Материалы по русскому языку (обобщение орфографии и пунктуации)
Вопросы и ответы по русскому языку (подготовка к ЕГЭ)
Билет №1.
1.Правописание чередующихся гласных в корне слов зависит от следующих признаков:
А) от последующей гласной :излагать, изложение,
прикасаться, прикосновение,
собирать, соберу, замирать, замер, запирать, запер, задирать, задерет, блистать, блестеть, застилать, застелю, зажигать, зажег, отжимать, отжать, проклинать, проклясть, занимать, занять, вычитание (сочетание)Б) от последующей согласной:
расти, выращенный (искл. росток, Ростов, Ростислав, Ростов – на Дону, отрасль),
заскочить, скакать (искл. Скачи, скачок)В) от ударения:
заря – зорька,
загар - загореть,
склонение – кланяться,
творец –утварь, тварь
Г) от лексического значения:
уравнение, равнина, равняйсь – подровнять грядку, поровну
Макать во что – то, промокашка, вымочить
Поплавок – пловец-плывун
2.Словосочетание – это сочетание двух слов, одно из которых главное, а второе зависимое. В словосочетании слова связаны тремя способами подчинительной связи. Это согласование, управление, примыкание.
Согласование – это связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное(теплый ветер), причастие(летящий шар), порядковое числительное(пятый урок), местоимение(мой друг), по форме сходное с ним. Вопрос – какой? чей?
Управление – это такая связь, при которой зависимое слово- имя существительное(положить на стол) и все слова с признаками имени существительного(передал ему).Главное слово требует определённого падежа. Вопросы косвенных падежей.
Примыкание – это такая связь, при которой зависимое слово – наречие – (бежать быстро), деепричастие(отвечать думая),неопределённая
форма(начал читать).Вопросы: как? Когда?
Билет №2.
Буква ё пишется
в корне слов:
тяжёлый, жёлудь (искл.шов, шорох, капюшон, крыжовник, шоколад, шоссе)
Ё пишется в суффиксе ёр (ухажёр, дирижёр) ,в причастиях (увлечённый),
корчёвка (корчевать). Ночёвка (ночевать)
Ё пишется в окончаниях глаголов (течёт,печёт)
Б)Буква о пишется в суффиксах под ударением: зайчонок,кумачовый. смешон,горячо, общо (искл. ещё).
В)Буква о пишется в окончаниях существительных и прилагательных (врачом,большого)
Что? Ожог. Что сделал? Ожёг.
2.Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если оба выражены :существительными, числительными в именительном падеже (Январь – начало года. Дважды два – четыре.)Сущ. И неопределенной формой (учиться – наша задача)
сущ. И числ.(Семь – загадочное число.)
Можно подставить- это ,вот, значит.
Тире не ставится:
Если есть частица не (Бедность не порок.),
сравнительный союз (наш двор как сад.),
личное местоимение (Я ученик.)
Билет №3.
1.Правописание приставок:
Пре =пере (прекратить), пре=очень (пресмешной)
При- приближение (приехать), при-присоединение (пришить), при –близость (приморский), при – неполное действие (привстать)
Раз-, воз, низ-, чрез-, из-, без- буква з пишется перед звонкими(разбить. Возлагать, низвергаться, чрезмерный, изловить). Рас-, вос-, нис-, черес-, ис , бес– буква с пишется перед глухими (рассказать, воскликнуть, ниспровергать, чересседельник, чересполосица, чересчур,исчезать)
Приставки з не бывает (сбить, сдать, сделать, сжечь)
Здесь, здание. Здоровье, здравствуй, несдобровать, нездешний, нездоровится
Буква Ы - Подыграть, предыстория, сынтриговать,сымитировать . (Буква И – межинститутский, сверхинтересный,
Буква и – после иностранных приставок (дезинформация)
Ъ пишется после приставок на согласный перед буквами е, ё, ю, я.(подъезд, подъём, панъевропейский, трёхъярусный). адЪютант,конЪюнктура.Ъ не пишется перед буквами а, о, у, и (отутюжить, панисламистский, трёхэтажный).
