«Формирование гражданственности и патриотизма учащихся через интеграцию основного и дополнительного образования»
«Формирование гражданственности и патриотизма учащихся через интеграцию основного и
дополнительного образования».
Воспитание духовно-нравственных качеств ребенка средствами образовательной области «Искусство. Музыка» и народной музыкальной культуры.
Слайд 1
Добрый день, уважаемые гости!
Свое выступление хочу начать поэтическими строками.
Слайд 2
Звучит музыка..." Я в садочке была" ( затихает и звучат стихи)
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают,
И шепчут кусты…
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я…
Кто, если не ты...
( Людмила Щипахина)
Кто, если не мы, педагоги, научат детей понимать истинно прекрасное, воспитает в них потребность приобщения к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.
Каковы же национальные ценности современного общества? Как организовать их передачу от поколения к поколению?
Слайд 3
В 2008 г в послании Президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - важный фактор развития нации, политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно эти национальные ценности являются фундаментом для укрепления единства и суверенитета страны, служат основой нашей жизни».
Слайд 4
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребёнка принадлежит образовательной области «Искусство. Музыка».
Кому же, как ни нам, учителям музыки, найти тропинку к душам наших детей, раскрывая мир любви и добра.
Исследования в области социологии, психологии, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в воспитании школьника, в воздействии на эмоциональную, чувственную сферу ребенка.
Музыкальное образование способствует воспитанию нравственно-эстетической, духовной личности, гражданина, патриота; формирует национальное самосознание.
Значительно возросла роль народной культуры как источник воспитания нравственных, духовных качеств личности ребенка. Многообразие программ по музыке и фольклору убедительно подтверждает формирование музыкальной культуры как части духовной, невозможно без обращения к народной музыке.
Значение народных культур в образовании и воспитании подрастающего поколения глубоко осознавали прогрессивные педагоги и общественные деятели России и 19, и 20 века.
Слайд 5
Иван Васильевич Киреевский писал: « Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю…»
Приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры –«от родного порога» (Б.М. Неменский )
Слайд 6
Современные программы по музыке ориентированы на постижение не только образцов классической музыки, но и изучению русской народной и духовной музыки. Программа «Искусство. Музыка» 1-4 классы, 5-7 классы Федерального государственного образовательного стандарта , авторов Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной, Г.П.Сергеевой включает несколько разделов, такие как: 1.Россия-Родина моя. 2.Ты откуда, русская, зародилась музыка… 3.О России петь- что стремиться в храм. 4. Родной обычай старины.
Слайд 7
На уроках музыки учащиеся знакомятся с лучшими образцами народной, духовной, композиторской музыкой России. У детей формируется представления о жизни своих предков, о народных традициях, обычаях, праздниках. Ребенок осмысливает понятия : род, родство, народ, Родина, нравственность, духовность, патриот, гражданин. Через восприятие и исполнение музыкальных произведений о Родине, о родном крае, о героизме русского народа в разные исторические времена учащиеся осознают себя частью этих понятий. Особое место занимают уроки по теме : «Духовная музыка», «Героические и богатырские образы в русской музыке». На примере высокохудожественных образцов русской музыкальной культуры раскрываются проблемы жизненных ценностей человека-гражданина, патриота, связанного с историей своей страны.
Например: опера «Иван Сусанин» возвращает нас в эпоху 1612 года, С.С Прокофьева «Война и мир» раскрывает сущность русского характера в годы 1812 г., в кантате «Александр Невский» композитор передает атмосферу XIII века .Слайд 8 На уроках используется технология проектно-исследовательской деятельности. Учащимся 9-х классов предлагается выполнить проекты по темам: «История одной фотографии», «Жанры кинематографии. Документальное кино». Исследуя историю своей семьи в годы ВОВ, историю города Воронежа, беседуя с ветеранами ВОВ индивидуальные проекты оформляются в коллективный «Книгу памяти», а так же реализуется видео-проект «Страницы памяти листая».
Предлагаю посмотреть готовый продукт проектной деятельности. Видео-проект по предмету «Искусство».9 класс, выполненный Игнатенко Аленой ( видеосюжет).
Слайд 9 Музыкальное воспитание в школе, наиболее эффективно осуществляется при сочетании урочной и внеклассной деятельности. С одной стороны, урок – основная форма обучения; с другой стороны, занятия в ансамбле русской песни как дополнительная форма обучения направлены на формирование музыкальной культуры школьников, основанной на национальных традициях и обычаях воронежского края.
Слайд 10,11
В современных условиях уже на начальной ступени обучения важно предоставить ребенку возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности. Неограниченные возможности для этого содержит в себе музыкальный фольклор как искусство синкретичное. В нем органично связаны пение, игры, пластика, движение, игра на народных инструментах. Музыкальное народное творчество – народные песни, игры, обряды, составляют богатейший материал для нравственно – эстетического, духовно-патриотического воспитания детей.
