Доклад на темуПроектная и исследовательская деятельность на уроках биологии и химии и во внеурочной деятельности в условиях перехода школы на ФГОС
Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии и химии и во внеурочное время в условиях перехода школы на ФГОС.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.
“Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах” (А. Маслоу).
Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования, использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
Титульный слайд – Л. Толстой. « подражать и копировать» исполнять чью-то волю – это уже рабство. А раб – это не личность, не человек.
Исполнительская деятельность человека не дает развиваться личности. В современном обществе повсеместно пропагандируется потребительское поведение человека. Необходимо для полноценного развития человека умения творить, потребность творить, иначе это не человек, а лишь исполнитель, «приближенная к животному модель человека». Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Это и есть основа проектных и исследовательских работ.
Целью проектных и исследовательских работ является:
Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к исследованиям
Актуальность заключается в том, что технология проектов и исследований направлена на повышение компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других.
На пути у педагогов в этом направлении встают проблемы:
Ученики не владеют навыками самостоятельной работы, затрудняются работать с информацией
не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях;
снижается интерес к знаниям;
снижение интеллектуального, духовного и творческого уровней развития.
Преимущества обучения с применением данных работ:
Формирование УУД
Возможность самостоятельного успешного усвоения знаний
Формирование умений учиться(не знаю, не умею, не буду - потому что не знаю, как научиться)
Ведущие идеи:
поиск решения интересной «жизненной» задачи
интеграция знаний по различным предметам
Направления работы:
Классно-урочная деятельность. Реализация мини-проектов и мини-исследований на уроке. На самом обычном уроке можно постоянно что-то исследовать или создавать какой-нибудь проект. Например, когда проходим тему «Строение клетки», делю класс на группы. Работая с источником информации (учебником и дополнительной литературой) создают свой мини-проект на листе «органеллы». У каждой группы (внутри распределены обязанности кто за что отвечает) своя органелла. Находят и записывают информацию: расположение в клетке, строение, функции, особенности и т.п. Здесь же в конце урока идёт защита проекта. Оценивают сами учащиеся: даю право кому-либо (по очереди или по желанию), обобщить информацию по внутреннему строению клетки.
Планирую на уроках биологии в 8 классе проводить мини-исследования: измерять свой рост утром и вечером, разница, выдвигать гипотезу, делать выводы. При прохождении темы «Анализатор вкуса» определять на языке зоны чувствительности сладкого, солёного, кислого.
Уверена, что когда даешь детям не сухую информацию, - пусть даже самую иллюстрированную, наглядную, - а интересный эксперимент, это запоминается ими самопроизвольно, вызывает вопросы, на которые интересно отвечать.
Внеурочная деятельность: см. слайд.
Этапы формирования навыков исследовательской деятельности
1 ступень 5-6 класс: Знакомство с видами проектов и исследовательских работ.
Изучения алгоритма при реализации проектов или проведении исследовательских работ. Мини-исследования и мини-проекты.
2 ступень 7-8 класс: Апробация и реализация интегрированных проектов.
3 ступень: 9-11 класс: долгосрочные проекты и исследовательские работы.
Отличия проектной и исследовательской деятельности 1.Цель проектной деятельности: -реализация проектного замысла
2.Этапы выполнения проекта
Выбор темы проекта
Поиск и анализ проблемы
Цель, задачи
Сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы и распределение обязанностей
Выполнение технологических операций
Подготовка и защита проекта
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта
3. В проекте гипотезы может и не быть
4.Проект это замысел, план, творчество по плану.
1.Цель исследовательской деятельности: - уяснение сущности явления, истины, открытия новых закономерностей.
2.Этапы научного исследования
Формулировка проблемы, актуальность темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор методики проведения исследования
Описание процесса исследования .
Формулирование выводов и оценка полученных результатов
3.исследование подразумевает выдвижение гипотез.
4. Исследование- процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Схема организации социальной проектной деятельности во внеурочное время
«Волновой метод». Метод «Цепочка» - группа учащихся из разных параллелей реализует определенный этап проекта.
Результативность проектно-исследовательской деятельности
Основные параметры - устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;- положительная динамика уровня знаний; - качественная динамика мотивации учебной деятельности;- прочные навыки проектной деятельности.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
15