2.Односоставные предложения –это простые предложения, имеющие один главный член предложения.
1) с подлежащим – назывные (Весна. Ночь.)2) со сказуемым:
Определенно – личные ( проверяется сказуемое формой 1,2 лица (я, мы, ты, вы). Люблю грозу в начале мая. Уходим завтра в море.)Неопределенно – личные (Сказуемое в форме глагола в 3 лице множественного числа(они). В дверь позвонили.)Безличные
(сказуемое в форме безличного глагола, выражающего состояние человека и природы.Похолодало. Знобит.
Сказуемое в форме - важно знать, нужно отметить, легко увидеть, необходимо выяснить, полезно знать
Сказуемое в форме слова НЕТ (Нет солнца.)
Билет №4. 1.
Н(прилагательные) Нн(прилагательные)
1.ин,ан,ян(утиный, кожаный, полотняный, искл. Оловянный, деревянный, стеклянный 1.енн,онн (клюквенный, революционный, искл. Ветреный)2.юный, зеленый, свиной 2.основа на н и суффикс н (камен+ный, туман ный)
Н (причастия) Нн (причастия)
1.краткие причастия (решена, выполнено) 1.полные причастия, если есть приставка, суффикс ова, зависимое слово и совершенный вид: выполненный, маринованный, решенный)2 отглагольные прилагательные (тушеные овощи) 2.с зависимым словом (тушенные в духовке овощи)
Н ( наречия) Нн (наречия)
Столько же, сколько и в прилагательных, от которых они образованы
Говорить умно (умный) Столько же, сколько и в прилагательных, от которых они образованы. Говорить туманно (туманный)
В кратких прилагательных пишется столько н, сколько и в полных В кратких прилагательных пишется столько н, сколько и в полных
Девочка умна, скромна Дети собранны, рассеянны
2.Сказуемое= грамматическое + лексическое значение.
П.Г.С.- один глагол (светит солнце, дождь идет) .Запомни! Буду читать. Это П.Г.С.
С.Г.С.= вспомогательный глагол (начать, продолжить, закончить)+инфинитив (начал читать, продолжил рассказывать)
С.И.С.= глагол – связка быть + имя (Погода (есть) хорошая. Погода была хорошая. Я (есть) врач. Я буду врачом.
Билет №5.
1).II спряжение –все глаголы на ить, кроме брить , стелить.
11 исключений: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, гнать, держать, слышать, дышатьI спряжение – все глаголы на еть, ать, уть, ыть,ти.
Брить, стелить
Я дышу, мы дышим 1 лицо: я читаю, мы читаем
Ты дышишь, вы дышите 2 лицо: ты читаешь, вы читаете
Он дышит, они дышат 3 лицо: он читает, они читают
Суффиксы причастий Суффиксы причастий
Ащ, ящ от II спряжения (дышащий, копящий), им Ущ, ющ от I спряжения (борющийся, стелющий), ем
2.а) обособляются определения и приложения:
Например, определения:
стоящие после определяемого слова: Лес, зеленеющий вдали, привлекал своей красотой. Лес, влажный от росы, привлекал своей свежестью.Лес, зеленый и кудрявый, очаровывал своим видом. Искл. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.
Относящиеся к личному местоимению: Она, умная и красивая, всем нравилась.Умная и красивая, она всем нравилась.
Например, приложения:
Лес, зеленый красавец, шумел листвой.
Всегда обособляются, если относятся к личному местоимению: Весельчак, он был душой компании. Он, весельчак, был душой компании.
б) обособляются обстоятельства, выраженные:
Деепричастным оборотом (Стуча по крыше, дождь усиливался.)
Одиночным деепричастием (Река, пошумев, успокоилась).
Несмотря на ветер, все пошли гулять.
Билет №6.1.
