Конспект урока: Г. Цыферов «Что у нас во дворе?».

Тема: Г. Цыферов «Что у нас во дворе?».
Тип урока:  урок закрепления усвоенных знаний.
Цели:
– формируем сознательное, правильное чтение;
– формируем умение разъяснять заглавие текста;
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать рассказы и стихотворения.
Задача: формировать у учащихся  универсальные учебные действия:

1.Личностные:
        (смыслообразование;
        (знание нравственно-моральных норм поведения.

2.  Регулятивные:
        (целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;
        (планирование – составление плана и последовательности действий;
        (самооценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и, что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

3.  Познавательные:
        (Общеучебные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;
        (Логические:
- использование знаний о жанрах рассказа автора;
- выбор оснований и критериев для определения темы рассказа;
- построение логической цепи рассуждений.
        (Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера.

4. Коммуникативные:
        (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
        (инициативное сотрудничество в поиске информации;
        (управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
        (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, пенал.
Схема доски:















































Этапы урока
Ход урока

Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)


·. Актуализация знаний.
1. Упражнение в технике чтения. Работа в тетради. (Задание I.1
в тетради, с. 18). 1
2. Вступительная беседа.
– Сегодня на уроке мы начнём читать новый раздел учебника «Капельки солнца». Откройте с. 65. Рассмотрите её.
– Как называется новый раздел книги? («Наш дом».) (Слайд 1)
– Как вы думаете, о чём будут литературные произведения в этом разделе? (О доме, в котором живём, о тех, кто рядом с нами живёт.)

– Для нашего друга Пети Зайцева всё интересно. Ему тоже хочется по-больше узнать о жизни своих друзей Катюши и Вовы. Переверните страницу.
3. Работа с серией картинок.
– Рассмотрите с. 66.
– Что мы видим? Расскажите.
Свободные высказывания детей: собака зарычала, залаяла и бросилась на Петю. Петя и Катя испугались. Вова прогнал собаку. Когда собака убежала, Петя Зайцев был огорчён, что он трусишка и ребята не будут с ним дружить.
– Прочитайте, что сказал расстроенный Петя друзьям. («Оказывается, я тоже боюсь собак и вы не будете со мной дружить...»)
– Как отнёсся к его словам Вова? Прочитайте. («Что ты! Вовсе нет! Идём к нам во двор играть!»)
(Слайд 2)

Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.




·
·. Совместное открытие знаний.
Геннадий Цыферов «Что у нас во дворе?».
Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название рассказа на с. 67. («Что у нас во дворе?»)
– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём будет рассказ?
– Почему авторы – составители этой книги выбрали рассказ именно с таким названием? (Они хотели рассказать Пете Зайцеву, что такое двор и что в нём находится.)
– Кто автор этого рассказа? (Геннадий Цыферов.) (Слайд 3)
Работа с текстом во время чтения.
а) Первое чтение всего рассказа по законченным частям (главкам или главам) про себя, а затем хорошо читающими учениками.
9 человек – 9 глав.

