Статья «Духовное и нравственное воспитание на уроках и внеклассной работе»


Горбунова Л.Д.
преподаватель социальных дисциплин КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж», г. Риддер, Восточно-Казахстанская область
Духовное и нравственное воспитание на уроках и внеклассной работе
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» говорится о создании новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Особое внимание в Послании уделяется развитию «идеи нового казахстанского патриотизма». Основная цель - формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, стремления к знаниям и самосовершенствованию; ответственного отношения к делу; сопричастности к истории страны, к настоящему и будущему Независимого Казахстана.
Духовно-нравственное воспитание – это и начало, и результат, и смысл, и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных условий для развития личности. В этом суть прогресса общества.
Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она предполагает:
постоянный и непрекращающийся труд души,
осмысление мира и себя в этом мире;
стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира;
расширение своего сознания;
обостренное восприятие всего, что окружает человека;
способность к высоким духовным состояния;
установление духовных связей между людьми.
Нравственность - индивидуальная форма существования морали общества, внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.
Духовно- нравственное воспитание обеспечивает: готовность и способность учащихся к духовному развитию и реализации творческого потенциала, нравственное самосознание личности, позитивную нравственную самооценку и самоуважение, готовность отстаивать свою нравственно оправданную позицию, трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей и осознание ценностей человеческой жизни.
Изначально основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается учащимся и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:
переживания высоких духовных состояний;
осознания своей внутренней духовной реальности;
понимания ценностей духовного мира другого человека;
разрешения нравственных проблем;
духовного общения;
определения и реализации своих ценностных приоритетов в духовно-практической деятельности.
Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы. Развитие самосознания и осознания своей роли в обществе способствует воспитанию личностных качеств, направленных на формирование ответственности и трудолюбия, раскрытие лидерских качеств; повышение гражданской активности, как гражданина Республики Казахстан. Эта задача реализуется на уроках социальных дисциплин на основе приоритета исторического, культурного наследия страны, ее духовных ценностей и традиций; преемственности и непрерывности развития студентов; направленности воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности, повышения мотивации обучения. Успешной реализации задач обучения и воспитания помогает проведение социологических исследований. С целью выявления индивидуальных особенностей студентов, в начале учебного года, провожу исследование психологического климата в студенческой аудитории, выясняю уровень доброжелательности, тревожности, одиночества, общительности и конформности и т.д. (по методике Гребень Н.Ф.).
Данные исследования показали, что у 23% студентов первого курса уровень развития коммуникативных способностей низкий, они замкнуты, необщительны, с трудом знакомятся. Им не нравятся шумные компании, они стремятся к одиночеству, 59% имеют средний уровень общительности, довольно легко знакомятся с людьми, но при случае любят проводить время в уединении, 18% респондентов имеют развитые коммуникативные способности, часто общаются, не боятся выступать перед большой аудиторией.
3147060895350Чтобы понять, способны ли студенты противостоять вредным привычкам, необходимо выявить уровень уравновешенности нервной системы учащихся. Предлагаю ответить на следующие вопросы:
1.Можно ли вас назвать спокойным и выдержанным человеком?
2. Доставляет ли вам большое удовольствие работать аккуратно, но медленно?
3. Часто ли у вас бывают поводы для раздражения и обид?
4. Свойственно ли вам нетерпение в условиях вынужденного ожидания?
5. Доставляет ли вам удовольствие тяжелая физическая работа?
6. Часто ли вас беспокоят окружающие люди?
7. Часто ли товарищи бывали с вами не справедливы и грубы?
8. Легко ли вы отвлекаетесь от работы, чтения литературы?
9. Легко ли вы расстаетесь с прежними товарищами, чтобы приобрести новых?
10. Можно ли вас назвать усидчивым и терпеливым человеком?
Результаты теста показали, что только у 3% учащихся преобладает уравновешенность, у 17,3% имеет место, у 63% это свойство неопределенно, а у 17,7% учащихся имеет место неуравновешенность нервной системы.
Результаты исследования уравновешенности нервной системы
(в процентном соотношении)
Более половины студентов нуждаются в нравственном воспитании. Поэтому в своей работе педагогу нужно давать задания: составление кроссвордов, анаграмм, шарад, презентаций, раскрывающих интеллект. Желательно включать мероприятия, способствующие развитию взаимопонимания, уважения, такта, умения работать в паре и группе.
Важно предлагать выполнение совместных творческих заданий, как на уроке, так и во внеклассной и домашней работе. Например, игры: «Что лишнее?», «Логическая цепочка», «Ассоциации», «Брейн-Ринг» и творческие задания: роль той или иной исторической личности или сущность политической власти, государства, а также работу над докладами и рефератами (хотя этим видом деятельности они занимаются менее охотно).
