Разработка проекта: Экологическое образование в интересах устойчивого развития
Макеевский городской лицей
Экологическое образование
в интересах устойчивого развития
2011 год
Целью экспериментальной работы является отработка элементов непрерывного экологического образования как составной части образования для устойчивого развития.
Актуальность программы. Устойчивое развитие – это развитие, которое обеспечивает удовлетворение нужд существующего поколения, не подвергая риску возможности будущих поколений удовлетворять свои нужды. Конференция в Иоханесбурге, прошедшая в 2002 г, подтвердила решение мирового сообщества следовать по этому пути.
Школа должна готовить гражданина, ориентирующегося в основных экологических проблемах, способного к усвоению главных экологических законов, характеризующих пределы устойчивых экосистем, главных принципов взаимодействия общества и природы; мотивированного к продолжению экологического и природоохранного образования применительно к своей дальнейшей работе и своему месту в обществе; обладающего практическими навыками поведения в современном мире.
Необходимым и достаточным условием сохранения развития общества являются люди, способные выдвигать и воплощать в жизнь идеи, которые обеспечивают при их реализации рост возможностей общества.
В то же время растущие возможности общества используются наиболее эффективно, если общество формирует человека, способного выдвигать и воплощать в жизнь идеи.
В разработке модели нас, прежде всего, интересовало, можем ли мы в ясной, прозрачной форме ответить на вопрос: возможен ли в принципе переход нашей школы к устойчивому развитию? Если возможен, то при каких конкретно условиях? В какие сроки? Какие должны быть параметры? Это один проект или много проектов? Можем ли мы при этом оценить последствия реализации этих проектов?
Все эти вопросы сгруппированы в четыре блока.
1-й блок – что есть? существующие возможности;
2-й блок – что нужно иметь? потребности;
3-й блок – проблемы рассогласование между двумя предыдущими блоками;
4-й блок – как осуществить переход к устойчивому развитию.
Мы рассмотрели различные аспекты устойчивого развития в системе природа-общество-человек: философские, математические, физические, химические, экологические, экономические, финансовые, правовые и политические.
В результате мы поняли, что эти казалось бы разные аспекты имеют ОБЩИЙ СТЕРЖЕНЬ - ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МОЩНОСТИ, который в неживой природе проявляется как второе начало термодинамики, а во всех формах явлений жизни как рост полезной мощности.
Это дало нам возможность рассмотреть логику проектирования таких изменений в мире, которые обеспечивают неубывающий рост возможностей людей удовлетворять свои потребности не только в настоящее время, но и в будущем.
Необходимые изменения и означают переход к устойчивому развитию общества, согласованному с естественными законами сохранения и изменения.
Закон сохранения мощности является тем инвариантом, той "путеводной нитью", которая соединяет все природные, общественные и духовные процессы в единую глобальную систему Природа-Общество-Человек.
В соответствии с концепцией С. А. Подолинского система природа- общество-человек объединяет в себе два сопряженных процесса: активное воздействие на окружающую среду и использование обществом потока ресурсов, полученных в результате этого воздействия. Совокупность этих процессов составляет процесс жизнедеятельности или трудовой процесс.
Мы сделали вывод, что сохранению подлежит рост возможности удовлетворять потребности как сегодня, так и в будущем;
изменению подлежат:
эксплуатация ресурсов;
технологическое совершенствование;
направления инвестиций;
качество управления.
Мы должны иметь четкое представление об исходной точке координат. И если речь идет о работе над снижением нагрузки школы на окружающую среду, необходимо было начать с анализа использования имеющихся ресурсов.
В рамках реализации программы «Школа будущего на пути к устойчивому развитию» в течении четырех месяцев, с ноября по февраль в лицее был проведен экологический аудит.
Мы проводили аудит по направлениям: электроснабжение, теплоснабжение, водообеспечение, утилизацию отходов, здоровый образ жизни и транспорт.
Проводил аудит 8-Б класс
АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
Для анализа электроснабжения лицея была создана оперативная группа, которая занималась снятием показаний со счетчиков, подсчетом энергосберегающих ламп, контролем за разумным использованием энергии.
Мы выяснили, что в лицее 520 энергосберегающих и 72 люминесцентных ламп.