Ь пишется Ь не пишется
существительные 3 скл. (ночь, ветошь) М.р. (грош, мяч)
Мн. Ч (задач, туч)
прилагательные Краткие прилагат. Горяч, свеж
глагол Инф. (сечь, печь)
2 лицо (идешь)
Повелит. Наклонение (отрежь, намажь, съешь) наречие Пишется после ч,ш(прочь, вскачь, наотмашь + настежь) Уж, замуж, невтерпеж2. Лексика – это словарный запас языка. По значению слова делятся на:
Однозначные и многозначные
С прямым (золотой перстень) и переносным значением (эпитеты (золотой характер), метафоры (шелк волос), олицетворения (небо нахмурилось).Синонимы (близкие по значению) – градация (бежать, нестись, мчаться, лететь), антонимы (противоположные) антитеза (теплый – холодный), омонимы (близкие по звучанию, написанию - лук-луг), паронимы (похожие по звучанию, но разные по значению).По употреблению есть общеупотребительные слова (вода) и ограниченные в употреблении, это:
Неологизмы (новые) скриншот.
Архаизмы, историзмы (устаревшие) вече, кафтан.
Диалектные (областные) мшары (болота), музга (лужа)
Профессиональные
Просторечная лексика, разговорная.
По происхождению:
Исконно русские слова и Заимствованные (фартук, аппетит, тетрадь) Фразеологизмы – это группа слов, равная по значению одному слову (Вставлять палки в колеса).
Билет №7.1.
раздельно слитно
1.глагол (не читал) 1.без не не употребляется (неряха)
2.деепричастие (не читая) 2.можно заменить синонимом без не (недобрый – злой)
3.краткое причастие (не прочитана) 4.противопоставление с союзом а (не добрый, а злой) 5.зависимое слово:
Для причастий любые слова (не выполненные вовремя)
Для прилагательных и наречий (далеко не умный, вовсе не, отнюдь не) 2.Вводные слова – это слова, которые вносят в предложение различные оттенки. Выделяются всегда запятыми, не являются членом предложения, не отвечают на вопрос.
Группы ВВС Примеры
1.Степень уверенности - неуверенности 1.Кажется, возможно, вероятно, видимо, по – видимому, может быть
2.Выражение чувства
2.К счастью, к несчастью
3.Источник информации 3. По сообщению газет, по мнению автора, по Толстому
4.Порядок мыслей 4. Во – первых, во - вторых
5.Способ оформления мыслей 5.Итак, таким образом
Билет №8. 1.
Дефис пишется Слитно
1.Существительные:
Пол – августа, пол – утки, пол- ёлки (перед словом на гласную)
Пол – листа (перед буквой Л)
Пол – Киева, пол – Москвы (перед заглавной буквой) Полумесяц, полукруг.
Полтетради, полстола (перед согласной)
2.Прилагательные:
Бело – голубой (Обозначение цвета)
Юго – восточный (от сторон света)
Шахматно – шашечный (из однородных членов, можно подставить союз И) Железнодорожный (нельзя подставить союз И)
3.Местоимения:
-то,-либо,-нибудь (с суффиксами). Кто – то, кто – либо, какой – нибудь.
Кое- (с приставкой). Кое – кто. Раздельно: кое с кем. Кое к кому.
4.Наречия:
-то, -либо,- нибудь (с суффиксами). Где –то, как – либо, куда – нибудь.
Кое –(с приставкой). Кое – как.
Смотреть по – доброму (по –ому), одеться по – летнему (по – ему), говорить по – русски (по – и).
Во – первых (во –ых)
Все зависит от приставок и суффиксов. В.2Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединенных между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонацией. Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. Знаки препинания (и при обобщающих словах):
При соединительных союзах (и, да ) нет запятой. (Дни теплые и ласковые. Ветер злится да стучит в окно) При повторе (Листья падали, и шуршали, и летели) есть запятая. С такими союзами (Ни,…ни; как,…так и; не только,…но и) есть запятая. (Ни снег, ни дождь не пугали. В лесу водятся как зайцы, так и лисы. Она не только работала, но и училась). Тоже, также, как …так и, не только, но и…
При разделительных (или, либо), если они не повторяются, нет запятой.) Пойдем в кино или в музей. Шел то снег, то дождь.(повтор)
При противительных (а, но, да, зато, однако, тем не менее) есть запятые. ( Не трудится, а отдыхает. Вполголоса, но дружно. Мал золотник, да дорог. Солнце светит, однако не греет).Билет №9.1.Группы частиц.
