ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Медведева Л.А.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
школа – интернат «Лицей – интернат № 7» г. Бердск

Прежде природа угрожала человеку,
А теперь человек угрожает природе.
Жак Ив Кусто
Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: "Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля". Я приглашаю вас в путешествие по нашей единственной Земле-матери, которой мы обязаны своей жизнью. Какой мы ее увидим: прекрасной и цветущей, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков? Или стонущей от боли и взывающей о помощи к Человеку? Человек же, открывая тайны природы и получив неограниченную власть над ней, наверное забыл, что сойти с этого корабля некуда!
Экологические проблемы не знают государственных границ. В этом мы убедились, когда беда пришла в Чернобыль и ее смертельное дыхание почувствовали жители не только Украины, но и Белоруссии, России, некоторых стран Западной Европы. Больше 20 лет прошло после аварии на Чернобыльской АЭС, но ее последствия ощутимы до сих пор: это безжизненный город Припять, это до сих пор умирающие люди – ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС.
Окинув взором всю планету, сделаем остановку в нашем родном городе. К сожалению, видим, что проблемы экологии актуальны и для Бердска.
Количество автотранспорта в городе резко увеличилось. При этом подавляющее большинство автомобилей не соответствуют современным требованиям экологических норм, а значит, являются источником загрязнения воздуха. Именно поэтому загазованность центральных улиц выше всех допустимых норм!
Площадь парковых зон в Бердске сокращается. Старые деревья вырубают, а новые не сажают. А между тем очистить воздух, насытить его кислородом могут только зеленые насаждения.
Не прибавляет нам здоровья и свалка, периодически горящая и сбрасывающая на город удушливый смог.
Пройдите летом по бердскому побережью - вы увидите тонны мусора, которые привезли сюда бердчане и гости нашего города.
Во время активной работы трех бердских гигантов в 70ые годы - "Веги", химзавода и БЭМЗа мы получили кроме их продукции грязный воздух и воду, рост заболеваемости среди жителей города.
Бердчане! Вам не страшно за свое здоровье в таком городе? И от этих экологических проблем нам не спрятаться! Вспомните, какая вода течет дома из вашего крана? Качество воды на очень низком уровне! А ведь мы эту воду пьем! Одним из путей решения проблемы качества воды является ремонт водоканала, очистных сооружений, создание эффективной системы защиты воды от загрязнения в городах, стоящих выше по течению реки Бердь.
От каждого из нас зависит, какой будет наша Земля: цветущим садом или безжизненной пустыней! И начинать можно с малого: беречь родной город, свою улицу, свой дом. Если Земля будет здоровой, то здоровыми будут ее дети. А ведь дети - самая большая ценность на Земле!
Первые основы экологической культуры закладываются у ребенка в период раннего детства родителями, воспитателем детского сада. А дальше - нам подхватывать эстафету экологических знаний!
На нас, педагогов, ложится миссия экологического воспитания учащихся. Мы растим и учим будущих инженеров и изобретателей, руководителей промышленных предприятий. Важно, чтобы они, став взрослыми, впитали в себя основы экологической культуры и способствовали экологическому оздоровлению Земли.
От того, насколько хорошо наши ученики поймут многостороннюю ценность природы, насколько хорошо мы, учителя, сформируем умения принимать правильные решения об оценке состояния окружающей среды, предвидеть возможные последствия своих действий, зависит по большому счету существование самой жизни на Земле.
Именно поэтому при обучении детей физике я стараюсь уделять большое внимание экологическому воспитанию.
Рассматривая вопрос об экологическом образовании на уроках физики, можно выделить два аспекта этого образования.
Первый - создание целостного представления о биосфере. Для этого исходными должны быть следующие знания:
1. Земля, почва, вода, атмосфера как элементы одной системы - биосферы, их основные физические свойства.
2. Физические факторы природной среды и их параметры.
3.Роль физических факторов в протекании физических, химических, биологических процессов в биосфере.
4. Допустимые нормы физических параметров для объектов биосферы.
Второй аспект экологического образования на уроках физики предусматривает ряд вопросов:
- сохранение динамического равновесия биосферы,
- защита ее от загрязнения,
- рациональное использование природных ресурсов,
- энергосбережение.
