Конспект урока по литературному чтению на тему Авторские считалки
Тема урока: Авторские считалки
Цель урока: формируем умение читать по ролям, участвовать в драматизации
Задачи урока:
Обучающие: Создать условия для формирования понятий о считалках, как одном из компонентов развития речи и обогащения словарного запаса;
Развивающие: Создать условия для развития творческих способностей, для развития компетентностей: информационной и социальной.
Воспитывающие: Создать условия для активизации познавательной деятельности и привития интереса к предмету;
Здоровьесберегающая: Создать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся на уроке.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: открытие нового знания
Методы и приемы: беседа, игра, иллюстрации.
Оборудование урока для учителя: мультимедийный проектор, слайд – презентация
Этапы урока
Дидактическая задача каждого этапа урока Содержание этапа Планируемые результаты этапа урока
ЦОР
Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент Эмоциональный настрой учащихся на работу Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Маратовна.
Этот урок литературного чтения проведу у вас я.
Присаживайтесь по своим местам!
Знаете, что произошло сегодня утром?
Я шла в школу и собирала улыбки.
Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона – гордость нашего района,
Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.
- А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг-другу, пожелайте удачи .Актуализация знаний Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания Ребята, как называется раздел, который мы изучаем?
- Какие произведения и стихотворения мы изучали в этом разделе?
- О ком или о чем они?
- На прошлом уроке вы учили стихотворения.
-Кто выучил и хочет рассказать его?
Чтение выученных стихотворений (3-4 человека) «Сказка - ложь, да в ней намек…»
«Похождения дикого кота Симбы», «Как петух лису обманул» и т.д. Сказки о животных, о людях и т.д.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Оценка деятельности учащихся Оценивание выполнение домашнего задания
Оценивание деятельности экспертов - Кто хочет сегодня побыть в роли экспертов?
(выбирается из класса 3 человека)
- Ваша задача оценить выступающего по следующим критериям:
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
- После выступление чтецов один из экспертов говорит, кому какую они оценку поставили, и объясняет почему.
- Молодцы ребята! Вы справились с домашним заданием.
- Ребята давайте теперь оценим деятельность наших экспертов.
- Какое у них было задание?
- Как вы считаете, они справились с заданием?
- По-вашему эксперты объективно поставили оценки выступающим?
- Я согласна с мнением экспертов. По-моему они все оценки поставили объективно.
- молодцы! Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
Работа с авторским текстом
Определение темы и задач урока
Выяснение значения слово считалка
Рассказ детьми считалок
Старинные считалки
Откуда возникли считалки
Народные считалки
Выяснение что значит авторская считалка Организовать познавательную деятельность учащихся
Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся
Дать учащимся конкретное представление о значении слово считалка
Проверка знания считалок у учащихся
Выявить знание детей старинных считалок
Узнать возникновение считалок
Узнать что такое фольклор;
Дать представление о народных считалках;
Разобрать считалку на части
Узнать что такое авторские считалки Чтение текста в учебнике стр. 91-92
- Сейчас я вам расскажу историю, а вы внимательно послушайте.
Вопросы после чтения
- ребята скажите, почему возник спор?
– Как разрешил спор дедушка Фёдор?
– Чью считалку вспомнил Афанасий?
– Хочется ли вам ещё раз прочитать её?
–Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- А что вы хотите узнать по данной теме?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с считалками.
- А что вы хотите узнать по данной теме? (записываю на доске предложения детей). Попробуем составить план нашей работы.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем:
Что такое считалка
Где можно применять считалки
Познакомимся с авторскими и народными считалками
Чем отличаются авторские считалки от народных считалок
-Как вы думаете, что обозначает слово считалка? Обсудите в парах.
- Это были ваши предположения.
- А где мы можем узнать научное определение этого слова?
Давайте посмотрим определение считалки в словаре Даля. (на слайде картинка словаря Даля и определение слово считалка)
- Считалка - Произносимый нараспев стишок, в котором сопровождается распределение участников игры.
- Любите ли вы считалки?
– А когда вам приходится вспоминать о считалке? Расскажите свои считалки, которые вы знаете.
- Молодцы! Вы много считалок знаете.
-Как вы думаете, а ваши мамы, бабушки и дедушки знали считалки?
- А кто из вас, знает считалку мамы или бабушки? Расскажите нам
(Если дети знают, 2-3 человека рассказывают. Если ни кто не знает, то предлагается спросить у своих родителей и рассказать на следующем уроке.) - Молодцы! Знаете хорошо считалки своих родителей.
- А вы бы хотели узнать, как возникли считалки? Какие у вас есть версии?
- Считалка возникла в глубокой древности и играла серьезную роль, помогая людям распределить работу. В настоящее время детские считалки – это распределение ролей и установление очередности в игре, чтобы всем
было весело и никому не обидно.
-Считалки являются одним из жанров фольклора.
- А вы знаете, что такое фольклор?
Фольклор – это — народное творчество, чаще всего устное.
- Как вы думаете, что значит народные считалки?
– В народной считалке есть всегда три части (зачин – основная часть – концовка типа «выйди вон», «тебе водить»).
Например:
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит - выйди вон!
На слайде написана считалка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Определите в этой считалке зачин, основную часть и концовку
- А вы знаете что, считалки бывают не только фольклорные, но и авторские?
- Ребята скажите, а что значит авторские считалки?
- Молодцы! Авторские считалки – это такие считалки, которые написал автор.