Правописание частицы НИ.
НЕ и Ни в отрицательных местоимениях и наречиях.
Частицы- вносят различные оттенки в предложение и служат для образования форм слов
Формообразующие (условное наклонение, повелительное, степени сравнения (бы, б, бывало, да, давай, давайте, пусть, пускай, более, менее, самый))Смысловые :
1) вопросительные (ли, разве, неужели);
2) восклицательные( что за, как);
3) указание (вон, вот)
4)Сомнение ( вряд ли, едва ли);
5) уточнение ( именно, как раз);
6)выделение (лишь, только, исключительно, почти);
7)усиление( даже, ведь, уж, же, ни, все-таки, -то);
8) отрицание (не, ни)
Частица НИ Частица НЕ (раздельно) Частица НЕ (слитно)слитно
1.Для усиления отрицания (ни капли, ни крошки, ни разу) 1.глагол (не читал) 1.без не не употребляется (неряха)
2.В придаточных предложениях
Куда бы ни
(Куда бы мы ни пошли, нас встречали хорошо).
Кто ни…,
где ни…,
откуда ни…,
сколько ни…,
что ни…) 2.деепричастие (не читая) 2.можно заменить синонимом без не (недобрый – злой)
3.краткое причастие (не прочитана) 4.противопоставление с союзом а (не добрый, а злой) 5.зависимое слово:
Для причастий любые слова (не выполненные вовремя)
Для прилагательных и наречий (далеко не умный, вовсе не, отнюдь не) Не и Ни в наречиях и местоимениях
1. Под ударением ЕБез ударения ИМестоимения отрицательные Некого, некем, несколько, не с кем Никого, никем, нисколько, ни с кем
Наречия негде, некогда , некуда Нигде, никогда, никуда
2. Сложносочиненные предложения – это сложные союзные предложения, части которых равноправны и связаны сочинительной связью, сочинительными союзами.Группы сложносочиненных предложений:
С союзами соединительными (и, да, тоже, также, не только…но и )Солнце светит, и дождь идет. Исключение: Если есть ОВЧ (общий второстепенный член предложения, то запятая не ставится. Осенью солнце светит и дождь идет.
Птицы поют, да ветер шумит. Дети устали, взрослые тоже утомились. Гроза утихла, дождь также перестал. Не только снег пошел, но и метель поднялась.
С союзами разделительными (или, либо, то…то, не то…не то)Машины гудели, или (либо) трещали самолеты. Не то ракеты взлетали, не то взрывались бомбы.
С союзами противительными (а, но, да, зато, однако)
Наступило лето, а (но) (да) холода не отступали. Октябрь приносит дождь, зато деревья окрашиваются в золото. Весна наступила, однако птицы не прилетели.
Билет №10.
1.
Слитно Раздельно
Союзы (Все ушли, я тоже не стал ждать. Мать устала, отец также хотел отдохнуть. Снег не идет, зато сугробы не мешают проезду. Человек встал, чтобы женщина прошла. Местоимение, наречие с частицей, предлогом (Выполню то же упражнение.) Писать так же старательно. Стану за то дерево. Что бы мне вам сказать?
Наречия (Почему не готов?) Солнце светит, потому (поэтому) снег тает. Напиши, затем сотри. Отчего ты грустишь? Оттого и невесел. Наконец все успокоились. Идти навстречу. (Говорить насчет работы)
Предлоги (Несмотря на опасность.) Предлоги с местоимением, с существительными (по чему перейти на другой берег?) По тому мостику. Стань за тем деревом. От чего нельзя отступать? От того дома. Сесть на конец скамейки. Положить деньги на счет в банке.
