Урок по литературному чтению на тему Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок», М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе»
Краткосрочное планирование
Ф.И.О. Ахметова Акмарал Сагимбаевна Предмет: литературное чтение Класс: 6Б
Тема урока: Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок», М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе»
Цель: (SMART, из среднесрочного планирования) В конце урока ученики будут знакомы с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Ожидаемый результат:
(из среднесрочного планирования) Смогут правильно организовать работу со словарями, приводить примеры из произведений, используя диаграмму Венна смогут определить, что же общего между двумя произведениями.
Критерии успеха: ученики правильно организовали работу со словарем
отвечая на вопросы подтверждают примерами из произведений
смогли найти отличия и сходства двух произведений
Ключевые идеи/подход: технологии развития критического мышления,
дифференцированный подход к обучению,
создание ситуации успеха на уроке.
Учебник:
(рекомендованный МОН РК) Р.Нуртазина, Э.Сулейменова, К.Уразаева
Алматы «Білім», 2011
Ресурсы учебники, ватманы, листы А4, фломастеры, 6 цветных шляп, презентация.
Этап урока Время Задание Действия учителя Действия ученика Ожидаемый результат
Организационный момент 2 мин Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Все за парты тихо сели
На меня все посмотрели Проверяют наличие школьных принад-лежностей, настраи
ваются на урок. Ученики сосредоточатся на урок
Психологический настрой 2 мин Игра «Пожелание» Ученики говорят друг другу пожелания Создадут благоприятную обстановку для дальнейшей работы
Повторение домашнего задания 2 мин Защита иллюстраций От каждой группы по 1 ученику защищают работы Выступают перед группами
Повторят и закрепят полученные ранее знания
Формирование новых знаний 10 мин
Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?
В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним.
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано. Первые свои стихи Некра-сов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.
Сын богатой помещицы, известной своим жестоким нравом, он всю жизнь осуждал издевательства бо-гатых над бедными. В сво-их знаменитых сказках и повестях он высмеивал глу-пость и трусость, хвастов-ство и лень, жадность и лицемерие. «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…»,- писал о себе Салтыков- Щедрин.
Образцовое чтение учителем.
Чтение про себя, обсуждение в группах Выскажут свои мнения и будут знать содержания произведений
Словарная работа Работа с незнакомыми словами Найдите значения слов: узда, полушубок, вестимо; переведите их Работа со словарями Будут знать значение и перевод незнакомых слов
Работа в группах 7 мин 1.Какую роль играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
2. Как ребенок подражает взрослым?
3. Какими словами автор подчеркивает особенности народной речи?
-----------------------------------------
1. Прочитайте сцену страданий девочки?
2. Почему Наташа отказалась от помощи Никанора?
3. Прочитайте ответ помещицы на вопрос Никанора.
-----------------------------------------
1. Какова идея произведения Н.А.Некрасова?
2. Чему учит рассказ?
3. Что общего в данных произведениях? Готовят ответы опираясь на текст, чтение по ролям. Смогут с помощью интонации выразить характер, переживания героев.
Физминутка 2 мин Работа в группах, в парах 5 мин Нарисовать иллюстрацию к:
1. «Мужичок с ноготок»
2. «На барском дворе»
3. Словесное описание Власа, Наташи, Никанора. Возвращаемся к написан-ным на доске словам. Как вы их понимаете?
"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева. На своих картинах его изобра-зили В.А. Серов,Зиновьев. Интересно представил об-раз мальчика О.Мартынюк при работе с деревом. Мужичок с ноготок есть даже на ковре. Готовят иллюстрации Смогут через картины передать свое отношение к произведениям
Рефлексия 5 мин Прием «Шесть шляп»:
Красная шляпа - шляпа эмоций
Белая шляпа - шляпа информации
Зелёная шляпа - шляпа роста возможностей
Жёлтая шляпа - шляпа оптимизма
Чёрная шляпа - шляпа пессимизма
Синяя шляпа - шляпа процесса Какие эмоции вы сейчас испытываете?
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Если бы вы были авторами учебника литературы, какие произведения о жизни ваших сверстников предложили бы для обсуждения?
Что положительного вы вынесли для себя из сегодняшнего урока?
Укажите причины, по которым не нужно читать произведения о жизни подростков XIX века.
Выражает свою мысль Смогут выразить свое мнение, отношение к авторам, произведениям
Оценивание 2 мин Предлагает лидерам групп оценить работу группы Обосновывают свои ответы Дети будут объективны и справедливы
Домашнее задание Выучить стихотворение, подготовить пересказ Записать на доске:
стр.176-179 Заметки учителя/Рефлексия:
Мы начали раздел «Русские писатели о детях», который включает еще 2 произведения «Янко - музыкант» Г.Сенкевича и «Девочка на шаре» В.Драгунского. Тема нашего урока Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок», М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе». Урок построен на компетенции информационной, коммуникативной: биографические сведения о писателях, сведения о творческой истории произведений. Через применение технологии развития критического мышления ученики анализируют и выявляют значение важнейших эпизодов; обнаруживают понимание их взаимосвязей. Ученик извлекает информацию по заданному вопросу из художественной литературы; обрабатывает информации при помощи схемы- кластера и диаграммы Венна, описывает героев произведения; поясняет нравственный смысл изученного произведения. В групповой работе смело называет трудности с которыми столкнулся и члены группы сообща находят решение данной проблемы. Урок прошел очень плодотворно, интересно, чему свидетельствуют увлеченные дебаты членов групп.
Учитель: Ахметова Акмарал Сагимбаевна