Конспект занятия «Что на что похоже»
Схема конспекта занятия
Тема: «Что на что похоже».
Возраст воспитанников: 6-8 лет.
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель занятия: развитие вербальных функций дивергентного (творческого) мышления
Задачи занятия -
Образовательные (учебные, овладение различными видами предметной деятельности):
Способствовать развитию навыка вовлечения в процессе поиска решения проблем неосознаваемых пластов опыта
Развивающие (формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий (саморазвитию):
совершенствовать ассоциативные механизмы мышления
способствовать снятию реципрокности в работе больших полушарий головного мозга
способствовать развитию образного мышления и воображения
Воспитательные (развитие личностных качеств):
Способствовать развитию коммуникативных качеств, умения слушать собеседника
Оборудование и технические средства обучения
Словарь: воображение, творчество.
Материалы и оборудование, используемые педагогом: мяч, 2 набора картинок
Планируемые результаты:
Метапредметные:
получат знания о понятии ассоциации;
применение личностного опыта при определении основного понятия (ассоциации)
произвольное осознанное устное высказывание
овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений и отнесения к известным понятиям
применение полученных знаний в измененных условиях.
Коммуникативные:
-работать в группе, в парах, слушать собеседника, владение диалогической формой речи, договариваться и приходить к общему решению.
Регулятивные:
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, вырабатывать самостоятельность.
Личностные:
-развитие доброжелательности, уважение друг у другу.
Результаты
Критерии оценки
Метапредметные
коммуникативные
Учебная ситуация: вхождение, актуализация познавательной и аналитической деятельности с опорой на личный опыт учащихся через диалог
готовность слушать собеседника и вести диалог;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения ;
Активно включается в диалог, с интересом слушает педагога, поддерживает диалог, выдвигая собственные версии и приводя аргументы
Познавательные
Учебная ситуация: получение нового знания
применение личностного опыта при определении основного понятия (ассоциации)
произвольное осознанное устное высказывание
овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений и отнесения к известным понятиям;
Регулятивные
Учебная ситуация: рефлексивно-оценочного характера
формирование умений оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умений конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
Адекватно оценивает свои действия, в случае неудачи делает попытку разобраться в причине неуспеха.
Учебная ситуация: рефлексия
освоение начальных форм познавательной и личной рефлекции;
Адекватно оценивает свои достижения, точно позиционируя себя на «горе знаний», задание вызывает интерес
Личностные
смыслообразование
Учебная ситуация: рефлексивно-оценочного характера
наличие мотивации в работе на результат;
Регулярно проявляет интерес к заданиям, в которых прогнозируется определенный результат
самоопределение
Учебная ситуация: получение нового знания
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие доброжелательности, уважение друг у другу.
Активно включается в учебно-познавательную деятельность, адекватно оценивает свои образовательные результаты, понимает важность личного вклада для их достижения
Ценностная ориентация
Учебная ситуация: получение нового знания
формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии
Воспринимает окружающий мир как целостную систему. Может проводить микро- и макроанализ объектов (рассматривать его как отдельную систему и показывать его роль в системе более высокого уровня иерархии)
Этапы работы
Содержание этапа
(деятельность педагога)
Деятельность детей
1.
Вхождение
-приветствие
-введение темы
-мотивация
-планирование, целеполагание
Цели для обучающихся:
- настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)
Цели и задачи для педагога:
- создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;
- включить всех воспитанников в работу
- установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;
Методы организации работы:
- контактная игра.
-проблемные вопросы
-игра-ассоциация
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.
Приветствие, создание эмоционального настроя на работу, сильной мотивации
Приветствует воспитанников. Предлагает ритуал приветствия.
Метод «Приветствие»
Участники должны буду здороваться друг с другом, но не просто так, а фантазируя при этом.
Для начала они представляют себе, что встречают близкого друга или подругу, которого давно не видели.
Следующее, что педагог просит – представить участников, что они инопланетяне. Как по-вашему они могут приветствовать друг друга?
Просит участников представить, что они находятся в чужой стране – может быть Индии или Японии.
Просит участников представить, что они пингвины
Теперь участники представляют, что встретили своего очень хорошего, близкого друга или подругу, с которыми не виделись несколько месяцев.
А теперь скажите, что, помимо приветствия друг друга, вы делали? Какое ваше качество, свойство вам приходилось применять здесь?
И как вы думаете, какая тема занятия сегодня?
Хотите научиться думать нестандартно, необычно? Находить неожиданные решения задач?
А как вы думаете зачем это нужно?
Участники ходят по комнате – молча, ни с кем не разговаривая. Участники приветствуют друг друга так, если они очень хорошие друзья. (30 секунд)
Участники здороваются со всеми, кого они знают. (30 секунд)
приветствуют друг друга в соответствии с заданным образом, проявляя сообразительность и воображение.
