ССборник заданий и упражнений по пунктуации для учащихся 8 класса.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ГОРОДНЯ КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник заданий и упражнений по пунктуации
для учащихся 8 класса
Подготовила Еремина Лариса Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Городня
Конаковского района Тверской области
Городня-2014
Вариант 1
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания . Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Сделайте морфологический разбор причастия.
1.Встречая день на пр…брежной иве снова заворковали горлинки. 2.Выбравшись на чистую воду старая утка поплыла вдоль залива испуганно оглядываясь и тревожными криками подзывая к себе утят. 3. С…рдито бился дождь в окно , и ветер выл печально воя. 4.Вскормленный в неволе орел молодой , мой грустный товарищ махая крылом кровавую пищу клюет под окном. 5. Как весело, обув железом острым ноги скользить по зеркалу стоячих ,ровных вод. 6. А через несколько минут будучи уже пленным повар очень охотно показывал, где спит командир роты.
Вариант 2
Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Сделайте морфологический разбор деепричастия.
1.Очнувшись он осторожно развернул байковую портянку. 2.Лучина потрескивая горела, воткнутая в стену у входа.3.Она не смущаясь через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал не дожидаясь приглашения , и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. 4. Громадные гнедые кони обезумев рвались по вытоптанному хлебу среди людей и подвод , вздымаясь на дыбы храпя и брызгая пеной. 5.Играючи расходится вдруг ветер верховой . 6.Сережка вцепился повыше и подпрыгнув повис на согнутых руках. 7. Сверкая быстро в вышине кружились искры
Ключи
Вариант 1
Расставьте недостающие знаки препинания .Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
1.Встречая день, на пр…брежной иве снова заворковали горлинки. 2.Выбравшись на чистую воду, старая утка поплыла вдоль залива, испуганно оглядываясь и тревожными криками подзывая к себе утят. 3. С…рдито бился дождь в окно , и ветер выл, печально воя. 4.Вскормленный в неволе орел молодой , мой грустный товарищ, махая крылом, кровавую пищу клюет под окном. 5. Как весело, обув железом острым ноги , скользить по зеркалу стоячих ,ровных вод. 6. А через несколько минут, будучи уже пленным, повар очень охотно показывал, где спит командир роты.
Вариант 2
Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
1.Очнувшись, он осторожно развернул байковую портянку. 2.Лучина ,потрескивая, горела, воткнутая в стену у входа.3.Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. 4. Громадные гнедые кони, обезумев, рвались по вытоптанному хлебу среди людей и подвод , вздымаясь на дыбы, храпя и брызгая пеной. 5.Играючи ,расходится вдруг ветер верховой . 6.Сережка вцепился повыше и ,подпрыгнув , повис на согнутых руках. 7. Сверкая, быстро в вышине кружились искры.
Вариант 4
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
1.Глубокой ночью прогр__хотав на стрелках скорый поезд подкатил к (не)большому полустанку и высадив единственного пас_ажира обдав белым паром (не)высокую кирпичную постройку важно покатил дальше. ( Сем.) 2. Капельки бегут наперегонки, и истекая ими светлеет , делается прозрачной розовая на заре сосулька отливая радугой , а свет пробившись сквозь неё разд__ляется на белом стволе березы семью цветами спектра. (Лип.)3. Проб_раясь к скал_ он услышал стрельбу и обогнав остальных разведчиков ринулся туда л_мая кусты, как медведь , в смелой страшной ярости. (Пол.) 4.Застигнутый кромешной тьмой, ощущая невыносимую боль в разбитых, натруженных ногах он не нашел в себе силы идти за топливом, забрался в густую поросль молодого сосняка , присел под деревом, весь _жался в комок , спрятал лицо в колени, охваченные руками , и обогр_ваясь своим дыханием, замер жадно наслаждаясь наступившим покоем и неподвижностью. ( Пол.)
Вариант 3
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
1.Сорока вспорхнула и распустив хвост похожий на оперение стрелы , по пр_мой полетела проч_ . (Пол. ) 2. Алексей вздохнул прощаясь с затухавшим костром , и снов_ побрел по дороге скр_пя палками по обл_деневшему снегу , кусая губы и порой т_ряя сознание. (Пол.) 3. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. (Чех) 4. Он показал Натке дорогу, постоял глядя ей в след , и, все еще прод_лжая чему-то улыбаться с шумом исчез за кустами .(А.Г.) 5. Бледнея з_ря затихает.(Ник). 6.Пуля ударилась о камень и взвизгнув отскочила рикошетом в канаву. (Остров.)