В лицее есть человек , который отвечает за расход и потребление энергии. Это наш завхоз Москаленко Татьяна Степановна. Показания со счетчиков ежедневно снимает рабочий Анатолий Фрезонович Чернокозинский . 2.В нашем лицее 3 счетчика электричества, рассчитанных на лицей, столовую и мастерские 3.Ученики могут видеть счетчики. Они расположены за решетчатыми металлическими дверями
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Показания со счетчиков снимали ученики 8-Б класса Огилец Даниил и Загарин Александр
Ниже представлены графики расхода энергии по лицею в январе и феврале, их делала Синякова Елизавета
Как видно из графиков, в дни каникул до 9 января и в дни карантина с 31.01 по 14.02 средний расход энергии по лицею составляет 28 кВт, а в дни карантина 85 кВт, тогда как в рабочие дни 88 кВт в январе и 112 кВт в феврале.
Возможные источники потребления энергии: электролампочки, компьютеры. В школе установлено 60 компьютеров, в том числе в кабинетах информатики 42 комьютера. Если в школе 60 компьютеров, и если они будут работать одновременно, то затратят в среднем 20 кВт * ч (60*1.5 А * 220 В). Допустим что в двух кабинетах информатики компьютеры работают 6 часов в день, то за день они потребят 83 кВт( 42 * 220 В * 1.5А * 6ч).
Если предположить что лампочки работают в среднем 3 часа в день, а 1 лампочка потребляет в час 15 Ватт энергии, то они потребят 24 кВт.
Мы выяснили, что:
1. Энергия расходуется в основном на освещение кабинетов и коридоров и на работу компьютеров
2.Расход энергии тщательно контролируется администрацией
3. В школе приняты действенные меры по экономии электроэнергии: сетевые графики, контроль чистоты окон в кабинетах, использование энергосберегающих ламп.
4. Мы изготовили и прикрепили к выключателям вот такие таблички:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Мы пришли к выводу, что:
1. С нашими привычками потреблять, очень трудно научиться экономить
2.Снизить расход энергии можно только при использовании альтернативных источников
Решение проблемы пришло после обговаривания результатов аудита с учениками старших классов.
Мы выяснили, что на территории Украины,которая занимает площадь 603.7 тыс км 2, с количеством жителей 45 млн человек размещено 4 атомных , 10 гидроэлектростанций и 44 тепловых электростанций.
Все эти объекты были построены в 50-70-х годах прошлого века и сейчас они нуждаются в реконструкции. более 95% электростанций исчерпали свой эксплуатационный ресурс Поэтому повышение тарифов на электроэнергию неизбежно. Сегодня Украина продает электрическую энергию Европе, что будет завтра- неизвестно
Для получения 2 кВт электрической энергии нужно сжечь 1 кг угля или использовать 1 г радиоактивного элемента. При этом при сжигании 1 кг угля в воздух попадает 2.93 кг углекислого газа и выбрасывается огромное количесво оксидов серы и азота .
Альтернатива-использование энергии Солнца, т.к. эти же 2кВт энергии можно получить при работе солнечной батареи мощностью 220Вт за 9 часов работы.
Мы решили привлечь учеников старших классов сделать расчеты по установке солнечных батарей. На нашу просьбу с готовностью откликнулся ученик 9-А класса Волков Максим, который представил нам модель солнечного комплекса и сделал необходимые расчеты.
Он исходил из того, что
В среднем в месяц лицей платит 712 гривен за электроэнергию.
Эти затраты можно перекрыть, если установить солнечный комплекс мощностью 14кВт.
Он окупится за 20 лет
( 66кВт /день * 30 дней * 12 месяцев * 20 лет * 0.36 гривен). При этом основные затраты составят 220 000 гривен.
Для этого нам потребуются:
Солнечные батареи ( 14 кВт * ч) – 140 000 гр.
Солнечный контроллер ( 100 А) - 1000 гр.
20шт*Инвертор 12-220 В ( 1 кВт * ч) – 10 000 гр.