Участники отвечают на вопрос
Выходят на понятия воображение и фантазия
Отвечают
Обучающиеся отвечают на вопросы, слушают ответы друг друга
2.
Основной.
- Оценка знаний учащихся
- Сообщение новой информации (инпут)
- Формирование и развития навыка
Цель для обучающихся:
- совершенствовать ассоциативное мышление, вербальные способности,
-развить образное мышление, воображение
Цель для педагога :
- познакомить обучающихся с понятиям ассоциации;
- совершенствовать ассоциативные механизмы мышления
- способствовать снятию реципрокности в работе больших полушарий головного мозга
- способствовать развитию образного мышления и воображения
Методы организации работы: использование проблемных вопросов и заданий, тренинговые упражнения.
Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная.
Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:
-могут достаточно легко воспроизводить свои ассоциации при выполнении упражнений;
-используют оригинальные образы.
Критерии определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интереса к изучаемому материалу:
- заинтересованность в работе;
Методы мотивирования учебной активности воспитанников:
смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.
Вводится понятие «ассоциации» как образ-слово возникшее на исходное
Упражнение “Бег ассоциаций”
“Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любое существительное. Например, я бросаю мяч Николаю, называя слово “карусель”. Николай быстро называет любое слово, пришедшее ему в голову по поводу “карусели” и отправляет мяч обратно. Следующий скажет свою ассоциацию в ответ на брошенное ему слово. Постараемся делать это быстро, долго не обдумывая”.
При кажущейся простоте упражнение нередко вызывает трудности у участников. Это может выражаться в сообщениях о том, что ничего не приходит в голову, в длительных паузах, даже раздражении. Возникающее при этом напряжение некоторые участники пытаются преодолевать, реагируя заранее заготовленными словами. Педагог во время выполнения упражнения не акцентирует на этом внимание. Главное, к чему стремится ведущий - создание атмосферы, способствующей спонтанному порождению ассоциаций.
Когда упражнение завершено, можно спросить у участников, с какими трудностями они столкнулись во время его выполнения, на что они обратили внимание во время работы.
Упражнение «Необычные изобретения»
Педагог демонстрирует изображения необычных предметов (прил.1), задача участников ответить на вопрос по картинке:
Что это?
Для чего нужно?
Упражнение “Невероятные истории”.
Это упражнение заимствовано из техники сочинения историй с помощью игральных карт Нормой Лебен.
Педагог выкладывает перед группой набор картинок изображение вниз и говорит, что каждый из участников, когда наступит его очередь, может открыть две картинки. Поясняется, что группе предстоит сочинить историю, используя изображение на картинках.
Педагог начинает рассказ и задает тон развитию сюжета. По мере развития сюжета картинки располагаются в виде спирали, раскручиваясь из центра по часовой стрелке. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в сюжет не вовлекались разрушающие, негуманные идеи.
Промежуточная рефлексия
Понравился ли получившийся рассказ? Что получилось, что нет?
Слушают
Участники выполняют упражнение
Выполняют упражнение, могут помогать друг другу при затруднениях, предлагая свои варианты ответов
Выполняют упражнение, сочиняют историю
Отвечают на вопросы, анализируют результат и свой вклад в общее дело
3.
Закрепление учебного материала.
Цель для обучающихся:
- определить первичный уровень освоения навыка;
- научиться выражать свои мысли и чувства вербально
Цель для педагога:
- используя приемы способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению нового материала.
Методы организации работы:
-тренинговое упражнение коммуникативного характера.
Формы организации работы: парная.
Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:
- успешное выполнение упражнения;
- удовлетворение от проделанной работы.
Методы мотивирования учебной активности обучающихся:
смена видов деятельности, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.
Упражнение “Мои ассоциации” “Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его хорошие проявления во время нашей работы, все что он говорил, делал. Теперь решите, на какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание”.
Это упражнение позволяет каждому участнику получить личностно ориентированную обратную связь, в то же время характер задания направлен на развитие ассоциативных механизмов.
Разбиваются на пары случайным порядком
Выполняют упражнение
4.
Подведение итогов занятий. Рефлексия. Обсуждение ДЗ.
Цель для обучающихся:
- в ходе проведения рефлексии определить
уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме.
Цель для педагога:
- подвести итоги урока, построив траекторию дельнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе
Рефлексия по методу «Шеринг»
Как вы себя чувствовали во время занятия?
Понравилось ли занятие? Было ли оно полезным и почему?
Ритуал прощания.
Педагог просит встать в круг и взяться за руки. Говорит, что все отлично поработали и предлагает поблагодарить друг друга.
Участники по очереди высказываются о занятии, своем самочувствии
Участники встают в круг, берутся за руки, по очереди говорят спасибо др. др.
Приложение 1
15