«Воспитание у детей бережного отношения к природе»


К.Г.У. «Детский дом №1» г.Акколь
,
Доклад
«Воспитание у детей бережного отношения
к природе»

Мельникова Т. В.

07.10.2015 .

Природа, окружающая человека, оказывает огромное влияние на формирование его личности На первых этапах развития общества, когда человек находился в непосредственной связи с природой, она определяла характер быта и культуры людей.
И уже здесь, проработав много лет, в дошкольной организации мне представляется возможным проследить не только приннципиалльную постановку вопроса об эстетическом и нравственном воспитании детей в связи с природой, но и развитие, и совершенствование содержания методов и приемов этой работы.
На основе изучения теории и практики интересующего
нас вопроса о влиянии общения ребёнка с природой наего эстетическое и нравственное воспитание я пришла к следующим выводам.
1 На всём протяжении развития дошкольного воспитания ознакомление детей с природой несмотря на некоторые
отклонения и ошибки рассматривалось как одно из средств их всестороннего развития. 2Принципы наглядности и активности положенные в основу ознакомления с природой определили ведущее значение в решении задач эстетического и нравственного воспитания и выдвинули наблюдения и труд детей в природе как основные методы.
3Несмотря на накопленный многолетний
положительный опыт эстетического и нравственного воспитания в процессе общения их с природой нет еще достаточной связи и единства .4Мало разработаны приёмы руководства восприятием детьми красоты природы побуждающие их к активной деятельности и приёмы руководства трудом ребёнка направленные на моральное и эстетическое воспитание в результате чего в практике имеются недочёты и ошибки .5Найболее существенной ошибкой я считаю следующее
проводя занятия по ознакомлению детей с природой руководя их трудом в природе, воспитатели зачастую основное внимание уделяют познавательной стороне получению практических результатов и не ставят своей задачей использовать природу для и нравственного воспитания.
Проанализировав все эти выводы в своей практической деятельности в течении всего прошедшего года я старалась искоренять все недостатки сказанные выше .
В связи со сказанным мне представляется целесообразным экспериментальное исследование по проблеме Природа как средство эстетического и нравственного воспитания
Свою работу начала с постановки эксперимента по воспитанию деятельной любви к природе Правильное решение этого вопроса возможно только на основе органической связи и единства эстетического и морального воспитания
Для правильной постановки эксперимента постаралась всесторонне изучить вопрос о восприятии ребёнком красоты природы и её воздействии - только когда ребёнок будет эстетически воспринимать природу – он будет, бережно к ней относится.
Нет специальных психологических и педагогических исследований и сколько – нибудь систематизированного теоретического и практического материала о развитии у детей чувства красоты природы, о её моральном воздействии на ребёнка. Однако данные дошкольной педагогики и детской психологии отдельные исследования об эстетическом восприятии и развитии художественного вкуса у детей опыт лучших воспитателей, а так же личные наблюдения дают возможность сделать некоторые выводы, которые необходимо учитывать при постановке эксперимента. Изучая и анализируя, эти данные я попыталась ответить на следующие вопросы
1Замечают ли дошкольники красивое в природе, в чём они его видят
2Как реагируют на красоту природы
3Как влияет красота природы на их поведение
Исследования показывают, что дети очень рано замечают красоту в природе и тянутся к ней, эмоционально выражая свои чувства
Воспитание деятельной любви к природе -процесс длительный В дошкольном возрасте он только начинается .
Однако уже и в этом возрасте при правильном воспитании любовь к природе, может проявиться, не только любованием ею, но и в доступной детям деятельности по охране природы выращиванию растений и уходу за животными
Для проведения эксперимента я поставила перед собой две задачи
1Разработать методы и приёмы воспитания деятельной любви к природе у детей дошкольного возраста
2Показать развитие этого чувства под влиянием воспитательной работы.
Поскольку воспитание деятельной любви к природе опирается на эмоционально действенную основу в своей работе с детьми стараюсь применять такие методы и приёмы которые эмоционально захватывают ребёнка и в тоже время побуждают его к практическому выражению своих эмоций. Самым приемлемым в этой работе в любое время года является уголок природы.
На протяжении всего времени я старалась привлекать внимание детей к уголку природы .При помощи различных заинтересовывающих моментов вызывала у детей желание принимать участие в посильном общественно полезном труде .
Заинтересовывала работой по выращиванию растений , в частности – лука, в пересадке комнатных растений .
Учила элементарным приёмам этой работы , воспитывала бережное отношение как к живой так и к неживой природе .
Подводила к пониманию результата и значения их труда – выращенный лук срезали к обеду для всех детей , взрыхлили землю в горшках – растения лучше растут , очистили листья растений от пыли – будет чище воздух в комнате и.т.д.
При планировании общественно полезного труда я предлагаю использовать следующие приёмы :
1.Вызывать желание трудится выдвигая перед ребёнком доступную и интересную цель , направленную на заботу о живых существах .