Не с деепричастиями (Сидеть не смотря в глаза)
Запомнить: В течение, в продолжение, вследствие. Наречия пишутся слитно: насквозь. Впервые, издалека, вокруг, вскоре, попусту, отовсюду, вдали, направо 2.Сложноподчиненные предложения - это такие сложные союзные предложения, простые предложения в которых ( главное и придаточное) связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, как, словно, хотя, пока, если, так как) или союзными словами (который, чей, кто, что, где, куда, откуда, ). Союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются членами предложения.Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению, с придаточными:
Определительные Изъяснительные Обстоятельственные
Какой? Падежные вопросы (кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чем?)Вопросы обстоятельства.
Придаточные обстоятельственные:
Образа действия и степени ( Ученик все сделал так (как? Каким образом?), как требовал мастер. Ученик все сделал так хорошо, что мастер его похвалил).Места (Алексей полз туда (куда?), куда ушел самолет)
Времени (Когда наступила весна (когда?), снег растаял.Условия (если пойдет дождь (при каком условии?), река разольётся).
Причины (Лес молчал (почему?), потому что птицы улетели).
Цели (Все молчали (почему?), чтобы расслышать).
Сравнения (Заря горит (как?), словно пожар начался).
Уступки (Ночь тиха (несмотря на что?), хотя птицы не спят.)
Следствия (Дождь лил (что стало следствием?), так что нельзя было выйти.)
Виды подчинительной связи:
Однородное подчинение. (Я знал, что пойдет снег, что завоет ветер).
Последовательное. (Солнце светит, потому что наступило лето, которое нравится всем).
Параллельное. ( Когда выучишь уроки, наступит вечер, хотя на улице еще будет светло).
Билет №11.
1.а)Проверяем формой 1 лица глагола
Ыва, ива – ываю, иваю (раскладывать - Я раскладываю, рассматривать – Я рассматриваю)
Ова, ева – ую, юю (советовать – Я советую,) В) Гласная перед НН - та же, что и суффикс инфинитива ) «цепочка»)
увидеть –увиденный.
Услышать – услышал,услышав, услышавший, услышанный.
Запомнить – запомнил, запомнив, запомнивший, запомненный.
Д)бушЕвать, горЕвать, малЕвать )Е перед ударным суффиксом ВА)
Е) Суффиксы ЧИВ, ЛИВ, ИСТ (разговорЧИВый, завистЛИВый, прерывИСТый)
2.Бессоюзные предложения- это такие сложные предложения, части которых связаны бессоюзной связью.
Запятая ставится, если выражается перечисление и можно подставить союз И. (Солнце светит, и дождь идет).
Точка с запятой – если части предложения более распространены или осложнены.(Лягушки прыгают; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.)
Двоеточие – если смысловые отношения причины, изъяснения, пояснения (потому что, и увидел..что, а именно). (Печален я (почему?): со мною друга нет. Смотрю в окно (и вижу…что?): листья падают. Стоял шум (а именно?): гудели самолёты, трубили пароходы.)Тире –время, условие ((Когда) Настанет утро – двинемся в путь. (Если) Пойдет дождь – останемся дома. Следствие (Река разлилась- (что стало следствием?) нельзя переходить мост. Противопоставление (Чин следовал ему - (а он?) службу вдруг оставил.)
Билет №12. 1.Способы словообразования:
Приставочный (ПОтемнеть – темнеть)
Суффиксальный (автозаводСКой - автозавод)
Приставочно – суффиксальный (СОединЯть – единый)
Бессуффиксный (переход – переходИТЬ)
Сложение основ (ледокол – ЛЕД КОЛОТЬ), слов (диван – кровать), букв (НТВ), звуков (вуз).Переход одной части речи в другую (столовая – из столовая комната)
Образование слова можно определить словообразовательным разбором
2.Морфология – это наука о частях речи. Части речи имеют : общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.