Ключи
Вариант 4
Расставьте недостающие знаки препинания .Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. 1.Глубокой ночью, прогрохотав на стрелках ,скорый поезд подкатил к небольшому полустанку и ,высадив единственного пассажира ,обдав белым паром невысокую кирпичную постройку, важно покатил дальше. ( Сем.) 2. Капельки бегут наперегонки , и, истекая ими , светлеет , делается прозрачной розовая на заре сосулька , отливая радугой , а свет , пробившись сквозь неё, разделяется на белом стволе березы семью цветами спектра. (Лип.)3. Пробираясь к скале, он услышал стрельбу и, обогнав остальных разведчиков , ринулся туда , ломая кусты ,как медведь , в смелой страшной ярости. (Пол.) 4.Застигнутый кромешной тьмой, ощущая невыносимую боль в разбитых , натруженных ногах , он не нашел в себе силы идти за топливом ,забрался в густую поросль молодого сосняка , присел под деревом , весь сжался в комок , спрятал лицо в колени, охваченные руками , и ,обогреваясь своим дыханием, замер, жадно наслаждаясь наступившим покоем и неподвижностью. ( Пол.)
Вариант 3
Расставьте недостающие знаки препинания . Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
1.Сорока вспорхнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы , по прямой полетела прочь . (Пол. ) 2. Алексей вздохнул, прощаясь с затухавшим костром , и снова побрел по дороге, скрипя палками по обледеневшему снегу, кусая губы и порой теряя сознание. (Пол.) 3. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. (Чех) 4. Он показал Натке дорогу, постоял, глядя ей в след, и, все еще продолжая чему-то улыбаться, с шумом исчез за кустами .(А.Г.) 5. Бледнея, заря затихает.(Ник). 6.Пуля ударилась о камень и, взвизгнув, отскочила рикошетом в канаву. (Остров.)
Односоставные предложения.
Вариант 1
Указать односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу. Указать в скобках их вид. Подчеркнуть деепричастные обороты.
Ушастая сова.
Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую, сеяную пыль и поднял в небо. К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли , и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. В такие минуты всегда ждешь чего- то необычного, и оно случается. Неожиданно мелькнул на красноватом ореоле ширококрылый силуэт и беззвучно растаял в ночи. В ночном поле охотились совы.
В густой пшенице или ржи не увидишь даже самого беспечного и самоуверенного мышонка. А сова, порхая в метре от земли , не присматривается. Услышав хоть какой-нибудь мышиный звук , падает сова , вытянув вперед растопыренные лапы , и тут же взлетает с добычей.
Уши совы , как пеленгатор , определяют точку , где копошится жертва .Но ушастой её назвали не за настоящие уши, а за два пучка перышек , что торчат на лбу. По этим ушам её ни с кем не спутаешь.
Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту. Как огромные ночные бабочки , порхают совы над травой , падают в неё и взлетают снова. Залюбуешься!
Вариант 2
Указать односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу. Указать в скобках их вид. Сложные предложения , в состав которых входят односоставные предложения, записать полностью, подчеркнуть односоставные предложения.
Честь и слава.
Молод солдат Тетеркин. Служит он в охранной роте при важном военном объекте . Когда стали бомбить Москву, охранная рота получила новое задание –вести борьбу с пожарами от зажигательных бомб.
В одну из сентябрьских ночей пришлось Тетерину нести дежурство на крыше большого здания.
Ночь. На улицах ни огонька. Тишина. Холодно. Хочется спать. И вдруг что-то совсем рядом свистнуло. Раздался треск. Пробило крышу. Бросился Тетерин к пролому в крыше, спрыгнул на чердак . На чердаке фашистская бомба. Все ярче и ярче, рассыпая в стороны огненные брызги , разгоралась она…
Замер Тетерин, глянул по сторонам. Нужны песок, лопата. Да не оказалось песка рядом. Нет и лопаты. Начал солдат топтать бомбу сапогами . Да разве затопчешь. Прикрыл её каской. Мала солдатская каска. Не укроешь ею бомбу. Вновь на секунду парализовало солдата. И вдруг навалился грудью, упал на бомбу , телом прижал солдатским. Потушил Тетерин фашистскую бомбу. Спас военный объект от пожара.