Вопросы после чтения про себя:
– Из скольких частей состоит рассказ?
– Какими словами начинается каждая глава? (1–? 2–? 3–? 4–? 5–? 6–? 7–? 8–? 9–?) (Или: Каким предложением начинается каждая глава?)
– Это предложение является и названием рассказа. Почему?
б) Повторное чтение первой главы.
Вопросы после чтения:
– Чей двор описан в этом рассказе?
– Что первым во дворе описал Г. Цыферов? Почему?
– С какого места видел свой дом рассказчик? Почему вы так думаете?
– На что похож дом? (С чем он его сравнивает?)
– Что напомнило о сходстве дома и корабля? Прочитайте.
– Какое слово самое главное в описании двора в этой главе? (Дом.)
– В тетради на с. 18, где цифра 1, нарисуйте дом (из этой главы).(Рисует на ИД)
Повторное чтение второй главы.
Вопросы после чтения:
– Что ещё интересного во дворе? (Мухомор-великан.)
– Прочитайте описание этого мухомора: какой он, мухомор? (Мухомор-великан. У него красная шляпа, а на шляпе – пуговки белые.)
– В описании писатель использует сравнение. Где оно? (Точки мухомора, как пуговки).
– Какие чувства вызвала у вас эта глава?
– У меня чтение этой главы вызвало два чувства: гордости (в моём дворе гриб-великан) и грусти (этот гриб не растёт).
– В этой главе две части – весёлая и грустная. Прочитайте весёлую часть, а теперь грустную часть.
Чтение детей.
– Какое слово в этой главе будет главным?
– Это настоящий гриб?
– В тетради под цифрой 2 нарисуйте грибок с песочницей (из этой главы). (Рисуют на ИД)
Повторное чтение третьей главы.
Вопросы по ходу чтения:
– О чём пишет в этой главе Геннадий Цыферов?
– Какие строчки говорят о том, что он любит и знает свой двор? (Если ветер, тополь смеётся: «У-у-у». Если дождь – плачет: «Кап-кап...»)
Упражнение в технике чтения:
Смех (весело):
Ха-ха-ха,
Хо-хо-хо,
Хе-хе-хе.
Плач (печально):
А-а-а,
О-о-о,
У-у-у...
И-и-и,
Ой-ой-ой,
Ай-ай-ай,
Кап-кап-кап...
– Давайте прочитаем ещё раз и попробуем передать голосом смех и плач тополя.
– Какие слова будут главными в этой главе? (Дерево, тополь.)
– В тетради на с. 18 под цифрой 3 нарисуйте дерево.
(Один ученик рисует на доске)
Начинаем читать четвёртую главу.
– Прочитайте первые два предложения. О чём эта глава?
– О каких качелях может написать автор? Такое маленькое слово
«качели», а глава большая. Интересно, почему? Читаем дальше.
Вопросы после чтения:
– Кто герои этой главы? (Дети и дедушка.)
– В этой главе писатель тоже использует сравнение. Где? Прочитайте.
– Что такое корабельные снасти?
(Слайд 4)
– Что напоминает дедушке скрип качелей?
Одинаковые ли картины видят с закрытым глазами рассказчик и дедушка? Почему?
– А что вы представляете, слушая скрип качелей?
– В первых трёх главах можно ли определить, сколько лет рассказчику? А в четвёртой? (Дети катаются на качелях. У рассказчика: «Дедушка нам говорит». Видимо, он пишет о своих детских впечатлениях, о дворе, где прошло его детство.)
– Какое же слово будет главным в этой главе? (Качели.)
– В тетради нарисуйте качели, о которых прочитали.
Читаем пятую часть.
– Прочитаем первую строчку.
– Что она нам подсказывает? (О чём будем читать.)
– Проверим это предположение. Читаем дальше.
– Здесь, в этой части, у автора тоже есть сравнение. Найдите и прочитайте. (Маленькие цветы «просто лепестками машут, будто бабочки».)
– Почему рассказчику стало жаль цветы? Прочитайте.
– Какие чувства испытывает он в этой части? (Восхищение, радость, жалость, обиду.)
– Почему после слов «Ведь обидно...» стоит многоточие?
– Почему прошла обида рассказчика?
– Что нарисуем в тетради под цифрой 5? (Клумбу с цветами.)

Читаем шестую часть.
– Прочитайте два первых предложения. (Что у нас во дворе? Сад.)
– Можно ли определить содержание этой части по первым двум предложениям? Почему?
– Читаем дальше.
– Описание домика дано загадкой. Прочитайте эту загадку.
– В этой части есть грустные строчки. Кто может их найти? Какое слово говорит о грусти?
– О чём же плачет длинная ножка? Каждый ли услышит её плач?
– Что показалось вам интересным в этой части?
– Что же нарисуем в тетради под цифрой 6? (Деревья в саду, а на одном из деревьев скворечник на длинном шесте.)
Читаем седьмую часть.
– Прочитайте её самостоятельно.
– О чём эта часть?
– Кто её герои? (Мальчик, котёнок, щенок, оловянный солдатик.)
– И котёнок, и щенок сломали песочный дворец.
– Может быть, мальчику сразу надо было строить большую крепость?
– Почему эту крепость уже никто не сломает?
– Какая строчка помогла ответить на этот вопрос? («Теперь в ней живёт... храбрый оловянный солдатик».)
– Что нарисуем в тетради под цифрой 7?
Читаем восьмую часть.
– Эта часть одна из самых красивых, волшебных. Почему?
– Чем она отличается от уже прочитанных?
– Использует ли автор сравнение в этой части? Найдите и прочитайте.
– Сколько фонарей во дворе?