2. Имя существительное:
Собственное или нарицательное
Одушевлённое или неодушевлённое
Род
Склонение
Число
Падеж
В предложении может быть подлежащим, дополнением, с предлогом обстоятельством
Имя прилагательное обозначает признак предмета. Бывает:
Качественным (умный – умнее), притяжательным (дядин), относительным (стеклянный)
Полным и кратким (жгучий – жгуч)
имеет степени сравнения - сравнительную и превосходную (умный – умнее, более умный; умнейший, самый умный).
Изменяется по родам, числам и падежам.
В предложении бывает определением и сказуемым.
Билет №13.
1.а)
1 скл.роща2 скл.поле, дом 3скл.
речь Ий санаторий Ие знание Ия армия Мя пламя
Р.п. и и и и
Д.п. е и и и
П.п. е е и и и и и
Б) окончания прилагательных и причастий проверяем по вопросу от существительного, с которым прилагательное или причастие согласованы. Синий снег, синяя вода, синее небо, синие туманы (смотри таблицу).
М.р Ж.р. Ср.р. Мн.ч.
И.п. Какой? синий Какая?синяяКакое?синееКакие?синиеР.п. Какого?синегоКакой?синейКакого?синегоКаких?синихД.п. Какому? синему Какой?синейКакому?синемуКаким?синимВ.п. Какой? синий Какую?синююКакое?синееКакие?синиет.п. Каким? синим Какой?синейКаким?синимКакими?синимиП.п. О каком? О синем О какой? синей О каком?синемО каких?синихВ) Так же просклонять синеющий лес, синеющая вода, синеющее поле, синеющие небеса.
2.Типы речи:
Тип речи Повествование – это рассказ о каком – либо событии в его временной последовательности. Описание – это изображение путем перечисления основных признаков Рассуждение –это разъяснение, подтверждение какой – либо мысли.
композиция 1)Завязка
2) развитие действия, кульминация
3) развязка 1)общее представление о предмете
2)отдельные признаки предмета
3)авторская оценка, вывод 1)тезис (какая – то мысль)
2)доказательства (аргументы)
3)вывод
Жанр Художественная литература Художественная литература (портрет, пейзаж) Статья, доклад, сочинение
Цель Наглядное представление действия Представление предмета в сознании читающего Умение убедить другого или опровергнуть его точку зрения
Билет № 14.
1.Имя числительное обозначает число (пять), количество (пять тетрадей) при счете, порядок (пятый). Бывает:
Целое (семь)
Дробное (одна вторая)
Собирательное (двое, трое, четверо и т.д. употребляется только с мужским родом (двое мальчиков), с существительными, имеющими только множественное число (двое ножниц), обозначение детенышей (двое медвежат). Изменяется по падежам целое как существительное, порядковое как прилагательное.
Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. Разряды:
Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
Возвратное (себя)
Вопросительные (кто? Какой?)Относительные (кто, какой)
Отрицательные (никто, никакой)
Неопределенные (кто – то, какой – то)
Притяжательные (мой, твой, свой)
Определительные (сам, самый, иной, любой, другой, весь, всякий).
Указательные (тот, та, те, этот)
2.
стили разговорный научный деловой публицистический художественный
цель Непринужденная беседа, выражение чувства Доступное и понятное изложение научной информации Упорядоченность, стандартность в сфере управления обществом Передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя Эстетическое воздействие при помощи художественного образа
Языковые приметы Уменьшительные суффиксы (сестренка), глаголы в форме стук, бряк, простые и неполные предложения, диалог Точность, логичность, термины, сложноподчиненные предложения, вводные слова. Стандартизированные словосочетания (считать недействительным, вынести постановление), термины, нет образных средств: эпитетов, метафор, сравнений…Общественно – политическая лексика(реформа, депутат), обороты торжественности. Иронии, негодования, пословицы, поговорки Эпитеты (серебряные росы), метафора (шелк волос), олицетворения (небо нахмурилось), сравнения
Сфера употребления Бытовая речь Научная и учебная литература (статья) Деловые бумаги (протоколы, постановления) СМИ: журнал, газета, радио, телевидение (статья, очерк) Художественное произведение (рассказ, повесть)