Урок-обобщение Веселый хороводпо Литературному чтению во 2 классе


Проект по литературному чтению.
« Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод»
Проект краткосрочный.
Тип проекта – творческий.
Цели проекта: обучать учащихся работать над созданием проекта; развивать речь, внимание, память, логическое мышление; воспитывать любовь к чтению, интерес к устному народному творчеству.
Задачи проекта: учить работать с информацией, проводить синтез и анализ идей, выполнять исследование, участвовать в оценке проекта.
Планируемые результаты: учащиеся должны владеть изученным материалом, работать в группе, договариваться с товарищами, оценивать свои действия.
Оборудование: книги по разделу «Весёлый хоровод», презентация «Собиратели народного творчества», компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, творческие тетради, учебники.
Краткая аннотация проекта.
В данном проекте учащиеся под руководством учителя собирают материал и обобщают знания по теме «Весёлый хоровод».
В эту тему входят: презентация «Собиратели народного творчества», подготовленная учителем, выставка книг «Весёлый хоровод», подготовленная учителем совместно с детьми, прочтение наизусть стихотворений (закличек, потешек, перевёртышей, весёлых стихов, созданных авторами, переводов, загадок) учащимися 2 класса.
Этапы работы над проектом
Предварительная подготовка: распределение обязанностей.
Подготовить презентацию «Собиратели народного творчества» - учитель;
Подготовить выставку книг «Весёлый хоровод»- Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, небылицы, скороговорки. Э.Успенский «Память», Ю.Мориц «Хохотальная путаница», Д.Хармс «Весёлый старичок», «Небывальщина», К.Чуковский «Путаница», переводы английской народной песенки К. Чуковского и С.Маршака. – дети, учитель.
Подготовить наизусть стихи:
Творческое представление проекта.
Представление выставки книг. (дети-учитель)
Демонстрация презентации. (учитель через мультимедийный проектор)
Чтение стихотворений.

Ход урока.
Мы закончили изучать тему «Весёлый хоровод». Что мы изучали в этом разделе? (Произведения устного народного творчества) Как по-другому называются произведения устного народного творчества? (Фольклор) А знаете ли вы, что фольклор бывает разным? Он делится на малые и большие фольклорные жанры. Что относим к большим жанрам? Что следует отнести к малым жанрам? Сегодня мы вспомним малые жанры фольклора. Как вы думаете, почему именно малые? (Произведения небольшие, короткие). Малые жанры фольклора ещё называют детским фольклором. Почему? На этот вопрос вы ответите в конце урока.
Вы поделены на группы. Каждая группа готовила сообщения о каком-то жанре. Итак, мы отправляемся в путешествие по малым жанрам фольклора, путешествие в детство.
Родился ребёнок, появился на свет маленький человечек. Что часто делают маленькие дети? Плачут. Надо ребёнка успокоить. Как это сделать? (Покачать, убаюкать, спеть колыбельную) Верно, выходит для отчёта первая группа.
1 группа. Колыбельная песня.
(Девочка поёт колыбельную, укачивая куклу на руках)
Баю-баюшки-баю
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
Тебя схватит за бочок.
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок.
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
Ты волчище уходи,
Нашу детку не буди.
Колыбельная песня является одним из малых жанров фольклора, одним из самых первых, с которым знакомятся малыши, и самым древним жанром фольклора. В колыбельных песнях сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Колыбельная песняпесня, с помощью которой убаюкивают ребёнка.
2 группа. (Выходит Пестушка, берёт младенца на руки)
Здравствуй, Настенька!
Здравствуй, солнышко!
Как цветочек мой спал?
Как по маме скучал?
Сейчас на ручки возьму,
Прямо к сердцу прижму!
Поцелую, обниму!
К небу дочку подниму.

