Открытый урок Принципы русской орфографии (10 класс)
Конспект открытого урока в 10 классе
« Принципы русской орфографии»
Разработала учитель русского языка и литературы
высшей категории Корнева Г.А.
Принципы русской орфографии (слайд 1)
ЦЕЛИ УРОКА: восстановить в памяти учащихся основные принципы русской орфографии, активизировать знания правописания орфограмм в различных морфемах, умение объяснить выбор нужных букв; воспитание любви и бережного отношения к родному языку. (слайд2)
1. Организационный момент.
Человек так устроен, что чем бы он ни занимался, он хочет добиться успеха, только тогда он ощущает удовлетворение от своего занятия. Все мы хотим успеха. А чтобы успех был на уроке, мы всегда придерживаемся следующих правил:
– слышать и слушать,– вникать и размышлять,– анализировать и реагировать,– оценивать. (слайд3)
Сегодня у нас урок-практикум, и мне хочется, чтобы мы не просто повторили принципы русской орфографии, но и поговорили о великом русском языке.
– Почему возникла такая необходимость? ( ответы учащихся)
– Да, действительно, русский язык засорен иностранными словами, сленгами. Речь стала менее богатой, выразительной, поэтому необходимо постоянно увеличивать лексический запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылатыми выражениями. И, конечно, образцовому языку нужно учиться у наших классиков.
- Удивительный дар дала нам Россия. Тысячелетиями создавал народ родной язык.
Не случайно я выбрала в качестве эпиграфа к нашему уроку данное четверостишие:
Ты никогда не станешь тусклым, Не охладеешь ни на миг. Я кланяюсь тебе по-русски, Язык прапрадедов моих.
А. Марков (слайд 4)
– Какова основная мысль данного стихотворения?
-- Какое чувство испытываем мы, читая данные строки?
“Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни; своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего,” – писал Л.Н. Толстой.
- Вспомните высказывания великих русских писателей о русском языке (проверка Д/З : выучить наизусть высказывания о богатстве русского языка
- Какая мысль объединяет все высказывания о языке? (Ответы уч-ся)
Обогащая свой лексикон, стремитесь к правильному произношению.
2. Орфоэпическая минутка (работа с вихрями на интерактивной доске)
(слайд5)
Прочитайте данные предложения , соблюдая орфоэпические нормы. (слайд 6)
Нет языка красивее русского! Нужно углубить знания по предмету. Черпать новое хорошо в лингвистических словарях. Мы приступаем к языковому анализу текста.
3. Работа с текстом (слайд 7)
Текст дан с пропущенными буквами , у доски работает уч-ся, остальные в тетрадях.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев)
– Перечислите все правила (орфографические и пунктуационные), не выучив которые, человек мог бы сделать ошибки в этом тексте.
Безударные гласные, проверяемые ударением в словах: берЕгите, достОяние, совЕршать (свершение), чудЕса, чИстота, свЯтыню.
Буква И после шипящей в слове “нашими”
Правописание приставок (пре-, при, пере– “переданное” “прекрасный”; пред– “предшественниками”; со– “совершать”)
Чередующиеся корни “блистает”
Суффикс -енн “могущественными, предшественниками”
Удвоенная согласная в слове русский (суффикс -ск_)
Частица “таки”
Правописание согласной в слабой позиции “клад”
- Мы с вами закончили изучение темы “Принципы русской орфографии”.
Назовите основной принцип русской орфографии?
(Морфологический : все значимые части слова (морфемы) пишутся так, как они произносятся в сильной позиции (отчетливо)дуб-дубы, тропа-тропка, подлить )
– Какие ещё принципы русской орфографии вам известны ? (слайд 9)
Ответы учащихся:
Морфологический (морфемный): единообразное написание значимых частей слова – корня, приставки, суффикса и окончания (примерно 95% слов).
Традиционный: написания, поддерживаемые традицией и не регулируемые правилами.
Фонетический: написание в соответствии со звучанием.
Дифференцирующий: написания, используемые для различения слов и их форм.
Запишите слова в 4 группы в зависимости от принципа орфографии, лежащего в основе правописания данного слова, у доски работают 4 ученика. (слайд11)
Дилетан…ский, небез…звестный, пред…нфарктный, бе…таланный, чре…мерный, не…дешний, к…вычки, о…делочный, вдумч…вый, подж…г сарай, умышленный подж…г, компроми…, прил..гательное, пр…зреть сироту, пр…зирать труса, р…ссыпать, р…ссыпи, в речк…, берез…вый, чу…ство, те…аса, шумная к…мпания, избирательная к…мпания.
Непременным условием овладения нормами современной русской орфографии является умение членить слово на морфемы (слайд 12-13) работа по вариантам.
Запишите предложение в виде прямой речи, исправьте ошибки.
Нет слова которое бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так кипело бы и животрипетало, как метко сказаное русское слово. (Н. В. Гоголь)
Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания (слайд 15)
3. Языковой анализ текста (с самопроверкой)
1) Вел..чайшее богатство народа его язык! 2) Тысяч..летиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.3) И может быть ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогран(?)о (не) проявляется его ум, так кристал..ически (не) отлагается его национальная история обществен(?)ый строй быт мировоз(?)рение, как в пословицах.4) Меткий и образный рус(?)кий язык особенно богат пословицами. 5) Их тысячи, десятки тысяч(?) 6) Как на крыльях, они перел..тают из века (в) век, от одного поколения к другому, и (н..) видна та безгр..ничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…7) Различны эпохи породившие пословицы. 8) (Не) обозримо многообразие человеческих отношений которые запеч..тлелись в чекан(?)ых народных изр..чениях и аф..ризмах. 9) Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума знания жизни и радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, чес(?)ость и обман, трудолюбие и лень, крас..та истин и уродство предрас(?)удков.10) (Н..)когда (н..) померкнет наша патр..отическая гордость закован(?)ая в булат таких пословиц:” Наступил на землю русскую, да оступился”, “За правое дело стой смело”… (М. Шолохов)
Готовимся к ЕГЭ (слайд 16)
1. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
Величайшее богатство народа – его язык!
Меткий и образный язык не богат пословицами.
Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому.
Различны эпохи, породившие пословицы.
2. Определите стиль и тип текста.
публицистический; рассуждение
художественный; описание
научный; повествование
разговорный; рассуждение
Русский язык богатый, образный, выразительный. Писатели и поэты используют в своих произведениях различные художественные приемы. Повторим определения (работа с интерактивной доской) (слайд17)
Готовимся к ЕГЭ
Работа над рецензией (слайд18)
Подведение итогов урока .Каждый человек должен стремиться к высокой культуре, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи – это наше народное достояние. Нам его беречь и умножать!
Удивительный дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она – наша Россия. В нём все дары её : и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота. (И. А. Ильин)
Дом задание: написать сочинение-рассуждение (слайд20)