Рабочая программа элективного курса Трудные случаи орфографии в 9 классе


Пояснительная записка
1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Программа курса «Трудные случаи орфографии» разработана в связи с
невысоким уровнем грамотности учащихся;
с недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;
подготовка к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.
формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 9 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Структура курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 6 и 7 классы рассматривается как этап основного учения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.
Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией Т.А. Ладыженской.
2. Цель программы:
Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
Способствовать осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
Содействовать формированию навыка относительной орфографической грамотности;
Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
3. Сроки реализации программы.
Объем курса – 17 часов.
Количество часов в неделю – 1 час в 1 полугодии.
4. Формы, виды занятий.
Курс "Трудные случаи орфографии" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические занятия.
5. Методы обучения.
Объяснительно-иллюстративный;
Частично-поисковый, исследовательский;
Словесно-наглядный, практический;
Самостоятельная работа учащихся с информацией.
Средства обучения.
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.
Технические:, компьютер.
Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.
После изучения курса учащиеся должны знать
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи;
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.
8. Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста.
Содержание программы
Введение (1)
Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Основные принципы русской орфографии.
Глагол(1)
Глагольные формы. Правописание личных окончаний глаголов. Употребление Ь знака в различных глагольных формах.
Правописание суффиксов (1)
Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий
Правописание приставок(1)
Группы приставок, соотносящиеся с разными принципами написания. Роль смыслового анализа при написании приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописание гласных в корне. (1)
Безударные проверяемые и непроверяемые гласные. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного слова. Безударные гласные в корнях заимствованных слов.
Чередующиеся гласные в корне. Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями.
Гласные после шипящих в различных морфемах (1)
Правописание согласных (1)
Правописание согласных в корне. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Чередующиеся согласные в корне и связанные с этим орфографические трудности. Согласные на стыке морфем.
Правописание Н и НН в словах разных частей речи (2)
Правописание наречий (1)
Слитное и дефисное написание сложных слов (1)
Правописание производных предлогов (1)
Особенности правописания производных предлогов. Смысловые, грамматические, орфографические отличия союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от созвучных сочетаний слов.
Правописание корней с чередованием (2)
Правописание корней, проверяемых ударением (-гар-/-гор-, -зар-/зор-). Правописание корней, проверяемых последующими согласными (-лаг-/-лож-, -ращ-/-рос-/-раст-). Правописание корней, проверяемых последующим суффиксом –а- (-бир-/-бер-, -стел-/-стил- и пр.)
Правописание приставок (2).
Правописание –з-/-с- на конце приставок. Условия выбора гласной в приставке пре-/при-. Отличие приставки от части корня.
Не с различными частями речи (2)
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи
Различение НЕ и НИ (1)
Различение приставки НИ-, частицы НИ, союза НИ-НИ. Различение НЕ и НИ.
Написание строчных и прописных букв
Календарно-тематическое планирование

п/п Тема раздела Кол-во часов Дата Форма проведения Форма контроля
план факт 1 Введение. Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Основные принципы русской орфографии. 1 Лекция с элементами беседы Вводный.
Проверочная работа.
2 Глагол. Глагольные формы. Правописание личных окончаний глаголов. Употребление Ь знака в различных глагольных формах 1 Практикум Творческий диктант
3 Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий 1 Семинар Тест (№35, 36)
4 Правописание приставок. Группы приставок, соотносящиеся с разными принципами написания. Роль смыслового анализа при написании приставок ПРЕ- и ПРИ- 1 Практикум Юмористический диктант
5 Правописание гласных в корне. Безударные проверяемые и непроверяемые гласные. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного слова. Безударные гласные в корнях заимствованных слов. 1 Урок словесности
(по литератур. произв.) Проверочная работа по перфокартам
6 Чередующиеся гласные в корне. Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями. 1 Тест Словарный диктант
7 Гласные после шипящих в различных морфемах 1 Работа над текстом Карточки с заданиями
8 Правописание согласных в корне. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Чередующиеся согласные в корне и связанные с этим орфографические трудности. Согласные на стыке морфем. 1 Подготовка к творческой работе Сочинение по опорным словам
9-10 Н и НН в словах разных частей речи 2 Составление алгоритма Словарный дик-тант. Тест (с.111)
11 Правописание наречий 1 Практикум Диктант со взаимопроверкой
12 Слитное и дефисное написание сложных слов 1 Урок словесности Словарный диктант
13 Особенности правописания производных предлогов. Смысловые, грамматические, орфографические отличия союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от созвучных сочетаний слов. 1 Составление таблицы Тест
14-15 Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи 2 Составление алгоритма. Работа по алгоритму Проверочный диктант
16 Различение приставки НИ-, частицы НИ, союза НИ-НИ. Различение НЕ и НИ. Написание строчных и прописных букв 1 Лекция с текущим контролем Диктант со взаимопроверкой
17 Итоговый тест 1 Ресурсное обеспечение программы
Литература для обучающихся
Граник, Г. Г. Секреты орфографии: кн. для учащихся 57 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.
Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. – Минск : Вышэйшая школа, 2008.
Панов, М. В. Занимательная орфография: кн. для внеклассного чтения учащихся 78 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.
Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М., 1964.
Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.
Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. -- 4-е изд., испр. – М. : ЧеРо, 2001.
Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах : для школьников / Э. В. Солодовникова.  2-е изд. – Минск : Аверсэв, 2007.
Литература для учителя
Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.
Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 48 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.
Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М., 1966.
Гольдин, З. Д. Русский язык. Таблицы и тесты / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. : Издатель Булатникова И. С., 2004.
Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.
Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2-е изд., перераб. М., 1982.
Лисовская, Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.
Мурашов, А. А.  Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
Пронина, И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И. В. Пронина. – М. : Просвещение, 1964.
Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1996.
Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н. С. Рождественский. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960.
Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006
Электронные образовательные ресурсы (в том числе Internet-ресурсы).
http://school-collection.edu.ru - Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://abc.edu-net.khb.ru - краевой образовательный портал «Пайдейя»
http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm - сайт «Образовательные ресурсы и Интернет»
http://www.5ballov.ru - сайт «5 баллов.ру»
http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm сайт  «Словесник»
http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР
http://www.gramota.ru/ Грамота.руhttp://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку»
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm   портал «Основные правила грамматики русского языка»