- А это кто?
Это Пестушка. Пестушки - это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для пестушек одинаково важны и содержание, и ритм, они помогают ребёнку двигаться и создают особое настроение.
(На доскен появляется табличка «Пестушка»)
(Пестушка разговаривает с младенцем)
Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.
(Пестушка начинает мыть младенцу ручки.)
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
3 группа. ( Выходит ученик, берёт куклу и рассказывает)
А я вот помню, как со мною мама в ладушки играла
- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку.
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!
И это детский фольклор – потешка. Малыш знакомится с потешками чуть позже. Это короткие игровые присловья. Потешки - первые детские игры, в которых ребёнок осваивает простейшие движения и жесты, а слово в потешке ведёт за собой жест, организует всю игру. Кроме того, потешки воспитывают в шутливой форме. Слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, малыш учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции.
(На доске вывешивается табличка «Потешка»)
(Потешка выбирает кого-то из зала и начинает играть.)
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая -
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ.
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает,
Забодает, забодает!

- А еще есть жанр Прибаутка. О нём нам расскажут ученики 4 группы.
4 группа.
Прибаутка -- один из самых интересных жанров детского фольклора. Прибаутки предназначены прежде всего для развлечения малыша, а их народное название - "забавушки". Это небольшие стихотворные сказочки с ярким динамичным сюжетом. Эти небольшие рифмованные истории ещё больше расширяют представления ребёнка об окружающем мире, будят его фантазию и воображение.
(Выходят две Прибаутки и начинают друг другу рассказывать истории.)
1-ая Прибаутка.
И-та-та, и-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота котовича,
За Иван Петровича.
2-ая Прибаутка.
Ай, дуду, ай, дуду,
Потерял мужик дугу.
Потерял мужик дугу
За поленницей в углу.
Шарил, шарил - не нашел,
Так заплакал и ушел
1-ая Прибаутка
Журавли доску точили,
Кулики баню топили.
Они парились,
С полки сваливались.
2-ая Прибаутка.
Дон, дон, дон!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром -
Заливать кошкин дом.

- Ребёнок подрос. Начинает играть в игры с ровесниками. Как здесь обойтись без считалочки.
5 группа.
Считалканебольшой стишок, форма жеребьёвки. С помощью считалки определяют, кто водит в игре.(Несколько человек стоят у доски, один из них произносит считалочку)
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты,на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
, Аты-баты,на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

-. Следущий жанр малого фольклора – это игра. Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. В народных играх отражается образ жизни людей, их быт , труд, представления о чести, смелости, мужестве. Каждый игрок стремится показать силу, ловкость, выносливость, проявить смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе. Многие народные игра сопровождаются словами.
Ведущего для игры выбрали. Сейчас будем играть.
(Физкультминутка, игра со словами.)
Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По за синю морю 2р.
По за синему морю 2р.
По за чисту полю 2р.
Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой
Как девушки ходят 2р.
А девушки ходят этак 2р.
Вот они вот этак 2р.
Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По за синю морю 2р.
По за синему морю 2р.
По за чисту полю 2р.
Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой
Как молодцы ходят 2р.
А молодцы ходят этак 2р.
Вот они вот этак 2р.
Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По за синю морю 2р.
По за синему морю 2р.
По за чисту полю 2р.
Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой
Как старушки ходят 2р.
А старушки ходят этак 2р.
Вот они вот этак 2р.
(Тут выходит Небылица с Перевертышем )
6 группа
Интересно, а про нас забыли?
- А это еще кто такие?
Мы Небылица с Перевертышем.
Небылица: А мы сами про себя рассказать можем!
Перевертыш: М-да! Можем, между прочим, сами!!!
Небылица: Но не будем!
Перевертыш: М-да! Между прочим, не будем!!!
- Ох уж эти шалуны!!! Особой разновидностью прибауток принято считать небылицы-перевёртыши - песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены. В центре небылицы - заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевёртыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления.
(Небылица и Перевертыш начинают рассказывать, перебивая друг друга)
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Я схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Стучит-гремит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.