70шт*Аккумулятор ( 110 А) - 70 000 гр
Солнечные батареи – устройства, которые преобразовывают солнечную энергию в электрическую. Сейчас о солнечных батареях известно достаточно мало для потенциального покупателя, т.к. увидев их цену, они сразу же отказываются от новинки в сфере нанотехнологий, хотя , если продумать и просчитать их окупаемость, получим что солнечные батареи в среднем окупятся за15 - 20 лет, а срок службы солнечной системы составляет 25 лет без потери КПД. Да, на тридцатый год их КПД упадёт на 20 %, но они всё же продолжать отдавать электроэнергию. Главный плюс солнечных батарей состоит в том, что мы получим относительно дешёвую солнечную энергию , а также автономный источник бесперебойного электрического тока. Также, главной проблемой человечества является загрязнение атмосферы. Поставив солнечные батареи, мы сможем сберечь хоть маленькую часть нашей планеты Земля.
В качестве эксперимента он предложил установить солнечные батареи только для одного кабинета и прилегающего коридора
Солнечная батарея – 220 Вт – 12 В 2200гр.(1 Вт-10гр.)
Контроллёр заряда аккумулятора – 10 А 160 гр.
Инвертор 12-220 В – 500 Вт 300 гр.
Аккумулятор – 110А 1000 гр.
Итого- 3660 гр.
Таким образом, окупаемость солнечного комплекса для одного кабинета составит 18 лет, а срок службы солнечной батареи- 25 лет без потери КПД.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
АНАЛИЗ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
Изучили работу теплового счетчика и научились снимать с него показания Нагибин Павел, Огилец Даниил и Загарин Александр
Проводили подсчет секций батарей и равномерность обогрева Кондрашова Елизавета и Котенева Мария.
Фиксировали температуру в помещении и делали подсчет пластиковых окон Шевченко Екатерина и Попова Эльвира
Давыденко Татьяна проводила анализ и расчеты, Синякова Елизавета делала диаграммы, также мы организовали обсуждение вопроса об автономном теплоснабжении с экономическим, 10-В классом .
Мы выяснили, что за расход и потребление тепловой энергии, состояние батарей и температуру в помещении лицея отвечает наш завхоз Москаленко Татьяна Степановна. Показания со счетчиков ежедневно снимает рабочий Анатолий Фрезонович Чернокозинский
Счетчик тепла имеется. Мы научились с него снимать показания. Он расположен в помещении мастерских.
Мы фиксировали температуру в кабинетах при плюсовой температуре она составляет 220С, а при минусовой 15-170С
Наша школа построена в 60-х годах, когда технология строительства была такова, что стены делали тонкими, поэтому при сильных морозах помещении холодно, несмотря на достаточную подачу тепла
Мы проанализировали потери тепла. Оказывается, в нашей школе почти не осталось деревянных окон. Количество пластиковых окон в лицее 125, количество деревянных окон 30. И к началу следующего учебного года
родительский комитет планирует установить оставшиеся 30 окон
Окна пластиковые во всех кабинетах, поэтому от сквозняков мы защищены .Через внешние двери тепло также не уходит, т.к. имеется двойной коридор с самозакрывающимися дверями. Разбитых окон в школе нет. В нашей школе вообще нет ничего разбитого.
Горячая вода из кранов не течет, т.к в Макеевке уже 15 лет жителям не подают горячую воду.
Полы и стены утеплены только в кабинетах начальных классов.
Мы подсчитали количество секций батарей в каждом классе и пришли к выводу о необходимости добавления дополнительных секций, а также обратили на неравномерность их нагрева.
Всего в лицее 840 секций батарей. Количество секций зависит от площади класса Всего в лицее 840 секций батарей. Количество секций зависит от площади класса
Так в кабинетах количество секций от 14 до 30 и при температуре на улице 50С, в среднем температура в кабинете 170С
Подача тепла осуществляется котельной, которая расположена около лицея и принадлежит местному ЖЭКу
Оплата за расход тепла ведется только за использованные ресурсы из бюджета. -1б
Возможности использовать сэкономленные средства по своему усмотрению нет.
Так в кабинетах количество секций от 14 до 30 и при температуре на улице 50С, в среднем температура в кабинете 170С
Подача тепла осуществляется котельной, которая расположена около лицея и принадлежит местному ЖЭКу
Оплата за расход тепла ведется только за использованные ресурсы из бюджета. Возможности использовать сэкономленные средства по своему усмотрению нет.
Так выглядит график расхода тепла по лицею за январь- март.
Мы предложили:
Увеличить количество секций батарей в каждом классе. Для этого нужны дополнительные средства
Промыть имеющиеся секции на подшефном заводе.