Слайд 12
В нашем образовательном учреждении созданы благоприятные условия для изучения народной культуры России. Организованы и успешно работают творческие коллективы: ансамбль народных инструментов, руководитель Плаксина Тамара Ивановна, ансамбль русской песни «Россияночка» руководитель Игнатенко Н.В. , где каждый ребёнок раскрывает свои задатки и развивает творческие способности, личностно-ориентирован на собственные возможности и желания.
Хотелось бы поделиться своим многолетним опытом работы в системе доп.образования.
Приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры –«от родного порога» (Б.М. Неменский ) .
Слайд 13
Свою главную задачу вижу в том, чтобы грамотно и разумно вдохнуть жизнь в произведения народного творчества, чтобы наши дети не потеряли интерес к тому богатому наследию, которое оставили нам наши предки. А чтобы «зажечь», надо самому «гореть».
Свою жизнь не мыслю без русской народной песни, поэтому педагогическую деятельность тесно связала с народной песенной культурой России.
Слайд 14
Накопленный опыт позволил разработать программу «Народное хоровое пение в общеобразовательной школе», которая успешно реализуется мною на занятиях ансамбля народной песни «Россияночка».
В ансамбле участвуют дети разного возраста с 1 по 11 класс, тем самым реализуется принцип преемственности.
Программа предусматривает различные формы работы: сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, комплекс воспитательных мероприятий: посещение музеев, концертов, фестивалей, благотворительную деятельность, участие в общественных региональных и городских мероприятиях а также совместную работу педагога, родителей и детей.
Слайд 15,16,17
Традиционно проводятся праздники: «Святки», «Масленица», «Посиделки», но этим наше творчество ограничивается. Ни одно мероприятие не проходит без нашего участия. Таким образом праздники становятся своеобразным итогом поисково – исследовательской, краеведческой работы, музееведения и вокально-хоровой работы.
Слайд 18,19,20,21. 22, 23
Творческое педагогическое партнерство является эффективной формой интеграции в системе основного и дополнительного образования. Вместе с учителем начальных классов Бережной Верой Терентьевной мы проанализировали и систематизировали исследования в области народного творчества, каждая в своем направлении и получили классификацию праздников народного календаря, которую вы можете увидеть на экране.
Слайд 24
Результативность и качество воспитания определяется творческими достижениями обучающихся. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты, благодарственные письма регионального, городского уровня.
Слайд 25-41
В 2010-2011, 2011-2012 учебном году ансамбль «Россияночка» участвовал в X фестивале народной песни и был отмечен благодарственным письмом Управы Левобережного р-на за сохранение русских традиций.
Коллектив стал призером Областного фестиваля-конкурса духовно- патриотической песни " Голос сердца" с 2011 по 2013гг., Лауреатами Городского фестиваля - конкурса " Славься Отечество"в 2011 и 2012 годах, финальный концерт которого ежегодно проходит 9 мая на концертных площадках города, Лауреатами городского конкурса патриотической песни «Защитники Отечества» 2011-2014 гг, Лауреатами международного фестиваля авторской духовной песни «Ковчег» в номинации ансамбль и солист.
ВИДЕОФРАГМЕНТ «Учитель года»
Слайд 42-49
Ансамбль «Россияночка» активно участвует в общественных и благотворительных мероприятиях: Участник торжественной церемонии вручения паспортов гражданам РФ, достигших 14 лет, посвященное Дню Защитника Отечества; участник Областного Форума замещающих семей, в 2012 году участник праздничного мероприятия посвященного 200-летию Бородинского сражения в Парке Патриотов, в2013 и 2014 годах участник концертов на Выборах президента РФ, губернатора Воронежской области. Такая многогранная работа позволяет формировать у детей активную устойчивую гражданскую позицию, бать сопричастным к важным событиям происходящим в стране, быть настоящим патриотом гражданином своей великой России.
Слайд 50
Свое выступление хочу завершить такими словами, что по старинным поверьям русского народа, путь к процветанию лежит через крепкую, неразрывную, вечную связь предков и потомков.
Каждый человек несет в себе образ ушедшей жизни - жизни своих предков, своей семьи.
Забыть прошлое - означает как говорили русские крестьяне « утратить долю судьбы».
Слайд 51
Если ребенок родился и росНа родной стороне, среди русских берез,Слышал русские песни, колядки справлял,С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,Был воспитан в труде, милосердье, добре,В уважении к старшим, родным и Земле
Эту заповедь предков в душе сбережет,Только радость и счастье с собой принесет.