Когда увозили солдата в госпиталь, услышал Тетерин слова командира: «Не буду много , товарищи , говорить . Наш Тетерин- герой!»
Да, не служба солдата красит. Службу красит собой солдат. Смелому всюду почет. Смелому честь и слава.
Тысячи зажигательных бомб обезвредили защитники Москвы. В ту суровую осень сберегли Москву от пожаров.
(По С.Алексееву)
Причастные и деепричастные обороты.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и пропущенные знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
Графически объяснить постановку знаков препинания. Выделите суффиксы в причастиях.
В лесу.
Звезды сверкали остро и холодно, но небо на восток__ стало св__тлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный ветер. Лес ожил , зашумел. Свистящим ш___потом перекликнулись между собой сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревожен___ых ветвей.Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе, и лес , окончательно стряхнувший с себя остатки мрака , вставал во всем своем величии.
Из пр__пудренной утрен_им ин_ем хвои высунулась длинная морда, увенчан__ая т__желыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели, огромную поляну. Замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались.
Старый лось застыл в сосн__ке , как изваяние. Насторожен_ые уши ловили каждый звук. Он весь напружинился, готовый сделать прыжок в чащу.
Внимание зверя привлек звук, послышавшийся сверху. Будто несколько майских жуков, в голубом морозном воздухе проносились самолеты- истребители. Слышался частый короткий треск, как скрип дергача на болот_. Вдруг один из самолетов пронесся прямо к полян__. Эхо загудело над деревьями, опережая лося, рванувшегося во весь дух в чащу.
( По Б.Полевому)
Приложение. Знаки препинания при приложении.
Вариант 1
Спишите ,вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
1.Лето (припасиха) заставляет думать о долгой и суровой зим__. (Акс.)2.Изредк__ простучит , перепорхнет меж стволов деревьев неутомимый труженик дятел. (С.-М.) 3.Уходя на лежку, заяц русак хитрит , п_тляет , __дваивает и страивает следы , делает хитрые сметки.( С.-М.) 4. Из- за леса, леса темного, подымалась красна з__рюшка , рассыпала ясной радугой огоньки лучи б_гровые .(Ес.) 5. Зашумели над затоном тростники. Плачет девушка царевна у реки. (Ес.) 6. В Севастополе формировался отряд добровольцев парашютистов .(Соб.) 7. Стрелок радист дал врагу подойти ближе и, тщательно целясь, выпустил свои последние патроны.(Соб.)
8.Хорошо над Москвой рекой услыхать соловья на рассвете . (Долм) 9.Самым высоким из холмов был мыс у слияния реки Псковы с рекой Великой .(Ю.Спег.) 10. Псков – один из наиболее прославленных древних русских городов, город воин, не раз спасавший нашу отчизну от нашествия врагов. (Ю.Спег)
Вариант 2
Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор 7 предложения.
1.Серой выцветшей лентой заискрилась по хутору санная ровень дороги зимнухи. (Шол.) 2.Я смотрел на звезды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери земле наполняло меня.(С.М.) 3.Гостью зимушку покатим мы встречать на хуторок, поб__гут за нами следом Барбоска и Дружок (Плещ.) 4. За пустой околицей, за Донец рекой вздрогн__т и раскол__тся полевой покой .(Сурк.) 5.Во второй половине 12 века в Пскове город__ появились первые камен_ые здания. (Ю.Спег.) 6. Изредк_ простучит, перепорхнет меж стволов деревьев неутомимый труженик дятел. (С.-М.) 7.Уходя на лежку, заяц русак хитрит, п_тляет, сдваивает и страивает следы, делает хитрые сметки.( С.-М.) 8. В фильме Броненосец Потемкин правдиво изображены события первой русской революции.(А. Лев.) 9.Нина уборщица , пользуясь т_мнотой , сумела унести из штаба важные документы, связанные с планом окружения Ленинграда.(А.М.)10. О подвиге комсомольцев мы прочитали в газете Комсомольская правда.(А.М.)