Считаю, что важнейшими обучающими и воспитательными задачами на уроках физики являются:
- раскрыть взаимосвязь человека и природы,
- показать, как человек познает, использует и изменяет природу,
- определить возможности каждого человека в сохранении и возобновлении окружающей природы.

На уроках мы выявляем "плюсы" и "минусы" технического прогресса, приходим к выводу о необходимости рационального использования природных ресурсов и энергии, определяем способы защиты природной среды от загрязнений.
Проиллюстрирую на нескольких примерах, как актуализировать экологическое воспитание и образование школьников на уроках физики.
При рассмотрении темы "Атмосферное давление" я акцентирую внимание на то, что атмосферный воздух является неотъемлемым условием существования всего живого на Земле.
Мы рассматриваем множество полезных функций атмосферы. А затем ищем ответ на вопросы: почему атмосфера превратилась в среду для удаления в нее производственных отходов? Кто в ответе за то, что эти выбросы чудовищно растут? Как с этим бороться? Ребята пытаются прогнозировать, какой будет наша планета без атмосферы.
На примере тем, связанных с исследованиями морских глубин, показываю учащимся познание и изменение человеком природы. Мы рассуждаем о том, что богатства морей и океанов открываются человеку при условии бережного отношения к водным ресурсам, а загрязнение нефтью, радиоактивными веществами может привести к необратимым последствиям. Ребята узнают о значимости профессии эколога, о том, где в нашей области можно приобрести эту профессию.
Экологическое содержание раздела "Электричество" наиболее полно может быть раскрыто при изучении вопросов электрификации. Наряду с огромным значением ТЭС, ГЭС и АЭС обязательно говорим о необходимости охраны природы при их строительстве и эксплуатации. Рассматриваем целесообразность строительства ОбьГЭС, проблемы, возникшие в связи с этим.
Особого внимания заслуживает изучение тем "Атомная физика" и "Физика атомного ядра". Учащиеся готовят сообщения по различным темам, связанным с проблемами ядерной энергетики, ядерным оружием, открывают для себя много нового, осознают важность и актуальность этих тем.
Занятия по темам «Единая физическая картина мира», «Физика и научно-техническая революция» служат завершению экологического образования при обучении физике, где основные экологические идеи могут быть закреплены в сознании учащихся как одна из сторон научного мировоззрения.
Глядя в глаза детей, иногда с грустью вижу, что они в свои 13-14 лет впервые задумываются над проблемами экологии. Один с удивлением узнал, что жить без атмосферы невозможно, а другой впервые непосредственно, по-детски ужаснулся деяниям человечества. В каком вакууме они воспитывались, где были их родители? Или они думают, что плывут на другом корабле?
Как достучаться до детского сердца, пробить стену неприкрытого равнодушия, а иногда и откровенного хамства по отношению к родной земле?
Обнадеживает, что для многих людей важны проблемы экологии. Они бьют тревогу, заставляют власти принимать меры, а государство вкладывать средства в решение экологических проблем.
Особенно радует, что экологическое воспитание детей становится системным. Пример тому - проведение в 2005 году на базе нашего лицея Всероссийской профильной смены "Экопланета 2005".
В рамках смены, которая длилась 3 недели, дети прослушали цикл лекций по экологии, разрабатывали экологические проекты, совершили экскурсии в лесхоз, ботанический сад, музей геологии, зоопарк, прогулку на теплоходе, провели операцию "Чистый берег". Здесь на практике ребята стали участниками экологического движения, осознали, что и они могут сделать природу немного чище.
На большинство ребят эта смена произвела неизгладимое впечатление! Дети ощутили свою причастность к проблемам экологии, а это значит, что юных защитников природы стало больше! Необходимо, чтобы экологическое движение школьников принимало бы вот такие практические формы, было организованным и системным. И тогда дети, подрастая, воспримут как жизненное кредо слова Евгения Евтушенко:
"Берегите эти земли, эти воды; даже малую былиночку любя,
Убивайте лишь зверей внутри себя!"
Если все мы, взрослые, единым фронтом встанем на защиту природы, а дети нас поддержат, экологические проблемы удастся решить и наш корабль по имени Земля продолжит свое путешествие!