ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ИДЕЙ ПРОГРАММЫ 7 МОДУЛЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.
Формирование компетенций/компетентностей субъектов образовательного
процесса. Анализ работы по применению ключевых идей программы 7 модулей на
уроках информатики.
А.В. Орлова
КГУ «Средняя школа № 23»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ИДЕЙ ПРОГРАММЫ
7 МОДУЛЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.
Одна из ведущих целей Программы – обеспечение учителей знаниями и практической готовностью по организации процесса обучения, способствующего формированию у учащихся навыков самостоятельного обучения, саморегуляции, становлению их активными гражданами и специалистами, компетентными в сфере информационных технологий, способными к конструктивному диалогу в различных аудиториях, успешному функционированию в современном мире [1]. Добиться достижения этой цели поможет внедрение в свою практику всех модулей Программы.
Естественно, что при этом существуют основные барьеры в обучении информатики: отсутствие учебников, постоянного планирования (планы меняются каждый год), недостаток часов, перегрузка детей информацией на уроке, недостаточность практической отработки.
Целью обучения является не только приобретение учащимися глубоких знаний, но и развитие учащегося. Поэтому мной разработано среднесрочное планирование, которое дает возможность внедрить в школьную практику все семь модулей программы. При этом для каждого урока можно отобрать такие формы и методы, стратегии и приемы обучения, которые направлены на организацию познавательной деятельности учеников, обеспечив их развитие.
Согласно новым подходам в преподавании и обучении, ученик должен осознавать, что от него хочет учитель в связи с поставленной задачей, уметь обдумать поставленную задачу, разработать стратегию решения этой задачи или выбрать наиболее подходящую.
Наибольший интерес в преподавании информатики представляет один из модулей: «Новые подходы в преподавании и обучении» Программы 7 модулей.
Конечно, все модули взаимосвязаны между собой, но в данном модуле выражено все лучшее и новое, что можно применить на уроках информатики и чем привлечь и мотивировать учащихся. Здесь есть и обучение тому как обучаться, и создание образовательной среды, и согласованность в работе, и осознание важности общения (диалога), и саморегуляция ученика, и его мнение и опыт.
Работа с учениками в форме диалога подразумевает конструктивный диалог между учителем и учеником и между учениками.
Этот модуль познакомил меня с новыми веяниями в преподавательской практике, сформировал осознание того, что нужно менять старые подходы в преподавании на новые стратегии согласно Программы 7 модулей. Планируя уроки, я стараюсь внедрить идеи модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», как учитель, сосредоточиваюсь не на собственном преподавании, а на развитии у ученика желания и умения учиться.
При этом стараюсь так спланировать свои уроки, чтобы учесть не только успеваемость учеников, но и уровень понимания и усвоения ими материала. В моей работе необходимо присутствие согласованности содержания преподавания и процесса планирования уроков.
Основной задачей является построение такой образовательной среды, в которой бы все ученики стремились формулировать собственные гипотезы и вопросы, делились мнениями, ставили цели для других и для себя, получали результаты и не боялись ошибиться. Коллаборативное обучение – образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта [2]. Это предполагает такое обучение: ученики сами ищут информацию, определяют то, что уже знают; взаимодействуют с другими учениками, обрабатывая и обсуждая информацию; исследуют мнения других учеников, работают в диалоге друг с другом.
Преподавание информатики предполагает индивидуальное обучение - все-таки не зря компьютер называют персональным. Однако 15-20 минут урока, особенно при изучении новой темы или проведении опроса, можно посвятить групповой или парной работе. Обучение на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление.
Внедрение подхода «Обучение тому, как учиться» поможет учащимся понять и принять ответственность за собственное обучение так, чтобы в дальнейшем продолжить обучение самостоятельно[1].
При подготовке уроков я стараюсь включить в начало каждого урока эмоциональный настрой. При проведении первого урока дети стеснялись говорить друг другу комплименты, хвалить друг друга. Затем стали вести себя более раскрепощенно. Поскольку построить весь урок информатики на диалоге довольно сложно, так как основой работы с компьютером является практика, я стараюсь распределить время так, чтобы хватило на все виды деятельности. Чтобы вызвать интерес к изучаемой теме, использую игровые моменты, формативное оценивание, настраиваю класс на размышления, рассуждения по изучаемой теме. С самого начала урока строю спокойную доверительную атмосферу в классе.