– Почему же один похож на жирафа? Что общего между этим фонарём и жирафом? Какое слово помогло? (Высокий.)
– На что похож второй фонарь?
– Какое слово можно было бы добавить к слову «фонарь»? Почему? (Стеклянный. Стеклянный сундучок больше похож на аквариум, чем на просто сундучок.)
– Прочитайте самое «мечтательное» предложение. О чём оно?
(О том, на что похож свет фонаря зимним вечером, когда идёт снег.)
– Что же похоже на золотую рыбку? (Огонь.)
– Нарисуем два фонаря в тетради под цифрой 8.
Читаем девятую часть.
– Прочитайте первые два предложения.
– Может быть, автор уже сказал самое важное? Если да, то о чём эта часть?
– Может ли месяц принадлежать только этому двору? Почему?
– Читаем дальше. Может быть, автор объяснит, почему он так написал?
– Читаем дальше. Какие новые герои появились в этой части? (Папа, дедушка.)
– Мальчик задавал один и тот же вопрос папе и дедушке. Как ответил папа? Прочитайте.
– Как ответил дедушка? Прочитайте.
– Чей ответ вам понравился больше?
– А как на вопрос мальчика ответили бы вы?
– Кому поверил мальчик? Как вы догадались? Прочитайте.
– Что нарисуем в тетради под цифрой 9?
Физминутка «Попрыгать, поиграть».


– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.)


Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




·
·
·. Применение нового знания.
Работа с текстом после чтения.
– Понравился ли вам рассказ Г. Цыферова? Чем?
– Помог ли этот рассказ Пете Зайцеву понять, что такое двор?
– Посмотрите на с. 18 тетради. У нас получился план рассказа. И не просто план, а план из рисунков. Рисунки помогут вспомнить содержание каждой части. Конечно, вспомнить все слова бывает трудно. У вас при пересказе получится рассказ, изложенный своими словами. Чтобы более точно передать содержание рассказа, достаточно добавить к нашим рисункам другие слова-рисунки.
– Какие рисунки вы дорисовали бы к плану?
К 1-й части – кораблик на волнах.
Ко 2-й части – капельки дождя, падающие на веточки с листочками и без, высокие (с листиками) и низкие (без листиков).
К 3-й части – с одной стороны – улыбающееся лицо, с другой – плачущее (капли дождя, слёзы).
К 4-й части – справа от качелей лицо старика с закрытыми глазами и в облачке – кораблик на волнах с множеством мачт.
К 5-й части – на клумбе цветы-бабочки.
К 6-й части – дерево без листьев со скворечником (это дерево отдельно от других).
К 7-й части – слева от песочницы – кота, щенка, а справа – крепость и солдатика.
К 8-й части – к маленькому фонарю – в сундучке золотая рыбка.
К 9-й части – слева от домика солнышко, а справа – улыбающийся месяц с рожками (были рисунки и кустика, а под ним месяц с закрытыми глазами).
Коллективный пересказ рассказа Г. Цыферова с использованием плана (по рисункам).
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.














·V. Итог.
– Расскажите, что вы можете сделать вместе со взрослыми, чтобы ваш двор стал уютнее, чище, красивее.
– А что вы уже сделали?
-Сейчас каждый подойдет к доске, если рассказ понравился выбираем зеленый смайлик, если не заинтересовал- желтый, если не понравился- красный.


V. Домашнее задание (по желанию).

– Подготовьте рассказ в картинках о том, что окружает ваш дом.





цђ Заголовок 315