Утеплить стены и полы , Это самый дорогой путь, т. к. после утепления нужно делать везде ремонт.
Установить мини-котельную
АНАЛИЗ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Изучили работу водяного счетчика и научились снимать с него показания: Нагибин Павел, Огилец Даниил и Загарин Александр.
Изучили состояние кранов и унитазов, размещение и принцип работы накопительных баков Кондрашова Елизавета и Котенева Мария
Давыденко Татьяна проводила анализ и расчеты, Синякова Елизавета делала диаграммы, Нагибин Павел делал таблички с надписью: «Берегите воду»,
За расход воды в лицее отвечает наш завхоз Москаленко Т.С. 1б
В лицее имеется счетчик на потребление воды. Ученики его не видят, т.к. он расположен в подсобном помещении, куда ученики не заходят. В снятии показателей ученики до нас не участвовали.
Аудит показал, что текущих и неисправных кранов в лицее нет. Поломки и неисправности устраняются быстро и оперативно. Из сливных бачков унитазов вода не течет. В туалете есть специальные приспособления для экономии воды. Мы проанализировали расход воды за январь
Оказалось, что за январь потрачено 149 кубометров воды. Это, в среднем за день 5.96 кубометров.
Учитывая то , что вода в Макеевке подаётся по часам, а именно до 9.00 и после 18.00 и в это время в школе уже нет детей, для хозяйственных нужд установлены накопительные баки на 200 и 400 литров в лицее и на 100 и 200 литров в столовой. Для предотвращения потери воды в туалетах, на унитазах установлены краники. В накопительные баки вода набирается самотеком.
Эта вода не используется для питья. Для питья в столовой имеется очищенная вода, которую нам поставляет «Ключ здоровья».
Таким образом, в нашем лицее нет потерь воды.
Можно сказать, что мы испытываем недостаток воды, особенно это касается полива клумб в летнее время и мытья рук в рабочее время.
Питьевая вода фактически используется для уборки помещений, полива цветов и смывки унитазов. Для мытья рук в столовой установлен накопительный бак с теплой водой
Мы изготовили и прикрепили таблички около всех раковин в каждом кабинете и в туалетах
А потом обратились за помощью к ученикам 9 класса для расчета стоимости
скважины для технических нужд.
Расчеты делал ученик 9-А класса Максим Волков
Расчёт стоимости скважины:
40 метров погонных( глубина скважины) – 200 гривен(1 метр) * 40 метров = 8 000гривен
Насос (1.5 кВт) - 500 гривен
Трубы и расходный материал - 500 гривен
Итого : 9 000 гривен
Мы подсчитали, что в день школа тратит 5 кубометров воды, а за месяц эта цифра доходит до 149 кубометров и цены в 894 гривен, выгодней было бы пробурить скважину.
Плюсы:
Получаем круглосуточную воду, что достаточно редко встречается в наше время
Получаем воду без хлора и если поставить специальных 3 фильтра( 150 гривен), то мы получим воду, которую можно будет употреблять в пищу.
В кранах будет постоянная вода , лицеисты смогут мыть руки перед едой
Самое главное – эта вода будет бесплатной.
Также эту воду мы сможем использовать для поливки клумб и растений в теплице.
Так выглядит скважина и процесс бурения скважины
УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ
Проводили анкету с учащимися лицея: Сжимаете ли Вы использованную упаковку (пакеты, бутылки ПЭТ),перед тем, как выбросить ее?
Левченко Дарина, Статко Карина, Приймак Аня
Агит-бригада в составе Нагибина Паши, Шевченко Кати,Синяковой Лизы, Загарина, Саши , Огильца Даниила, Червинского Ивана, Лазутина Максима обучала родителей и учащихся лицея правильно сжимать использованную упаковку и призывала отказаться от использования пластиковых пакетов для второй обуви.
Анализировали состояние и размещение урн Кондрашова Елизавета и Котенева Мария
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В нашей школе очень чисто. Ежедневно уборщицы моют полы в классах и коридорах.
На пришкольной территории имеется 2 контейнера, в которые собирают мусор.
Урны находятся в каждом кабинете, 9- в туалетах, 1- в столовой, 1- в спортзале и 1- в коридоре на 3 этаже. Они никогда не бывают переполнены. За их состоянием следят технические работники.