309943517183100Анкетирование в группах первого курса показало, что у 11% студентов общение бывает просто мукой для самых близких людей, так как им не хватает доброты; 28% учащихся любознательны, нравятся окружающим, умеют с ними общаться, пытаются со всеми поддерживать хорошие отношения; 61% респондентов добры далеко не со всеми.
Важно выявить особенности поведения студентов. Исходя из данных исследования, можно сделать вывод о необходимости проведения мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения, о введении на уроках игровых приемов. Это позволяет воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания.
Учебный процесс можно организовать таким образом, чтобы практически все учащиеся, оказывались вовлеченными в процесс познания, имели возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоение учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Стараться, чтобы происходило это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, чтобы позволяло получать не только новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность.
26860507292340Результаты исследования показали, что большая часть ребят имеет низкий уровень одиночества, им необходима коррекция поведения с целью профилактики девиации. Для этого в домашнее задание включаю групповые творческие задания. Провожу уроки на основе технологии личностно-центрированного обучения (методика Кочеткова), где центральной фигурой является личность студента с его индивидуальностью, уникальностью, неповторимостью
Технология личностно-центрированного обучения заставляет учащихся самостоятельно мыслить, делать выводы, анализировать. На ее основе предпочтение отдается нетрадиционным урокам, например, уроку - ролевой игре, уроку-аукциону, уроку-конференции, которые развивают навыки научно- исследовательской деятельности и повышают мотивацию обучения, например, урок - политическая акция, посвященный 70-летию битвы под Сталинградом. В начале учебного года важно знакомить первокурсников с формами проведения занятий, правилами ведения конспекта, работы с литературой, законодательными и нормативными документами. В ходе учебного процесса внедрять систему самостоятельной работы учащихся, разрабатывать задания для самостоятельных работ, задания для написания рефератов, докладов. Для контроля усвоения материала со стороны преподавателя и самоконтроля учащимися разрабатывать тестовые задания по темам и разделам дисциплины.
На следующем этапе работы можно повышать мотивацию обучения на основе учета индивидуальных психологических особенностей студентов. Использовать на уроках и внеклассной работе интерактивные методы обучения, проводить внеклассные мероприятия, создающие благоприятный психологический климат в группах
Проведя диагностику творческой одаренности студентов, пришла к выводу, что высоким уровнем эрудиции обладают в среднем 19% студентов Средний уровень у 50% студентов. Низкий уровень эрудиции составляет 31%. Достаточно хорошо умеют выделять главное 25% студентов, столько же не умеют или обладают слабыми способностями
С целью повышения уровня эрудиции необходимо развивать память, воображение, логическое мышление.
Средний показатель высокого уровня умения анализировать изучаемый материал – 32%, среднего – 45%, низкого – 23%.
Повышенный интерес к предмету проявляют 18% учащихся, работают без интереса – 31%, иногда проявляют интерес – 51% студентов.
Выявились и слабые места в выполнении творческих работ студентами: неправильное оформление и слабое содержание рефератов, слабое выделение текста в презентациях, малый процент участия в исследовательской работе.
Исходя из этого необходимо: включать элементы исследовательской работы на уроках социальных дисциплин, составлять памятки по составлению опорных конспектов, тезисов, привлекать учащихся к работе в научно-исследовательском обществе, больше проводить нетрадиционных уроков, способствующих принятию самостоятельных решений и повышающих мотивацию обучения
Одна из центральных задач современного образования - патриотическое воспитание молодого поколения, так как любовь к Родине, к ее процветанию всегда была и есть основой могущества любого государства. Чем стремительней развивается страна, тем все острее она ощущает потребность в формировании молодого поколения, способного жить в гражданском обществе и вести ее по пути успешного экономического и социального развития. Знание государственных символов, понимание конституционных, правовых основ государства, политических событий и процессов, происходящих в обществе и в государстве, места и роли страны в международном сообществе это главные направления политико-правового воспитания.
Участие в государственных праздниках, политических акциях, политинформациях, «пятиминутках» на темы политической, социально-экономической и культурной жизни страны, проведение дебатов, работа в молодежных организациях формируют у студентов активность, гражданственность, нравственные лидерские качества.
В заключение хочу заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды духовно-нравственного воспитания.
Литература:
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»
Гребень Н.Ф. Психологические тесты. Минск: Современная школа, 2007.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников, Москва, 2007.
Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии, Московский психотерапевтический журнал – 2005 - №3, стр.20-50.
Никитина Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности, Ульяновск, УлГПУ, 2006 .
Н.С. Кочетков История России 11класс: Методическое обеспечение уроков, Волгоград: Учитель, 2003.
Омарова А.З. Активизация работы по формированию чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств в организациях образования, доклад, КГУ, 2011.
Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания. Журнал Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-ценностный подход: Материалы «круглого стола», 2005
Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова – 4-е изд. М. Политиздат, 1980.