Именно эти составляющие определяют успешность реализации идей модуля в серии последовательных уроков.
Проведя серию уроков, отметила для себя положительные моменты по реализации идей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении»:
1. Построение коллаборативной среды в классе.
2. Повышение мотивации.
3. Положительный отзыв большей части учащихся как о содержании, так и о
форме работы на уроках.
4. Активизацию практически всех учащихся.
5. Системность в работе на протяжении серии уроков.
6. Удовлетворение от осознания выполненной задачи.
При этом возникли следующие трудности: не все учащиеся активно включались в работу, некоторые отвлекались на посторонние разговоры, не могли распределить обязанности в группе, нерационально использовали время для работы. Второй модуль рассматривает обучение критическому мышлению, предполагая научить ученика рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. То есть ученики должны быть способны синтезировать и анализировать информацию, судить о ее достоверности, уметь работать с ней. А учитель, в свою очередь, должен быть способен критически оценить свою работу, изменить ее, применить новые подходы к обучению в различных ситуациях.
Разрабатывая уроки, я пришла к выводу, что, работая ранее, я упускала важнейшие подходы в общении с учащимися. Из пяти подходов в общении с учащимися, определенных Александером, - механическое запоминание, декламация, инструкция/изложение, обсуждение и диалог [1], - я практически не применяла на уроках обсуждение и диалог.
Планируя уроки, я стараюсь внедрить идеи модуля «Обучение критическому мышлению». Очень нравится детям составление кластера, сама работа в группе доставляет детям удовольствие. С таким же удовольствием они представляют свою работу остальным учащимся и оценивают работу других. Определение цели урока так же интересно для них. Дети теперь стараются учесть все мнения в группе, прислушиваются друг к другу, советуются. Определилась основная проблема для реализации модуля: сложно планировать время на выполнение заданий в группах.
Но в этом тоже наметился прогресс: при распределении функций каждого участника в группе работа идет быстрее. На уроках я применяю стратегию «Думай –объединяйся - делись». Так как критическое мышление предполагает развитие таких навыков как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, применение соответствующих критериев для принятия решений, интересно наблюдать, как описанные выше процессы и навыки на практике просматриваются через применение данной стратегии. Выполняя задание, учащиеся осмысливают, анализируют информацию, используют результаты своих размышлений, а затем в паре защищают свою работу. Другие пары оценивают и дополняют. Таким образом, работа детьми была проделана большая, но все остаются довольны и работой, и полученными знаниями.
Однако не все дети умеют анализировать и отбирать информацию, уверенно аргументировать свои ответы.
Поэтому на уроках я стала больше применять обсуждение и диалог, а дети стали чаще участвовать в кумулятивной и исследовательской беседе.
Следующий важный для меня модуль - «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Недостаток информации - вот что тормозит развитие ученика. Чтобы ребенок мог увидеть свои достижения или недостатки, наметить путь дальнейшего совершенствования, движения вперед, ему нужна информация о своем уровне развития. Такую информацию может предоставить оценивание для обучения и оценивание обучения. На уроках во время практики я использовала «Карточки учета работы на уроке», которые позволили оценить и промежуточные этапы, и результат урока. При этом я использовала самооценку и взаимооценку.
Наблюдая за ребятами, обратила внимание, что основная масса детей может адекватно оценить свою и чужую работу, но есть дети, которые проставляют себе наивысший балл незаслуженно. То есть мне нужно будет еще поработать над мотивацией и сознательностью учеников.
Заметила, что дети с удовольствием оценивают себя и других, построена обратная связь. Повысилась мотивация к обучению и самооценка учащихся.
Однако недостаточно разработаны критерии оценивания, не всегда объективное оценивание (симпатии и антипатии), неумение защитить полученную оценку.
Поскольку я учитель информатики, то следующий модуль «Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании» основа моей работы. Работа по алгоритму с изучаемой программой, индивидуальные задания, вспомогательные презентации, электронные пособия - все для учеников. Например, кроме выполнения индивидуальных работ на компьютере, я предлагаю детям учебные презентации, где один из слайдов является образцом для оценивания работы. На другом уроке используется слайд «Рефлексивный экран», на третьем – электронный тест, на четвертом – электронное пособие и заготовку для практикума, электронные физминутки. То есть кроме самостоятельной работы за компьютером, дети постоянно пользуются вспомогательными средствами, которые предоставляет компьютер. На уроках ученики могут выбирать, с чем им работать - с электронным пособием или учебником, или презентацией, например, для оформления кластера. Они обмениваются мнениями в процессе редактирования и проверки своих работ [1].