Раздельного сбора отходов нет, но имеются сетки для сбора пластика .
Мы выяснили, что урны в основном заполняются обертками от конфет и объемными упаковками от чипсов и сухариков. Также в мусорном баке оказываются исписанные с одной стороны листы бумаги.
Анализ проведенного анкетирования позволил сделать вывод, что только 3% человек знают о том, что пластиковые бутылки нужно сжимать перед использованием.
Пищевые отходы из столовой сдают на компост.
На вывоз и размещение мусора заключен договор с предприятием «КоммунТранс»
Мы провели разъяснительную работу среди учащихся и родителей и научили их сжимать пластиковые упаковки перед выбрасыванием.
И вышли с предложением к администрации:
Запретить продажу в школьном буфете продуктов в объемной упаковке
Организовать в школе ежеквартальный сбор макулатуры и найти предприятие, которое будет покупать макулатуру. Вырученные деньги использовать для установки солнечных батарей
Найти предприятие, которое сможет забирать собранный пластик , организовать его сбор и продажу. Вырученные деньги использовать для установки солнечных батарей
Провести во всех классах лицея просмотр фильма «История вещей»и организовать подсчет экологического следа
ТРАНСПОРТ
Проводили опрос по использованию различных видов транспорта Левченко Дарина, Приймак Анна, Харченко Виктория
Делала диаграммы Синякова Елизавета
В нашем классе 21 ученик. Из них добираются в школу транспортом- 8 человек. Из них 3 привозят на машине родители, т.к.они живут очень далеко. В нашем классе работают 12 учителей, из них 5 человек приезжают на работу общественным транспортом.
Наш лицей- одно из лучших учебных заведений области. Дети поступают к нам на конкурсной основе, поэтому некоторые из них живут очень далеко от лицея. Приезжают из пос. Ясиноватая, пос. Криничная, пос. Ханженково, пос. Бажаново , некоторые добираются до лицея на электричках, но чаще их привозят на машине родители, поэтому нам очень трудно воздействовать на этот процесс.
48% учащихся
добираются в школу
пешком
38% добираются
общественным
транспортом
14% привозят
на машине
родители
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
При аудите здорового образа жизни нужно было произвести подсчет комнатных цветов, оценить санитарное состояне кабинетов и изучить условия питания в столовой
Вели подсчет горшков с цветами : Мечкарь Дарья, Харченко Виктория, Котенева Мария, Кондрашова Елизавета
В нашей школе в коридорах и кабинетах
размещено 347 горшков с цветами.
Количество учащихся в школе-650 человек.
Таким образом на 2 учащихся приходится 1 цветок
Количество цветов с каждым годом увеличивается, т.к. каждый год каждый класс за лето выращивает одно уникальное растение
Как и все лицеисты, мы также принимаем участие в уходе за цветами
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Мы проанализировали также условия питания в столовой.
Удовлетворенность учащихся Удовлетворенность в качестве
в ассортименте блюд продукции столовой
Разработала анкету по улучшению обслуживания в столовой Хотулева Ангелина Провели анкетирование среди учащихся 8-10 классов Хотулева Ангелина, Мечкарь Дарья, Статко Карина. Сделала анализ анкет и составила диаграммы Синякова Елизавета
В нашей столовой ежедневно готовится свежая пища. В ассортименте 3-4 вторых блюда, 1-первое, 3-4 салата. Тем не менее анализ анкеты , в которой участвовали 242 человека показал, что 25% учащихся не удовлетворены качеством продукции, 60% хотелось бы расширить ассортимент.
Проблема нашего лицея в том, что обеденной перемены не хватает для обслуживания одновременно 300 человек.
Столовая работает от предприятия ООО «Альянс-продукт», которое осуществляет доставку и обеспечивает питанием.
Меню разрабатывается и контролируется родительским комитетом
Каждый вид продукции имеет сертификат, сроки годности и качество тщательно контролируются нашей медсестрой Ямпольской Л.В. Мы обращались к ней за помощью в том вопросе.
Провели подсчет стульев и столов в столовой Кондрашова Елизавета и Котенева Мария
Мы подсчитали количество посадочных мест в столовой, их оказалось 215 на 27 столов,
Мы предположили, что может быть логичнее использовать высокие столы,или барные стойки за которыми можно принимать пищу стоя.
