх». Как понимать такое название книги? Лучше чем Зульфат, (Зульфат - известный татарский поэт, прозаик, драматург, он перевел эти стихи Ольги Левадной на татарский язык) никто этого не объяснит. Он пишет: «Почему же в поэтической манере Левадной я ощущаю близость собственному духу и почерку? При переводе я старался передать звучание ее стихов. Истинная поэзия - это сила, способная на многое. Вместе с нею мы можем взлететь вниз или упасть вверх». «Ее стихи – словно капельки утренней росы, скатившиеся с листьев на землю, - упадут в твою душу, и она отзовется и раскроется навстречу прекрасной бесконечности - жизни»
Выразительное чтение стихотворений учителем и беседа по ним:
Рябина.
В саду моем рябина, но чужая,
Меж нами и дорога, и Судьба.
Не я ее сажала и не с нами
Она делила в ноябре тепло.
Но я ее как будто приручала,
Кормила взглядом и ласкала сном.
И вдруг она, очнувшись от печали,
Шагнула тихо на мое крыльцо.
Ежик.
Еще заснуть мне не дают жара,
Жасмина куст у старого крыльца,
Журчание воды и лай собак,
Жужжанье комара и просто страх
Я двери открываю в темноту.
Я ежик, заблудившийся в саду.
- О чем эти стихи? (о единстве человека и природы)
Учитель:
-Природа и человек – единое целое: на доброту человека она отвечает добром. Вы еще пока не знакомы с французским писателем А. С. Экзюпери. У него есть замечательные слова: «Ты в ответе за всех, кого приручил». Это слова об ответственности человека за все живое, за каждое дерево, за каждую птицу, за каждую бабочку. Лучше Рабиндраната Тагора не скажешь: «И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет»
Ребята, подведем некоторые итоги. Сформулируйте основные мысли, которые прозвучали в прочитанных стихах.
- Природа прекрасна. Она вечна, но и ее надо беречь и охранять. Природа помогает человеку, спасает от одиночества, одаривает своими дарами. Бережное отношение к природе – эту тему раскрывает в своих стихах и Заки Нури.
Прежде чем прочитать стихотворения «Ива и заяц», «Бобриная запруда» , вспомним, что такое басня, мораль басни.
5.Проверка домашнего задания: небольшое сообщение учащегося о поэте-фронтовике, выразительное чтение учащимися стихотворений «Ива и заяц», «Бобриная запруда», которые были заданы на дом Слайды № 10,11
Ива и заяц
Весной
В глуши речно-лесной
Голодный Заяц в час ночной
Присел пугливо
У залива.
И тут Косой
Увидел Иву,
Манившую своей красой
В лучах луны.
- О благодать!
Луна Светя, кору она
Поможет обглодать!..
Дурным предчувствием терзаясь,
Взмолилась Ива:
- Милый Заяц!
Не рань меняВон там во рву
Найдешь ты вкусную траву,
А на опушке - чудо-сушки!
И сладкий корень в чаще!
И что же Заяц?
- Твоя кора мне слаще! –
Оскалился, мерзавец.
И вот обгрыз к утру
Он с ивы всю кору –
И та увяла на ветру.
Конечно, Заяц узколоб.
Но мало ли еще особ
Живут лишь для своих утроб!
Бобриная запруда.
Бобрам был нужен водоем.
И в их строительной артели
Царил большой подъем.
Валя осины, ели
На дебряной родник,
Потел бобровый воротник!
Восторженно шумели:
« Во даем!
Ух, будет море-водоем!»
Росла запруда-
Изумруд-
И вот сверкнул
Волною пруд –
Боброво море!
В нем –
Весь был интерес.
А лес
Исчез
И вскоре –
О, горе!-
Обмелело море
И высохло до дна –
Одна
Лишь лужица видна
6.Беседа по стихотворениям Заки Нури.
-Почему лес исчез, это понятно. А почему обмелело море и высохло до дна?
-В природе должна быть гармония, должен существовать некий баланс.
-Правильно. В природе все взаимосвязано, в ней поддерживаются устойчивые взаимодействия между элементами живой и неживой природы. А бездумное отношение к природе, использование ее богатств в узких личных интересах может пагубно отразиться на окружающей среде.
-В каких строчках басни «Ива и Заяц» содержится мораль?
-«Конечно, Заяц узколоб.
Но мало ли еще особ
Живут лишь для своих утроб!»
- В погоне за сиюминутной выгодой многие люди не хотят задумываться о будущем, главное для них – получить побольше сегодня. Людей не тревожит, что рано или поздно природа предъявит им свой счет. И расплата может быть очень тяжелой. Доказано, что использование человеком природных богатств при полном незнании законов природы часто приводит к тяжелым, непоправимым последствиям. И международный опыт, и опыт нашей страны дают немало печальных примеров. Одним из них является судьба Аральского моря, погибшего по вине людей, слишком поздно осознавших угрозу, которая подстерегала их самих вследствие неразумного использования водных богатств рек Сырдарьи и Амударьи. Все знают о серьезной опасности , которая нависла над обитателями и качеством вод таких крупных водоемов, как Байкал, Ладожское озеро, Волга.
7. Подведение итогов. Слайд №12
- Как изображают природу поэты нашей республики?
-Поэты пишут о красоте природы, о необходимости ее защиты, о человеке. Слайды №13-17. Звучит музыка (П.И.Чайковский «Вальс цветов)
-Да, ребята, человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в свою жизнь. И пусть стихи поэтов нашего родного Татарстана помогут спасти наши души от равнодушия, черствости и бездуховности, и пусть никогда не рвется невидимая нить, связующая человека и природу.
8. Домашнее задание. Слайд № 18
Написать небольшое сочинение на одну из тем: «Мой любимый уголок природы», « Я люблю тебя, мой край родной!»
15