На уроках я сталкиваюсь с особенностями работы детей на компьютере, так как скорость печати и скорость восприятия информации у каждого ребенка разная, то и работают они с разной скоростью. И, хотя даю разноуровневые задания, некоторые учащиеся не могут вовремя закончить работу – слишком медленно выполняют задания.
В результате применения идей модуля повысилась мотивация к изучению нового материала на уроке, учащиеся могут использовать разные источники информации, включая электронные пособия.
Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развивать их в процессе обучения [1]. Поэтому следующий модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников» так же очень важен при разработке уроков. На всех уроках я работаю с одарёнными детьми через обучение критическому мышлению: составление синквейна и работа с кластером, написание эссе и творческие задания. Применяю усложнённые индивидуальные задания.
Наблюдая за детьми, пришла к выводу, что некоторые дети на обычных уроках не старались раскрыться так, как на тех, которые я веду по новым технологиям. При этом при отсутствии в учебниках уровневых заданий, много времени уходит на подготовку индивидуальных заданий для одаренных учащихся.
Модуль « Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» тесно связан с остальными модулями, потому нельзя
вести уроки, если не учитывать психолого–физиологические особенности возраста. На уроках все задания и форма урока строятся с учётом возрастных особенностей. Определяющую роль в этом возрасте играет общение со сверстниками, их мнение. Поэтому первой задачей необходимо построить такую образовательную среду, в которой бы все ученики стремились к общению друг с другом и учителем, построить ситуацию успеха для каждого ученика.
Учащиеся с удовольствием общаются в группах, обмениваются мнениями, советуются друг с другом. Однако наличие симпатий и антипатий у учеников, разный уровень развития внимания и речевых навыков, аргументированности и креативности вызывают некоторые трудности.
Следующий модуль «Управление и лидерство в преподавании и обучении» заставил меня пересмотреть свои убеждения о роли учителя. Любое изменение в образовательной системе должно начинаться с учителей. Учитель формирует свои собственные убеждения, создает план по внесению изменений в свою практику, потом начинает активно действовать, привлекая единомышленников.
Ученик, успешный в учебе, проявит и лидерские качества. Задача учителя – воспитать такого ученика. Поддерживая работу каждого лидера группы, меняя лидеров групп на уроках, необходимо воспитывать в учащихся лидерские качества.
При этом некоторые учащиеся, обладая лидерскими качествами в целом, не
проявляют себя при общении, в защите своих работ.
Проанализировав свою работу в школе с использованием ключевых идей Программы, я пришла к выводу, что совместная деятельность приводит к верному решению, прочному усвоению материала – и, самое главное, происходит осмысление и понимание решаемой задачи. Дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждение, диалог и аргументацию[1].
Поэтому для приобретения учащимися глубоких знаний, развития учащегося, в дальнейшем буду применять ключевые идеи Программы:
1. На всех уроках вести диалогическую беседу.
2. Использовать работу в группах, в парах, так как по мнению Л.Выгодского, учащийся развивает мышление и речь в результате социального взаимодействия [1].
3. Строить коллаборативную среду для поддержания на уроках положительной эмоциональной среды, в которой учащиеся будут работать в сотрудничестве, во
взаимодействии.
4. Использовать новые подходы и стратегии для обучения и преподавания в
целях повышения эффективности уроков.
5. Планирую делиться идеями и развивать их дальше, исследовать совместную работу с коллегами, с детьми по новым подходам к обучению.
Итогом такой работы станут «независимые, самомотивированные, увлеченные, уверенные, ответственные ученики с развитым критическим мышлением,
проявляющими компетентность в цифровых технологиях»[1].
ЛИТЕРАТУРА
1. www.cpm.kz Руководство для учителя. Третий базовый уровень. Программа
курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательный школ
Республики Казахстан.
2. 3_L3W1D1_Инструкция по работе в малых группах.
15