2.На основе наглядного показа результатов труда и их использования подводить к пониманию цели и желанию выполнить её .3.Обеспечить результативность детского труда обучая их не сложным приемам через показ сопровождением объяснением и последующим практическим упражнением .4.Поддерживать бодрую радостную атмосферу во время работы , сочетая с личным примером в труде , помощью , поощрением ,похвалой
5.Вызывать удовлетворение, проделанной работой подводя итог
по её окончании .6.Объяснением , показом ,личным примером , стимулировать их дальнейшую трудовую деятельность направленную на достижение поставленной цели
( напр. уход за посаженными растениями ).
Таким образом применяемые мною приёмы оправдали себя . Ценно и то , что дети стали замечать красивое вокруг себя в сочетании с окружающей обстановкой .
Это говорит о более глубоком и разностороннем восприятии ими красоты природы
Во время ежедневных проулок я так же продолжаю работу по воспитанию у детей любви и бережного отношения к природе ,Чтобы было удобнее работать и ничего не упустить сделала картотеку прогулок по всем сезонам .К каждому наблюдению за объектом или природным явлением подобрала художественное слово , в каждую прогулку включила труд .
В процессе ежедневной работы с детьми я установила такой факт , что ребята к животным относятся более бережно чем к растениям . Одна из причин этого заключается скорее всего в том что животных легче чем растения идентифицировать с собой ,
наделяя их разумом и переживаниями сходными со своими собственными , это говорит о том что ребята ещё недостаточно хорошо знают растения , их потребности и особенности развития .
Для того чтобы сформировать у детей представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий , стала проводить многоразовые наблюдения за одним и тем же объектом но с разным содержанием на протяжении нескольких месяцев , в результате чего у детей была возможность проследить весь цикл развития растений от появления первых листочков до увядания в конце лета или осенью . Дети научились замечать какие растения появляются первыми , какие быстро отцветают , какие цветут всё лето. На протяжении всего времени я старалась привлекать внимание детей к уголку природы .При помощи различных заинтересовывающих моментов вызывала у детей желание принимать участие в посильном общественно полезном труде .
Заинтересовывала работой по выращиванию растений , в частности – лука, в пересадке комнатных растений .
Учила элементарным приёмам этой работы , воспитывала бережное отношение как к живой так и к не живой природе .
Подводила к пониманию результата и значения их труда – выращенный лук срезали к обеду для всех детей , взрыхлили землю в горшках – растения лучше растут , очистили листья растений от пыли – будет чище воздух в комнате и.т.д.
.
Это говорит о более глубоком и разностороннем восприятии ими красоты природы
Во время ежедневных проулок я так же продолжаю работу по воспитанию у детей любви и бережного отношения к природе ,Чтобы было удобнее работать и ничего не упустить сделала картотеку прогулок по всем сезонам .К каждому наблюдению за объектом или природным явлением подобрала художественное слово , в каждую прогулку включила труд .
В процессе ежедневной работы с детьми я установила такой факт , что ребята к животным относятся более бережно чем к растениям . Одна из причин этого заключается скорее всего в том что животных легче чем растения идентифицировать с собой ,
наделяя их разумом и переживаниями сходными со своими собственными , это говорит о том что ребята ещё недостаточно хорошо знают растения , их потребности и особенности развития .
Для того чтобы сформировать у детей представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий , стала проводить многоразовые наблюдения за одним и тем же объектом но с разным содержанием на протяжении нескольких месяцев , в результате чего у детей была возможность проследить весь цикл развития растений от появления первых листочков до увядания в конце лета или осенью . Дети научились замечать какие растения появляются первыми , какие быстро отцветают , какие цветут всё лето, например – ромашку появившуюся весной можно встретить в конце лета и даже в начале осени, а сон траву или первоцвет только в начале весны .
Во время наблюдения за растением я учу выделять его части, - корни , стебли листья , бутон , цветок , семена или плод у травянистых растений, и корни , ствол , ветви, листья плоды у деревьев, привожу сравнения , чем похожи и , чем отличаются данные растения.
Чтобы детям было легче понять , что растения живые , провожу беседы с логическим рассуждением , например ; Что нужно человеку для жизни?
-воздух, вода , еда , тепло. Что движется по сосудам- венам в человеческом организме и – помогает ему жить ?
- Кровь.
- У растений вместо крови – сок который движется от корней в верх по стволу или стеблю растения, питая его, Для жизни растений тоже нужно питание которое они берут из земли, нужны вода, тепло, и солнечный свет . Этим наши организмы похожи . После подобных бесед я обратила внимание , что дети перестали без надобности срывать цветы , листья , ломать ветки , и что самое приятное – стали сами делать замечания новеньким детям, говоря при этом – эму же больно ! Оно плачет , стали сами проявлять инициативу в сборе мусора – чтоб в лесу и на полянке было чисто и красиво.
В начале зимы на одной из прогулок , вывешиваем с детьми , на дерево кормушку , помогаю детям понять необходимость ежедневной подкормки птиц в зимний период, так корма стало мало, его трудно найти и многие птицы могут погибнуть не дожив до весны .
Дети сами проявляют инициативу , собирают крошки, кусочки хлеба , просят принести сало для синичек и зерно для голубей , Перед каждой прогулкой спрашивают – пойдём ли кормить птиц