Приложение. Знаки препинания при приложении.
Ключи
Вариант 1
Расставьте знаки препинания.
1.Лето -припасиха заставляет думать о долгой и суровой зиме. (Акс.)2.Изредка простучит , перепорхнет меж стволов деревьев неутомимый труженик- дятел. (С.-М.) 3.Уходя на лежку , заяц- русак хитрит , петляет , сдваивает и страивает следы , делает хитрые сметки.( С.-М.) 4. Из- за леса , леса темного , подымалась красна зорюшка , рассыпала ясной радугой огоньки- лучи багровые .(Ес.) 5. Зашумели над затоном тростники. Плачет девушка -царевна у реки. (Ес.) 6. В Севастополе формировался отряд добровольцев- парашютистов .(Соб.) 7. Стрелок -радист дал врагу подойти ближе и , тщательно целясь , выпустил свои последние патроны.(Соб.)
8.Хорошо над Москвой -рекой услыхать соловья на рассвете .(Долм) 9.Самым высоким из холмов был мыс у слияния реки Псковы с рекой Великой .(Ю.Спег.) 10. Псков – один из наиболее прославленных древних русских городов , город -воин , не раз спасавший нашу отчизну от нашествия врагов. (Ю.Спег)
Вариант 2
Расставьте знаки препинания.
1.Серой выцветшей лентой заискрилась по хутору санная ровень дороги -зимнухи. (Шол.) 2.Я смотрел на звезды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери- земле наполняло меня.(С.М.) 3.Гостью- зимушку покатим мы встречать на хуторок , побегут за нами следом Барбоска и Дружок (Плещ.) 4. За пустой околицей , за Донец -рекой вздрогнет и расколется полевой покой .(Сурк.) 5.Во второй половине 12 века в Пскове- городе появились первые каменные здания. (Ю.Спег.) 6. Изредка простучит , перепорхнет меж стволов деревьев неутомимый труженик- дятел. (С.-М.) 7.Уходя на лежку , заяц -русак хитрит , петляет , сдваивает и страивает следы, делает хитрые сметки.( С.-М.) 8. В фильме «Броненосец Потемкин» правдиво изображены события первой русской революции.(А. Лев.) 9.Нина- уборщица , пользуясь темнотой , сумела унести из штаба важные документы, связанные с планом окружения Ленинграда.(А.М.)10. О подвиге комсомольцев мы прочитали в газете «Комсомольская правда».(А.М.)
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Вариант 1.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу.
1.Жизнь коротка, искусство долговечно.(К. Станисл.)2.Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка.(П.) 3. Мир без книг мир дикарей.(Н.Мор.) 4. Красноречие при человек великое дело.(Шол.) 5. Критика наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и культуры. ( П.) 6. Знания в юности это мудрость в старости .(Посл.) 7.Говорить не думая стрелять не целясь.(Пауст.) 8. Я всем чужой. ( П.) 9.Прекрасный человек Иван Иванович (Г.) 10. Ласковое слово что весенний день. (Посл.)
Вариант 2
Спишите. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу.
1.Назначение каждого человека развивать в себе все человеческое , общее и наслаждаться им .(Бел.) 2. Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное .(К.Ф.) 3. Хорошая одежда украшение для тела , хороший товарищ отрада для души. ( Посл.) 4. Сибирская тайга это семь десятых всех наших лесных богатств.( Г.Кубл.) 5. Лучшее наслаждение , самая высокая радость в жизни чувствовать себя нужным и близким людям. ( М.Г.) 6. Любить свою родину значит пламенно желать видеть в ней осуществленные идеалы .(Бел.) 7. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.( П.) 8. Ум без книги как птица без крыльев .(Посл.)
9. Клевета что уголь : не обожжет, так замарает.(Посл.) 10. Книга это волшебница. Книга преобразила мир. Мир без книг мир дикарей. (Н.Мор.)
Ключи.
Вариант 1.
Спишите . Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу.