Анализ анкеты показал, что с этим согласны 85 % учащихся
Увеличить обеденную перемену на 5 минут хотят также 85% учащихся лицея
Согласны принимать пищу стоя за высокими столами85% учащихся.Просят удлинить обеденную перемену на 5 минут 85% учащихся
Еще одна проблема- это организация питания в субботу, когда столовая не работает.Количество посадочных мест не устраивает 65% учащихся
За работу столовой в субботу оказалось 75% учащихся
Мы выяснили также, что 85% считают, что нужно обеспечивать учеников салфетками на столах, 65% считают, что в столовой необходимы подносы для учащихся
Пожелания учащихся относительно улучшения организации питания в столовой:
- добавить посадочные места;
- устранить очереди на больших переменах;
- чаще проветривать помещение столовой;
- увеличить количество окон для продажи порций;
- добавить в продажу овощи и фрукты;
- работа столовой в субботу.
Изучая санитарное состояние кабинетов, мы обратили вниание на то, что ежедневно в кабинетах проводится влажная уборка, а раз в месяц генеральная. За это отвечают технические работники. Предметы уборки соответствуют санитарным нормам.
Проветривание классов проводится на большом перерыве, когда дети находятся в столовой. Это делает дежурный, а контролирует дежурный класс.
Резких , раздражающих запахов в лицее не бывает никогда.
Контроль за сдачей верхней одежды и уличной обуви в гардероб ежедневно осуществляет дежурный класс при входе в лицей.
Наш лицей расположен вдоль дороги. Она односторонняя и грузовой транспорт по ней не проезжает. А вот такси и легковые автомобили- очень часто. Особенно утром, когда родители привозят детей и вечером, когда везут их домой.
Для анализа выбросов автотранспорта мы выделили участок дороги, протяжённостью 100 м.
Подсчитали число единиц автотранспорта, проходящего по участку за час (N)Их оказалось 1 машина в минуту, за час-60
Рассчитали общий путь (S), пройденный всеми машинами за 1 час S=NЧ100 м, S=6000
Определили количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин (R). R=S ЧK, где K- расход топлива на 1 км пути в литрах. Для бензиновых двигателей он составляет 0,1 литра . R=6000х 0.1=600л топлива сжигается автомобилями при прохождении общего пути 6000 м.
Известно, что при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км, выделяется 0,6 литров угарного газа, 0,1 литра углеводородов,0,04 литра диоксида азота. Всего 0.74 литра вредных веществ. Для 6 км то будет 4.4 л.
Мы выяснили также, что пришкольный участок занимает территорию 4600 м2 , 400 м2 занимают цветники , на нем 40 деревьев, 74 кустарника и 40 кустов из можжевельника, спиреи, самшита. Если на 1 ученика должно приходиться 6м2, что на 650 составляет 2700, то у нас приходится 1.7м2.
Результаты аудита были рассмотрены на заседании педагогического совета, где был принят план устойчивости школы, проект «Лицей на пути устойчивого развития в системе школа-технопарк»
Решения администрации по результатам аудита:
1.Разрешить установку экспериментального варианта солнечного комплекса
2.Разработать и реализовать проект «Артезианская вода для нужд школы»
3.Организовать ежеквартальный сбор макулатуры с последующей продажей с целью сбора средств на установку солнечных батарей.
4. Промыть секции радиаторов с целью улучшения циркуляции воды и добавить новые секции во время ремонта лицея.
5.Пересмотреть ассортимент продукции в буфете и столовой.
6.Добавить барные стойки с целью увеличения мест для приема пищи.
7.Увеличить завоз питьевой воды в столовую .
8. Рассмотреть на педагогическом совете проект «Лицей на пути устойчивого развития в системе школа-технопарк»
В апреле наш проект был удачно защищен на конференции «Школа на пути к устойчивому развитию»
и наш лицей получил статус пилотной школой г. Макеевки по реализации принципов устойчивого развития.
В мае результаты аудита рассматривались на первом заседании лаборатории устойчивого инновационного развития
Получили свое воплощение в работе летней школы устойчивого инновационного развития
13PAGE 15
13PAGE 141715
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
ЖAiЫалцЭЕ%