- Да уж, точно небылица-перевертыш.
Что-то наши гости заскучали. Надо бы их развеселить.
Давайте-ка устроим конкурс загадок. Загадки готовила 8 группа.
8 группа.
Это можно. Тем более, что загадка – это тоже жанр малого фольклора. Загадка это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается отгадать. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение. Ну что, ребята, готовы отгадывать загадки?
(Начинают загадывать ребятам загадки, заранее подготовленные, 9-10 загадок)

- А теперь проведем конкурс скороговорок.
Ведь скороговорка, ребята, тоже малый жанр фольклора. С помощью скороговорок тренировали правильную речь и произношение. Их нужно произносить как можно быстрее, но четко и выразительно. Кто хочет попробовать? (Приглашаются 5 желающих, им выдаются карточки со скороговоркой. Через 2-3 минуты они должны их быстро проговорить. У кого лучше получится, тот объявляется самым скороговорящим.)
От топота копыт пыль по полю летит.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На дворе трава, на траве дрова.
Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.
У быка тупы губы, бык тупогуб.
-Да, за твоим языком не поспеешь. Красиво сказано!
А помогла мне в этом поговорка. Вот мы с Вами ребята подошли к самым интересным малым жанрам фольклора – пословицам и поговоркам. Они кратко и точно позволяют оценить характеры и поступки людей или скрыто намекают на различные явления человеческой жизни.
А теперь проведем конкурс пословиц и поговорок. Вставьте в поговорки нужные слова, дополните их. (Задание даётся по группам.)
Без труда--------------из пруда.
Дружба-------------, а служба --------.
По одежке------------, по уму---------------.
Ученье------------, а не ученье-----------.
Правда------колет.
Работа-------------------в лес-------------.
(Побеждает та группа, которая угадала больше пословиц)

-. Ещё один жанр фольклоразаклички. О них нам расскажет 9 группа.
группа.
Заклички представляют собой обращения к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы. Могут быть обращены к животным, часто к птицам. В закличках просят богатого урожая, здоровья, счастья, богатства.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Дождик, лей! Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке,
На людей по плошке,
А на лешего в бору -
Лей по целому ведру!

-Ребята, как вы считаете, дразниться, обзываться – это хорошо или плохо? (Плохо) А знаете ли вы, что дразнилки – это тоже фольклор?
группа.
Детские дразнилки это коротенькие стишки, в которых высмеиваются недостатки человека. Обычно дразнилки придумывают сами дети, чтобы защититься от обидчика.
Согласно Толковому словарю русского языка В.И. Даля эти немудреные выражения придумывали специально для того, чтобы намеренно рассердить обидчика. Дразнилки сложены практически для всех русских имен.
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
В окошко не гляди,
Девчонок не дразни.
Но чаще всего детские дразнилки высмеивают различные черты характера: жадность, трусость, лень, хвастовство и т.д.
Жадина, говядина,
Соленый огурец
На полу валяется,
Никто его не ест!
С помощью дразнилок дети учатся замечать плохое, несправедливое отношение и поведение. Так дети сами занимаются исправлением недостатков друг друга. К тому же они учатся слышать слова, подбирать их по смыслу и рифмовать. Если же дразнят не за дело, то всегда можно ответить:
Кто как обзывается, тот так и называется!
Хотел Федя
Убить медведя,
А ему медведь:
- Федь, не сметь!
Утром рано
Съешь барана,
А на закуску -
Съешь лягушку!
Миронушка-Мирон
Полна пазуха ворон.
Выглянул в окошко -
Голова с лукошко,
Нос крючком,
Волоса клочком!
Никита-волокита
Купил лошадь без копыта.
А Фома-простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Зацепился за пенек,
Простоял весь денек,
Зацепился за кочку,
Простоял всю ночку.
Фома чудак,
Полез на чердак,
Шлепнулся пузом,
Стал карапузом!

-Подходит к концу наше путешествие. Мы вспомнили малые жанры фольклора. Посмотрите ещё раз, что мы относим к малым жанрам фольклора: колыбельные песни, потешка, прибаутка, небылица-перевёртыш, пословица, считалка, закличка, дразнилка, скороговорка, загадка, игра.
Сообщение какой группы понравилось больше? Что показалось самым интересным?
Внимание, вопрос, который был вначале урока: почему малые жанры называют детским фольклором? ( Малые жанры фольклора используются для развлечения маленьких детей)

Интернет ресурсы
cdd-khibiny.ru «Игровой фольклор»
govor.yaxy.ru
literatura5.narod.ru «Жанры фольклора»
ru.wikipedia.org

15