1.Жизнь коротка, искусство долговечно. (К. Станисл.)2.Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка.(П.) 3. Мир без книг – мир дикарей. (Н.Мор.) 4. Красноречие при человеке- великое дело.(Шол.) 5. Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и культуры. ( П.) 6. Знания в юности- это мудрость в старости .(Посл.) 7.Говорить не думая- стрелять не целясь.(Пауст.) 8. Я всем чужой. ( П.) 9.Прекрасный человек Иван Иванович(Г.) 10. Ласковое слово что весенний день. (Посл.)
Вариант 2
Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу.
1.Назначение каждого человека – развивать в себе все человеческое , общее и наслаждаться им .(Бел.) 2. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное .(К.Ф.) 3. Хорошая одежда – украшение для тела , хороший товарищ – отрада для души. ( Посл.) 4. Сибирская тайга-это семь десятых всех наших лесных богатств.( Г.Кубл.) 5. Лучшее наслаждение , самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. ( М.Г.) 6. Любить свою родину- значит пламенно желать видеть в ней осуществленные идеалы .(Бел.) 7. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.( П.) 8. Ум без книги как птица без крыльев .(Посл.)
9. Клевета что уголь : не обожжет, так замарает.(Посл.) 10. Книга- это волшебница. Книга преобразила мир. Мир без книг- мир дикарей. (Н.Мор.)
Однородные члены предложения
Спишите. Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные определения.
1.Лес весь разукрашен в желтые красные золотистые краски осени. (Скреб.) 2. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный свежий ветер.(Пол.) 3. Молодая сосна с розоватой мякотью древесины , с ярко отгранившимися годичными кольцами казалась здоровой сильной красивой девушкой.(Перм.) 4. Круглые низкие холмы , распаханные и засеянные доверху , разбегаются широкими волнами. (Т.) 5. Ночной туман совершенно замел дорогу. Он преградил ее косыми островерхими сугробами. Глаза резала однотонная сверкающая голубизна . Ноги вязли в пухлом еще не улежавшемся снегу. (Сим.)
6.После вчерашнего дождя снова стояла сухая ветреная погода. По сторонам дороги километры желтого и красного осеннего леса перемежались полосами уходивших далеко к горизонту осенних серых полей. ( Сим.) 7. Павка встретился с серыми спокойными глазами незнакомца, внимательно изучавшими его . Твердый немигающий взгляд несколько смутил Павку. Серый пиджак , застегнутый сверху донизу , на широкой крепкой спине был сильно натянут.(Остр.)
Ключи.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные определения.
1.Лес весь разукрашен в желтые , красные , золотистые краски осени.(Скреб.) 2. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный , свежий ветер.(Пол.) 3. Молодая сосна с розоватой мякотью древесины , с ярко отгранившимися годичными кольцами казалась язл здоровой , сильной, красивой девушкой.(Перм.) 4. Круглые , низкие холмы , распаханные и засеянные доверху , разбегаются широкими волнами. (Т.) 5. Ночной туман совершенно замел дорогу . Он преградил ее косыми , островерхими сугробами. Глаза резала однотонная сверкающая голубизна . Ноги вязли в пухлом , еще не улежавшемся снегу. (Сим.)
6.После вчерашнего дождя снова стояла сухая ветреная погода. По сторонам дороги километры желтого и красного осеннего леса перемежались полосами уходивших далеко к горизонту осенних серых полей.( Сим.) 7. Павка встретился с серыми спокойными глазами незнакомца, внимательно изучавшими его . Твердый, немигающий взгляд несколько смутил Павку. Серый пиджак , застегнутый сверху донизу , на широкой ,крепкой спине был сильно натянут.(Остр.)
Использованная литература:
1.Г.А.Костяева, Г.М.Чуриков. Сборник диктантов по пунктуации 8-9 классы.
М.Просвещение.1989г.
2.Сборник задач и упражнений по русскому языку. Для 9 класса средней школы. Под редакцией Ю.С.Пичугова и Б.И.Фоминых.
М. Просвещение. 1991г.
3.Типовые экзаменационные варианты. Русский язык . Под редакцией И.П.Цыбулько. Национальное образование. М.2015г
4. Н.А. Сенина, С.В.Гармаш, Г.Н.Кобякова, А.Г.Нарушевич. Русский язык . 9 класс. Тренировочные варианты на 2015 год. Легион. Ростов- на- Дону.2014г