- Давайте откроем учебник на странице 93 и посмотрим, какие авторы писали считалки - Спор возник из-за того, что Саша и Афанасий не могли между собой договориться, кто будет читать
- считалка про зайчика
- да
- Мы сегодня будем говорить о считалках
Высказывания детей
- в словаре
- Да
- при игре, выбирать ведущего и т.д.
- Да
- Да
- фольклор – это устное народное творчество.
- народные считалки – это значит, сочинял эти считалки народ
1 строчка – зачин
2-3 строчки основная часть
4 строчка - концовка
- Да
- Авторские – это значит, их сочинил какой-то автор Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Чтение считалок Вадима Левина
Игра «Кошки-мышки»
(Физминутка)
Чтение считалок Ивана Демьянова
Чтение считалки Марины Бородицкойобеспечить восприятие, осмысление и первичное освоение учащимися содержания считалки
Снять утомление и статическое напряжение, повысить работоспособность учащихся
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное освоение учащимися содержания считалки
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное освоение учащимися содержания считалки Работа с текстами до чтения.
– Прочитайте в учебнике первого автора и как называются его считалки
– Для кого предназначена первая? А вторая?
– Очень они подходят при расчёте в игре «Кошки-мышки». Вот мы сейчас и поиграем.
– I вариант будут мышки, а II вариант – кошки. Каждый будет читать свою считалку.
- Ребята, прочитаете свою считалку про себя.
- Вам понравились считалки? Улыбнулись ли вы, читая эти считалки?
- Давайте теперь поиграем в игру. Сейчас кошки становятся в свой круг, а мышки в свой.
- По моему сигналу один ученик, который запомнил (можно прочитать с учебника) начинает считать свою считалку.
– Посчитаемся, кто выйдет первым, тот и съел.
Кто запомнил считалку? Начинаем считать
- Интересно, какая мышка съела весь сыр?
– Кошки так же считаются. Кто выйдет первый тот самый сильный в математике.
- А кто же из кошек самый сильный в математике? (Дети считаются.)
Молодцы ребята! А теперь Задача усложняется.
– А теперь посчитайтесь так, чтобы из круга выходила соседняя мышка или кошка.
- Молодцы! Садись на свои места. На перемене можно продолжить эту игру.
- Откройте учебник на стр. 94
- Прочитайте фамилию автора, который написал считалки на этой станице
- Давайте прочитаем его считалки. (Каждый читает про себя все 3 считалки.)
- Я вам даю 2 минуты на чтение.
После прочтение всех считалок
– Какая считалка помогает запомнить правила дорожного движения?
– В какой считалке скрываются три скороговорки?
- Кто хочет прочитать ее?
- Молодец!
– А вы нашли считалку-детектив? Кто хочет прочитать ее?
- Где же вы предлагаете искать сметану?
- Молодцы! Хорошо поработали.
- Ребята откройте теперь 96 страницу. Кто автор следующей считалки?
– Прочитайте название этой считалки
– Какое слово спряталось в названии?
– Кто же, по-вашему, герои этой считалки? Как вы думаете, о чём она будет?
- Кто хочет начать эту считалку? Читаем громко и 2 строчки считалки
- Молодец!
– Посчитайте и ответьте на вопрос считалки: сколько надо овощей?
– Какой звук чаще других слышится в этих строках?
- Молодцы! Давайте прочитаем эту считалку до конца.
– Как вы думаете, кто бы мог сказать: «Потеснись-ка ты, капуста. От тебя в кастрюле густо!»?
– Почему кочерыжка должна выйти?
– Давайте ещё раз вернёмся к названию.
- Как вы думаете, а можно было бы назвать стихотворение «Считалочка»?
- Одинаково ли пишется и произносится это слово? – Как вы думаете, почему же Марина Бородицкая назвала стихотворение «Щиталочка»?
- Кошкина считалка, Мышкина считалка
- Первая считалка предназначена кошек, а вторая для мышек.
- да подходят
- Иван Демьянов
- это первая считалка
- 3 считалка
- Да нашли.
- Кот ее съел, в доме и т.д.
- Марина Бародинская
- Щи-талочка
- Щи (суп)
- герой считалки суп и т.д. (мнение детей)
- о супе, о щах
- 4 овоща
- ща
Другие овощи.
Она не годится для щей
- Да, нет
- да одинаково произносятся, но по - разному пишутся.
- Потому, что щи-талочка тут слышится звук щ, и т.д.
Коммуникативные УУД
1. Выразительно читать и пересказывать текст.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
3. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Подведение итогов. Рефлексия Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее Вернёмся к теме нашего урока.
- На какие вопросы мы искали сегодня ответы?
- Что такое считалка?
- Где можно применять считалки?
- Какие бывают считалки?
- Чем отличаются авторские считалки от народных считалок?
- Мы на все вопросы с вами нашли ответы?
- Ребята у вас на партах лежат смайлики.
Сейчас каждый из вас прикрепит свой смайлик к нашей лестнице успеха. Самая высокая ступенька – Я все понял, могу помочь другому.
Средняя – я понял, но остались вопросы.
Нижняя ступенька – ничего не понял.
- Спасибо за урок. Мне было приятно сегодня с вами работать.
Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям и т.д.
- Да
Домашнее задание Организовать обсуждение и запись домашнего задания Откройте дневники и запишите домашнее задания.
На следующий урок я предлагаю вам поучаствовать в коллективном проекте "Считалки нашего класса. Для этого вам необходимо собрать все известные вам считалки. Каждый из вас должен написать и оформить на альбомном листе свою считалку. После того как вы принесете их, мы с вами сделаем альбом считалок нашего класса!
- Желаю вам удачи!