Все наблюдения непосредственно в природе закрепляю при помощи дидактических игр ; «Кто , где живёт?» « Что, где растёт?» , «С какого дерева листок?» , «Кто лишний?» , «Назови детёныша.» и т. д. В этих играх ребята закрепляют полученные знания .В октябре провела развлечение «Осенние сказки» , в котором при помощи стихотворений и инсценировок подвела детей к необходимости бережного
отношения к природе.

Во время осенних каникул организовала конкурс на лучшую поделку из природного материала , в котором все дети дошкольных групп прияли активное участие , каждый ребёнок показал свою поделку и рассказал о ней.

В ноябре провела открытое занятие по ознакомлению с окружающим на тему «Птицы наши друзья» в котором наглядно отразила существование причинно-следственных связей в природе , помогла детям сделать самостоятельные выводы ; почему мы называем птиц нашими друзьями и как к ним нужно относится .Предложила зарисовать действия которые не допустимы в лесу.

В процессе руководства трудом детей , направленном на осуществление проявления деятельной любви к природе , особое внимание уделяю воспитанию положительных чувств;
а) жалости и сочувствия к слабым и беззащитным живым существам ;б)желанию и готовности заботится о них и своим трудом создавать необходимые условия для их жизни и полноценного развития.
Бережное отношение к природе осуществляемое через труд , возможно и необходимо связывать с воспитанием у детей заботы о людях , наглядно показывая им , что природа является не только источником удовлетворения разнообразных потребностей человека, но и источником радости .