Художественно – эстетическое воспитание обучающихся на уроках специальных дисциплин в условиях перехода к стандартам 2 поколения в профессиональном образовательном учреждении. 
Художественно – эстетическое воспитание обучающихся на уроках специальных дисциплин в условиях перехода к стандартам 2 поколения в профессиональном образовательном учреждении. 
Кузнецова Наталья Сергеевна, преподаватель специальных дисциплин
 e – mail: radka68@mail.ruКраевое государственное казенное 
профессиональное образовательное учреждение 18
г.  Комсомольск – на Амуре
    Реализация содержания предметов специальных дисциплин в условиях введения нового государственного образовательного стандарта играет большую роль в практической востребованности результатов обучения учащихся. В связи с переходом на новые образовательные стандарты  деятельностный характер образования, формирование у учащихся общих умений и навыков, обобщение способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности нацелены на обеспечение целостности содержания образования. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы. 
Использование инновационных технологий в учебном процессе направлено на повышение качества профессиональной подготовки и активизации роли самостоятельной работы учащихся  в профессиональных училищах.  На сегодняшний день существует достаточно утверждений о том, что сформировать гармоничную, эстетически развитую личность на уроках в профессиональных училищах  можно средствами межпредметной связи с уроками общеобразовательного и  профессионального циклов. Применение  на занятиях классической музыки, произведений декоративно – прикладного искусства, шедевров Высокой моды, полотен великих мастеров живописи –  помогает строить в душах учащихся «храм духовности» и оберегать его от разрушений. Подключая к учебному процессу разные виды искусства, мы формируем и обогащаем духовный мир учащегося, развиваем его чувства.  В этом и состоит  задача учителей, педагогов дополнительного образования и родителей.
Изучив опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают учащимся овладеть активными способами получения новых знаний, дают возможность подняться на более высокий уровень личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых учащиеся не могут не научиться; стимулируют творческие способности учащихся,  помогают приблизить теорию  к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [2, с.120-125].  
          В процессе художественно – эстетического  образования и воспитания на уроках, кроме развивающих целей, предполагается подготовка к профессиональной деятельности. У учащихся вырабатываются нравственно – волевые качества,  развивается эстетический вкус,  без которых невозможен  учебный  и профессиональный труд. Изобразительное искусство, музыка, архитектура и многие другие культурные ценности  хранят богатейшие возможности для эстетического воспитания в процессе преподавания специальных предметов. Часто способные к живописи ученики тяготятся уроками, на которых точные науки преподаются им в виде свода законов и формул. Задача учителя - показать, что людям творческих профессий знания по общеобразовательным предметам просто необходимы профессионально, поскольку «…художнику, не обладающему определенным мировоззрением, в искусстве ныне делать нечего – его произведения, блуждающие вокруг частностей жизни, никого не заинтересуют и умрут, не успев родиться». Кроме того, очень часто интерес к предмету начинается именно с интереса к учителю, и учитель обязан знать хотя бы основы живописи и быть художественно образованным человеком, чтобы между ним и его учениками зародились живые связи. 
Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, используя мультимедиа, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся, повышает действенность живого слова учителя. Такой компьютер, оснащенный мультимедиа,  с успехом может заменить киноаппарат, диапроектор или кодоскоп, проигрыватель или магнитофон. Он позволяет осуществить демонстрацию видеофильмов или их фрагментов, подготовить слайд-шоу.       
Для многих учащихся Интернет  - это уже не только гигантская библиотека, а среда существования. Задача педагогов сделать ее не только развлекательной, но и познавательной. При создании проектов на уроках специальных дисциплин учащиеся с помощью Интернета смогут расширить возможности в отборе  богатого материала для своей темы, а так же  объединится со своими сверстниками из различных регионов, т.к. Интернет предоставляет возможность работать вместе, преодолевая возрастные, культурные, языковые барьеры.
          На уроках «Основы конструирования и моделирования одежды» учащиеся знакомятся с техникой создания моделей.  Как мы понимаем, мало просто создать модель,  ей надо придать красивый вид, подходящий для выставок. 
В этом учащимся помогает такой предмет как «Основы художественного проектирования одежды», на котором они учатся дизайну.
Дизайн – сфера, в которой пересекаются профессионализм и творчество.
          Графический редактор Paint входит в состав Microsoft Office, поэтому доступен всем пользователям. При дальнейшей работе с компьютером учащиеся проявляют интерес к использованию программных продуктов, позволяющих создавать более сложные графические объекты. Здесь уже происходит создание многослойных изображений, имитация различной техники рисования и т.д.  Использование мультимедийного проектора и  пакета Power Point (презентации) позволяет украсить любое выступление, доклад или  урок.
           Например, учащиеся на уроке «Основы художественного проектирования одежды»  создали рисунки моделей с применением оптических иллюзий и использовали их в оформлении курсовой работы.  С помощью интерактивной доски учащиеся могут представить порядок и правила снятия мерок в трехмерном изображении,  выполнить моделирование (разрезать, раздвинуть, соединить детали), увидеть фигуру человека  в движении для создания модели. 
           Таким образом, мы видим, что на уроках специальных дисциплин непременно должен присутствовать элемент  художественно – эстетического воспитания и  развития,  используя который, мы вводим учащегося в мир профессиональной деятельности человека, раскрываем жизнь в новых для него чертах и образах, способствуем развитию творческих профессиональных способностей.  Перед педагогами стоит задача воспитания эстетически развитого и культурного человека с помощью информационных технологий.  А без этого нет шанса  занять достойное место  среди профессионалов. Для внедрения федерального государственного образовательного стандарта нам поможет накопленный опыт в объединении специальных дисциплин и практических занятий, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение. Все это и много другое позволят создать условия для реализации образовательной программы, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования.
Используемая литература:
1. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2005. 
2. Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005, № 8.